Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юр. психологии

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
1.03 Mб
Скачать

3. Наличие факторов риска: возраст, отрицательный прошлый опыт, наличие психических расстройств в анамнезе, личностные акцентуации, низкий социоэкономический опыт (Минеева О.А., 2010).

Черепанова Е.М. описывая модель травмированной личности, указывает,

что по сути дела, травматическая личность – это более или менее устойчивый набор узнаваемых черт, формирующихся под воздействием травмы, если человек не смог или не захотел проанализировать, что все-таки с ним произошло, и вместо одних, разрушенных базовых иллюзий, построил другие. Автор описывает таких людей следующим образом:

1. Романтизм, причем в самом плохом значении этого слова. Такие люди знают, в чем счастье человечества, и ради этого готовы пожертвовать всеми,

кто имеет другие представления о счастье. Здесь можно провести аналогию с фашистами. Если бы последние не имели светлых идеалов, то не смогли бы привлечь на свою сторону так много людей различного возраста и социального положения.

2. Преобладание групповых ценностей над индивидуальными. Для человека жизнь группы становится важнее, чем жизнь отдельного индивида.

Следовательно, ради счастья группы, ради ее блага можно пожертвовать жизнью одного или другого человека, а также и своей собственной.

3. Стремление к саморазрушению, образующее вместе с предыдущим качеством комплекс, который можно было бы обозначить как «счастье принести себя в жертву ради групповых интересов». Песенные строчки «Все как один умрем в борьбе за это!» могли родиться и стать популярными только в травмированном сообществе (Черепанова Е.М., 1997).

Стоит отметить, что Черепанова Е.М. выделяет данные признаки для всех категорий людей с посттравматическим стрессовом расстройством (ПТСР), но если говорить конкретно о боевой психической травме, то стоит добавить к этому списку еще некоторые пункты, а именно:

1. Повышенная агрессивность, связанная с постоянным эмоциональным напряжением. Человек, подчас чудом оставшийся в живых, не испытывает

111

радости от того, что продолжает жить, а наоборот мучается чувством вины за смерть своих товарищей/сослуживцев. Основными эмоциями в случае данного протекания посттравматического стресса являются страх, злоба, агрессия,

чувство вины.

2. Включение особых механизмов совладания. Что касается механизмов совладания с травмой, то здесь во многом находит свое применение концепция З. Фрейда и некоторые из предложенных им защитных механизмов личности,

такие как: вытеснение, регрессия, изоляция, проекция, интроекция и сублимация. Помимо внутриличностных механизмов, часто бывают использованы и разнообразные психоактивные вещества. Разнообразные зависимости, в первую очередь, алкоголизм, – это тотально распространенная среди ветеранов симптоматика, характерная для ПТСР, имеющая важную функцию копингового механизма – механизма совладания со стрессом.

3. Стремление к повторному переживанию травмирующей ситуации с целью ее проработки.

Экстремисты, при проведении своих акций тоже сталкиваются с необходимостью убийства, что является опытом несовместимым со всем предыдущим жизненным опытом, а также рискуют собственной жизнью и здоровьем.

Также были проведены исследования, в ходе которых было установлено,

что экстремисты обладают высоким уровнем агрессии, ставят групповые ценности выше личностных, преданы идеологии и зачастую злоупотребляют психоактивными веществами (чаще алкоголем, потому что употребление наркотиков не приветствуется в данной субкультуре) (Чугаев С., 2005).

Всвязи с этим была выдвинута гипотеза, что стрессовые реакции у правых экстремистов и людей, имеющих опыт боевых действий, имеют схожий характер протекания и похожее влияние на психическое состояние человека.

Вданный момент проводится исследование, в котором принимают участие две группы респондентов. Первую составляют правые экстремисты,

скинхеды, совершавшие насильственные действия против лиц другой

112

национальности, в возрасте от 18 до 27 лет. В другую группу входят лица с опытом боевых действий, имеющие диагноз «Посттравматическое стрессовое расстройство».

Нами используются следующие методики:

1.Шкала оценки влияния травматического события (Горовиц и соавторы).

2.ЛА-44. Легитимизация агрессии (Ениколопов, Цыбульский).

3.Методика исследования самоотношения (МИС; Пантилеев, Столин).

4. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, в адаптации Т.А. Крючковой).

На данный момент исследование не закончено, выборки расширяются.

Однако, проведя вышеуказанные методики, предполагается получить представление о том, каков уровень стресса в выборках, какие копинг-

стратегии применяются испытуемыми. А также установить, какие факторы являются наиболее стрессогенными для каждой из выборок и какие особенности самоотношения можно у них выявить. Затем предполагается проанализировать полученные результаты и сделать вывод о схожести/различности протекания стрессовых реакций в двух исследуемых выборках. Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы при составлении коррекционных программ для экстремистов и для построения более эффективной психологической работы с ними в целом.

Список литературы:

1.Минеева О.А. Боевой стресс: Механизмы развития, классификация,

структура реакций// Сборник научных трудов всероссийской конференции

«Боевой стресс. Медико-психологическая реабилитация лиц опасных

профессий», М., 2010.

