Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юр. психологии

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
1.03 Mб
Скачать

Так же подростки с отклоняющимся поведением отдают себе отчет в том,

что алкоголь и другие ПАВ негативно влияют на их здоровье и в частности на внешний вид. В большей мере данная проблема находит отражение среди девушек. Этот вывод следует из обратной интракорреляционной связи между реальным уровнем употребления алкоголя и желанием иметь еще более привлекательную внешность, чем есть на данный момент. А привлекательная внешность повышает желаемый уровень оптимизма.

Для выявления гендерных особенностей самооценки и самоотношения у делинквентных подростков проводилось аналогичное корреляционное исследование.

Как ранее говорилось, для девушек «группы риска» большое значение имеет отношение окружающих к ним. Чем лучше люди проявляют свое отношение к ним, тем большую уверенность в себе ощущают девочки и тем ярче выражен их уровень притязания по шкале «умственные способности», но тем ниже их реальная успеваемость в школе. Это может быть связанно с тем,

что в специальной школе они получают повышенное внимание со стороны учителей, воспитателей, социальных педагогов и психологов вне зависимости от своей успеваемости. Поэтому делинквентам не нужно стараться достигать успехов в учебе, чтобы на них обратили внимание. Это может являться признаком негативной идентификации.

У мальчиков, склонных к проявлению антисоциального поведения,

выделяются сильные связи между такими параметрами, как авторитет и зависимость от друзей (r=0,982759). Это может объясняться тем фактом, что авторитетной личность является в первую очередь среди круга друзей и знакомых, поэтому и появляется зависимость от них. А также свидетельствует о том, что при оценке собственных качеств эти несовершеннолетние ориентируются в большей степени на внешние оценки, что, по-видимому,

связанно с недостаточной развитостью внутренних критериев оценивания.

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов:

91

1.Особенностью самоотношения делинквентных подростков является высокая зависимость собственной оценки от мнения окружающих и внешних обстоятельств, такая тенденция более ярко проявляется у девушек, склонных к проявлению делинквентного поведения.

2.Подростки экспериментальной группы склонны оценивать себя более агрессивными, нежели их просоциальные сверстники, что, по-видимому,

связанно со склонностью к эгозащитному внешнеобвиняющему реагированию.

3.При оценке себя делинквентные подростки в меньшей степени уделяют внимание собственным интеллектуальным способностям, но обозначают наличие определенных проблем с алкоголем.

4.Выявленные особенности самооценки и самоотношения могут рассматриваться в качестве одного из факторов риска делинквентного поведения подростков.

Кпроблеме суицидального поведения в подростковом возрасте

Родина О.В., студентка факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института, Шадринск Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Самылова О.А.

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. С каждым годом растет количество самоубийств,

среди подросткового и юношеского возраста. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств, в возрасте 15-24 лет в последнее время увеличилось в два раза.

Большинство авторов отмечает (А.Г. Амбрумова, Е. Шир, Б.Н. Алмазов и др.), что суицидальное поведение в подростковом возрасте очень редко бывает,

связано с психическими заболеваниями, в подавляющем большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции (Амбрумова А.Г., 1996).

92

Взарубежной психологии изучением суицидального поведения в подростковом возрасте занимались Э. Дюркгейм, который заложил мощный фундамент для изучения проблемы суицида, Абрахам и Фрейд разработали теорию о психодинамике суицидального поведения.

Вотечественной психологии изучением суицидального поведения в подростковом возрасте занимались П.Ф. Булацель, Н. Бердяев, А.Г. Амбрумова,

В.А. Тихоненко, Е.В. Змановская, Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко,

А.А. Прозоров, В.Т. Кондрашенко.

Подростковый возраст как никакой другой характеризуется частой

сменой взглядов, высокой степенью ранимости, чувствительности,

мнительности и является более уязвимым, так как не имеет готовых моделей и способов разрешения трудных ситуаций, что может привести к суицидальному поведению.

Согласно А.Г. Амбрумовой и Е.М. Вроно, для подростков с суицидальным поведением характерны следующие черты: импульсивность,

эксплозивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость,

несамостоятельность мышления (Амбрумова А.Г., 1996).

А.Е. Личко и В.Т. Кондратенко указывают на определенную связь суицидального поведения с типом акцентуации характера (Кондратенко В.Г., 1988; Личко А.Е., 1983).

По мнению А.А. Султанова, такие особенности личности суицидентов,

как сензитивность, эмоциональная неустойчивость, возбудимость, достигавшие у некоторых из них уровня акцентуации, формировали в сочетании с другими факторами особую предиспозицию личности, способствующую повышению суицидального риска (Игумнов С.А., 2001).

А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит: потерю любимого человека; состояние переутомления;

уязвленное чувство собственного достоинства; разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; отождествление себя с человеком,

93

совершившим самоубийство; различные формы страха, гнева и печали по разным поводам (Личко А.Е., 1983).