 

 

 

 

2. Солдатова

Г.У.

Психология

межэтнической

напряженности

/

Г.У. Солдатова. М., 1998.

 

 

 

3.Черепанова Е.М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М.:

Издательский центр «Академия», 1997.

113

4.Чугаев С. А ждать ли нам пожара? И откуда? // Комсомольская правда, 8

ноября 2005.

Коммуникативная толерантность как компонент структуры психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел

Торопчина Ю.В., курсант ФГОУ ВПО

«Ростовский юридический институт МВД РФ», Ростов-на-Дону Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Помаз Г.С.

В настоящее время в оценке работы правоохранительных органов на передний план выдвигается проблема профессиональной компетентности и надежности сотрудников. Эта проблема обусловлена целым рядом факторов,

одним из которых является низкий уровень престижа и зачастую негативный имидж сотрудника правоохранительных органов в глазах общественности.

Негативный имидж сотрудников, в частности, является следствием их непрофессионализма при общении с гражданами. Поэтому наличие знаний и умений в области коммуникативного взаимодействия и разрешения кон-

фликтных ситуаций выступает одним из важных условий повышения эффективности деятельности личного состава органов внутренних дел.

Межличностные отношения формируются на восприятии и понимании людьми друг друга. В коллективе собираются люди, каждый из которых обладает индивидуальными особенностями: возрастными, внешними,

гендерными, профессиональными различиями, различиями в темпераменте,

характере, уровне интеллекта, образованности, различными социальными установками (усвоенные нормы поведения, интересы, стиль общения,

привычки, ценности, убеждения, свои модели объяснения поведения других людей). Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы запускают определенную схему социальной перцепции.

Одной из базовых составляющих этой схемы выступает толерантность,

представляющая собой комплексное личностное качество, которое

114

характеризует совокупность ценностных установок личности, является показателем социальной рефлексии, уровня коммуникативности, способности разрешать деструктивные конфликтные ситуации, а также способности к сопротивлению негативным воздействиям окружающей среды, успешной адаптации к социальному окружению. Она подвергается развитию в процессе социализации, воспитания и самовоспитания. Толерантность в межличностном общении понимается как неотъемлемая характеристика профессионализма и зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в рамках «человек-человек».

Интегральным объективным критерием толерантности является конструктивное субъект-субъектное взаимодействие с коллегами. Этот интегральный критерий конкретизируется в объективных показателях:

эффективности взаимодействия, сбалансированности целей и средств, а также целей и результатов взаимодействия; высоком уровне сформированности психотехнологий взаимодействия.

Понятие «коммуникативная толерантность» ввела В.В. Бойко. Под коммуникативной толерантностью она понимает характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию (Бойко В.В., 1996).

Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с явлением эмоционального отражения личных различий. В механике коммуникативной толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств партнеров – интеллекта с интеллектом,

характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают качества,

состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности.

Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий.

115

Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей.

В.В. Бойко считает, что повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства,

вызывающие или подчеркивающие эти различия.

Основные подструктуры личности, обусловливающие коммуникативную толерантность следующие: интеллектуальная, ценностно-ориентационная,

этическая, эстетическая, эмоциональная, сенсорная, энергодинамическая,

характерологическая, алгоритмическая, функциональная. Характеризуя любого человека, можно определить уровень коммуникативной толерантности как ситуативной, типологической, профессиональной и общей коммуникативной

(Виноградова Е.Г., 2002).

В.В. Бойко выделяет в структуре коммуникативной толерантности умения: принимать индивидуальность другого человека; оценивать людей исходя из их Я; преодолевать категоричность своих оценок в адрес окружающих; скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей; не стремиться перевоспитывать партнера; поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их характера или привычек; быстро приспосабливаться к новым людям; легко идти на уступки; признавать свою неправоту; быть терпимым к дискомфортным состояниям окружающих; не быть злопамятным.

По мнению Г.В. Безюлевой и Г.М. Шаламовой, люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешенны и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания в коллективе, что способствует формированию толерантных

116

отношений. Коммуникативная толерантность проявляется в том, что человек не видит ярких различий между собой и партнером, либо не испытывает негативных эмоций по поводу этих различий (Безюлева Г.И., Шаламова Г.М., 2003).

Для органов внутренних дел понятие «толерантность» достаточно новое и мало изученное. Проведенное в 2007 году исследование, направленное на выявление влияния коммуникативной толерантности во взаимоотношениях сотрудников на состояние социально-психологического климата в коллективе

(Зебрева Е.Н, 2007) показало: чем выше общий уровень коммуникативной толерантности во взаимоотношениях сотрудников, тем выше индекс групповой сплоченности, тем ниже уровень дисгармоничности в межличностных отношениях (напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессивность), а,

следовательно, и благоприятнее социально-психологический климат коллектива.

Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата коллектива способствует его стабилизации: предотвращает агрессивное взаимодействие и внутригрупповые конфликты; снижает уровень напряженности в коллективе;

способствует сплоченности, организованности, позитивному межличностному восприятию, благоприятному эмоциональному фону (групповое настроение),

профилактике профессиональной деформации личности; оптимизации процесса профессионального общения, устранению психологических барьеров общения.