С.В. Бородиным и А.С. Михлиным, в качестве причин суицидального поведения, выделено еще и желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

Одним из наиболее распространенных факторов суицида, по мнению М.Г. Балашовой и Е.Ю. Собчик, является одиночество. Значительное влияние

на суицидальное поведение подростков оказывают межличностные

отношения со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я. Жезловой, в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные». Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры (Змановская Е.В., 2003).

На этапе экспериментального исследования мы изучали проблему суицидального поведения в подростковом возрасте. В соответствии с этой целью выявили склонность к суицидальному поведению в подростковом возрасте. Диагностическая работа осуществлялась на базе МОУ «Школа № 7» города Шадринска. В исследовании принимали участие 30 детей подросткового возраста, из них 17 юношей и 13 девушек.

С помощью методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона были выявлены уровни одиночества. Нами было выявлено, что 83.3% испытуемых имеет низкий уровень одиночества, 16,7% испытуемых – средний уровень одиночества и 0% – высокий уровень.

Для изучения сформированности целей в жизни была использована методика «Тест смысложизненных ориентаций» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика в адаптации К. Муздыбаева.

Анализ ответов испытуемых показал, что 50% испытуемых набрали низкие баллы по шкале «цель в жизни», что может свидетельствовать о

94

несформированности или об отсутствии жизненных целей. Аналогичные результаты мы получили по шкале «процесс жизни», где количество испытуемых составило 43,3%, что является признаком неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.

Неудовлетворенность своей прошлой жизнью выявлена у 40%

испытуемых, т.е. они набрали низкие баллы по шкале «результативность жизнью». Аналогичные результаты мы получили по шкале «локус контроля – Я» – 43,3%, что говорит об отсутствии веры в свои силы и способности контролировать события собственной жизни.

Нами было вывялено, что у 53,3% испытуемых по шкале «локус контроля

– жизнь» выявлены низкие баллы. Такие дети убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, и свобода выбора иллюзорна и бессмысленно загадывать что-либо на будущее. По общему показателю жизненных ориентаций и всем шкалам 40% испытуемых имеют низкие баллы.

Для выявления суицидального риска испытуемых и уровня сформированности суицидальных намерений была использована методика

«Опросник суицидального риска» в модификации Т.Н. Разуваевой.

На основе анализа результатов исследования суицидального риска, 13,3%

испытуемых набрали высокие показатели по всем шкалам: демонстративность;

аффективность; уникальность; несостоятельность; социальный пессимизм;

слом культурных барьеров; максимализм; временная перспектива;

антисуицидальный фактор. Низкие показатели набрали 86,7%, т.е. риск суицидального поведения у данных подростков отсутствует.

По результатам проведенных методик «Опросник суицидального риска», «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества», «Тест смысложизненных ориентаций» 13,3% испытуемых обладают несформированностью жизненных ориентаций, испытывают одиночество и суицидальные намерения, и следовательно, входят в группу суицидального риска.

95

Таким образом результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что существует необходимость в предупреждении и профилактике суицидального поведения у данной категории детей.

Впсихолого-педагогической литературе выделяют способы предотвращения суицидальных попыток у подростков: снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение; формирование компенсаторных механизмов поведения; формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Вкачестве профилактических мер суицидального поведения может проводиться: социально-психологический тренинг разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания; индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии; психологическая коррекция пассивной стратегии избегания; увеличение уровня самоконтроля, выработка мотивации на достижение успеха (Игумнов С.А., 2001). А также обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказание подросткам социальной поддержки с помощью семьи, школы и друзей.

Список литературы:

1.Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. № 4.

2.Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения.

М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3.Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков / Под ред. В.Т. Кондратенко. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

4.Кондратенко В.Г. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.

5.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.

96

Гендерная социализация на разных возрастных этапах в различных видах профессиональной деятельности

Савостеенко Н.А., студентка факультета социально-педагогических технологий Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Минск Научный руководитель – кандидат психологических наук Полещук Ю.А.

Гендерная психология обеспечивает воспитательный процесс научно обоснованной теорией. Маскулинность и фемининность из стереотипных признаков мужского и женского гендера постепенно превратились в личностные качества одинаково значимые как для мужчин, так и для женщин.

Оптимальное соотношение двух полярных наборов гендерных качеств в одном индивиде делает успешной профессиональную карьеру человека. Опыт гармоничного взаимодействия мужского и женского гендера, формируемый в процессе гендерного воспитания, позволит в будущем рассчитывать на счастливую семейную жизнь.

С точки зрения возрастной характеристики, гендерное воспитание можно рассматривать применительно к категориям школьников, студентов и взрослых.

Гендерное воспитание школьников заключается в том, чтобы помочь им справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки и принятие,

таким образом, определенной социальной роли. Воспитание студентов строится на разъяснении гендерных стереотипов, с которыми сталкивается молодежь,

вступая во взрослую жизнь, и совместном поиске средств преодоления этих стереотипов. Гендерное образование взрослых носит, главным образом,

адаптационный характер, помогая приспособиться к изменениям,

происходящим в окружающем мире, или бороться с возникающими трудностями (Цыганкова Г.П., 2009).

Можно выделить некоторые особенности гендерной социализации, в

процессе которой человек получает представление о своих и чужих гендерных

97

ролях. Особо подчеркивается роль достаточно жестких полоролевых стереотипов, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и феминности. На формирование гендерной идентичности влияют собственный жизненный опыт, анализ поведения, общения, результатов деятельности и средств достижения этих результатов. Однако общепринятый взгляд на роли мужчины и женщины во многом определяет их брачные отношения и брак, профессиональную деятельность, социальные отношения,

способ проведения досуга, выбор круга общения и т.д. Несовпадение ожиданий и жизненных реальностей приводит к взаимному разочарованию мужчин и женщин, распаду семей и т.д.

Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя,

наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. Причины трудностей можно обнаружить в познавательной, эмоциональной сферах личности, в ее поведенческих проявлениях. В частности представления, знания личности о гендерных ролях могут быть недостаточными или же не соответствовать реальной ситуации.

На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональной сферах. В основе семейных конфликтов лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов. Гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей. Как правило,

мужчины имеют установки на традиционный тип семейных отношений в быту

(жена выполняет больший объем домашних работ, а если муж ей и помогает, то только выполнением традиционных видов «мужской работы»). Женщины чаще склоняются к эгалитарному типу распределения ролей в семье, при котором семейные обязанности делятся поровну между мужем и женой, либо распределяются в зависимости от сложившейся ситуации: основную часть домашних дел берет на себя тот член семьи, у кого больше свободного времени

(Гаврилица О.А, 1998).

98

Наиболее выраженный деструктивный показатель ролевого конфликта – это чувство вины, которое рождается из модели восприятия женщиной своих ролей. Часто это связано с синдромом супер-женщины: иметь в жизни все

(замужество, дети, карьера) и превосходно выполнять свои обязанности.

Чувство вины характеризуется высокой устойчивостью и множеством сфер проявления, это отношение женщины к детям, супругу, работе, самой себе.

Поведение, вызванное чувством вины, является компенсаторным, оно побуждается глубокой потребностью оправдания, что сделано что-то неправильно и это необходимо исправить. В отношении к детям компенсаторное поведение проявляется, например, в таких формах, как покупка ребенку большого количества игрушек, выполнение всех желаний ребенка. В отношения с мужем чувство вины проявляется в том, что женщина сама берет на себя большую часть домашней работы, стремясь компенсировать несоответствие идеализированному образу «хозяйки дома». В отношении к работе чувство вины проявляется в отказе от профессиональных достижений и карьеры, женщина не предпринимает действий, которые помогут ей продвигаться по служебной лестнице. Чувство вины проявляется и в отношении женщины самой к себе. Работающая женщина чувствует себя виноватой перед семьей, когда она тратит время на себя, и утверждает, что у нее «не доходят руки до себя». Она не может позволить себе заниматься спортом, тратить время на общение с подругами, походы к косметологу и т.д.

Она убеждена, что личные дела – это дела, которыми следует жертвовать в первую очередь.

В 2010 году в ряде городов Беларуси было проведено исследование гендерных характеристик будущих специалистов разных сфер профессиональной деятельности. В исследовании принимало участие 66

человек, 5 вузов страны.

В ходе проведения исследования были использованы следующие диагностические методики: методика «Уровень эмоционального интеллекта»

(С.А. Беляев, А.И. Янович, М.И. Мазуров), методика исследования эмпатии

99

(И.М. Юсупов,

Е.М. Никиреев), опросник «Кто Я?» (М.

Куна,

Т. Макпертленда),

опросник С. Бем (модифицированный

вариант

И.С. Клециной),

опросник «Индекс ургентной аддикции» Н.

Тасси

(адаптированный Шибко О.Л.).

Проведя анализ гендерных характеристик разных сфер профессиональной деятельности, можно сделать вывод о том, что и мужчины и женщины обладают своими особенностями, что различия не так многозначны, чтобы могли повлиять на качество выполнения работы внутри определенной сферы.

Для анализа взаимосвязи гендерных характеристик в исследовании использовался коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена. В ходе анализа было выявлено, что не существует гендерных различий между специалистами разных сфер профессиональной деятельности, а настоящий будущий специалист должен обладать рядом личностных характеристик, независимо от того, парень это или девушка, для успешной и продуктивной работы в будущем, так как вероятность ошибки более 5 %.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что независимо от пола будущий специалист должен обладать набором личностных характеристик, а не гендерными стереотипами и ожиданиями окружающих. Следовательно нормальное развитие будущего специалиста зависит не от гендерных стеореотипов, а от набора профессионально важных личностных качеств и компетенций. От того, насколько обеими сторонами понимаются и учитываются особенности этих отношений, зависит эффективность общения, установление взаимопонимания, взаимоотношений между мужчинами и женщинами и успешность социализации.

Список литературы:

1.Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998, №4.

2.Цыганкова Г. П. Психология гендерного воспитания в высшем колледже.

Минск: МГВРК, 2009.

100