Поэтому одним из путей развития коммуникативной толерантности сотрудников как важной характеристики их профессионализма является работа по налаживанию и поддержанию оптимального социально-психологического климата в служебных коллективах.

Список литературы:

1.Безюлева Г.И., Шаламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.:

Вербум-М, 2003.

117

2.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филин, 1996.

3.Виноградова Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: Дис. ...

канд. псих. наук. Сочи, 2002.

4.Зебрева Е.Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива // Юридическая психология. № 3, 2007.

Условия и причины совершения преступлений несовершеннолетними

Трусов И.А., курсант ФГОУ ВПО

«Ростовский юридический институт МВД РФ», Ростов-на-Дону Научный руководитель – кандидат социологических наук Упорникова-Пивоварова И.В.

Каждое государство кровно заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, каждый подросток вырос настоящим человеком и достойным гражданином своей страны. Оно также заинтересовано и в том, чтобы среди подрастающего поколения не было правонарушителей и преступников. Наша страна – далеко не исключение. Важнейшим этапом формирования полноценного человека является политико-культурное и морально-

нравственное воспитание. С этой целью и организовываются всевозможные программы, мероприятия и национальные проекты.

Способствуют совершению преступлений несовершеннолетними одновременно выступающие общие причины и условия, которые присущи большинству преступлений и частные, которые характерны для конкретного вида преступлений. Они воздействуют на сознание подростка примерно в один и тот же момент, дополняя друг друга. Знание их позволяет принимать меры к их устранению и, следовательно, предупреждению преступлений. От условий воспитания, от того, с кем и с чем сталкивается человек на своем жизненном пути, в известной мере зависят его поведение, навыки, мировоззрение, его

118

отношение к окружающему. Неблагоприятные же условия формирования личности нередко влекут за собой возникновение нарушений правил в обществе. В сознании несовершеннолетнего зарождается неприемлемое для общества поведение. Образовывается свой, «личный взгляд» на происходящее в социуме.

Формирование личности подростка начинается с ранних лет, с самого детства. Оно может осуществляться в семье, детском саде, школе, позже в трудовом коллективе. Существенное воздействие на воспитание детей и подростков оказывает бытовое окружение, средства массовой информации,

мнения и суждения сверстников. Дети и подростки, как известно, избирательно воспринимают и запоминают ту информацию, которая их окружает. В силу определенных индивидуально-психологических особенностей подросткового возраста подростки, попав в неблагоприятные условия, в отрицательную среду,

могут оказаться относительно более податливыми чуждым влияниям. В

обществе «индивиды как физически, так и духовно творят друг друга». «Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с

которыми он находится в прямом или косвенном общении» (Примаченок А.А.,

1972).

Семья для несовершеннолетнего является той первоначальной школой, в

которой они учатся жизни, формируют свои взгляды, вырабатывают отношения к людям, ко всему окружающему. В зависимости от того, что представляет собой семья, какие моральные принципы существуют во взаимоотношениях между родителями, как они себя ведут, являются ли честными, правдивыми или напротив, лживыми, корыстолюбивыми, лицемерными по отношению к государству, родным и близким, соседям, даже собственным детям, последние вырастают или настоящими гражданами и патриотами своей страны или напротив. Поэтому семейное воспитание по существу является одним из важнейших факторов нравственного формирования личности несовершеннолетних.

119

К сожалению, далеко не в каждой семье родители добросовестно подходят к выполнению своих родительских обязанностей, считаются со сложившимися требованиями и моральными принципами общества нашего государства, в должной мере заботятся о правильном нравственном воспитании детей. Некоторые из них, слепо любя своих детей, создают им условия жизни,

при которых они фактически воспитываются в обстановке праздности и безделья и в результате вырастают лентяями, себялюбцами, эгоистами,

расточителями, не приспособленные к банальной работе.

В жизни немало случаев, когда неограниченная щедрость родителей,

стремящихся ни в чем не отказывать своим «чадам», приводит их «деток» сначала к пьянкам за счет родителей, а затем к аморальному образу жизни и преступлениям.

Выдающийся русский педагог П.Ф. Лесгафт говорил: «Сначала конфеты,

а потом конфеты с ромом, потом ром с конфетами и, наконец, чистый ром».

Таков нередко конечный результат слепой любви и бездумного, излишнего баловства детей (Белякова А.М., 1968).

Важнейший фактор влияния на несовершеннолетних – недостатки воспитательной работы в общеобразовательной школе. Нравственное воспитание в семье получает свое дальнейшее закрепление и развитие в школе,

служащей следующим звеном или ступенью единого воспитательного процесса.

Да, на протяжении многих лет наши школы по уровню получения образования являются ведущими. Но наряду с немалыми достижениями в образовании и воспитании учащихся, в деятельности некоторых общеобразовательных школ имеются существенные упущения. Среди учащихся можно встретить случаи совершения не только безнравственных поступков, но и преступлений. К величайшему сожалению эта тенденция только возрастает.

Низкий общеобразовательный уровень при наличии сложной и неблагоприятной обстановки является одним из условий, способствующих

120