Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Moskovsky_Gosudarstvenny_Institut_Mezhdunarodn.doc
Скачиваний:
2896
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
2.85 Mб
Скачать

3. Завершение объединения восточного славянства.

На протяжении первых лет правления Владимир объединил все восточ­нославянские земли. В 981 г. он отнял у Польши Перемышль и другие Чер-венские города, дважды в 981 и 982 гг. побеждал вятичей, в 993 г. совершил поход на хорватов, в 984 г. привел к покорности радимичей. Постепенно из многочисленных племен, признавших власть Киева, стал складываться единый древнерусский народ, который говорил на одном языке, имел об­щую культуру и территорию всей Руси считал своею землей.

Границы Киевской Руси при Владимире в основном совпадали с этни­ческими границами восточных славян. Кроме того в древнерусское госу­дарство вошли земли северных угро-финнов: чуди, мери, веси. В княже­ние сына и внуков Владимира территория Руси постепенно росла, т.к. продолжался процесс переселения русичей в северо-восточном, восточ­ном и юго-западном направлениях. Не случайно В.О.Ключевский назы­вал Русь страной колонизующейся.

4. Государственное управление, суд, налоги.

При Владимире Святославиче из летописи исчезают упоминания о пле­менных великих и светлых князьях, которые правят отдельными частями русской земли как союзники или подчиненные киевского князя. Влади­мир сажал по городам своих бояр-наместников, которые на окрестных тер­риториях творили суд, поддерживали внутренний порядок, собирали на­логи. Когда подросли сыновья Владимира (он имел от разных жен 12 сы­новей), киевский князь отправил их князьями-наместниками в Новгород* Полоцк, Туров, Ростов, Муром, Псков, Смоленск, Искоростень, Влади1 мир-на-Волыни, Тмутаракань. Князья-наместники и бояре-наместники^ во всем слушали киевского князя. Они правили на местах от его имени1 Владимир мог в любой момент их сместить и заменить другими людьми Местные династии исчезли — везде сели Рюриковичи или их бояре. Цент­ральная власть от этого упрочилась.

Судили князья и наместники, опираясь на сложившееся обычное пра-в0 __ Закон Русский. К сожалению, мы не знаем конкретных положений этого права, ведь это был устный закон. По-видимому, он сохранил много первобытных обычаев, в частности кровную месть, когда за обиду родичу мстили его родственники.

Налоги (дань) Владимир собирал «от плуга» (т.е. с каждой семьи). Фор­мами сбора дани оставались полюдье и повоз.

5. Крещение Руси.

Важнейшим нововведением X в. явилось принятие в 988 г. христианст­ва. Не случайно Ласкового князя Владимира, Владимира Красное Сол­нышко, прозвали еще Святым.

Реформа До 988 г. русские были язычниками, поклонялись многим язычества богам, среди которых особым уважением пользовались бог молнии Перун (у дружинников) и бог скота Велес (у рядовых людей). В договорах с Византией «дружина и вой» клялись именно этими божест­вами. Кроме того, каждое племя почитало еше какого-нибудь местного духа. Последнее мешало объединению славян из различных племен.

Сразу же после войны с Ярополком Владимир задумал сделать Киев ре­лигиозным центром всех восточных славян. Он создал в центре Киева ка­пище1, где стояли идолы различных богов, сведенные в пантеон. Главным стал Перун. Его деревянное изваяние венчала серебряная голова с золоты­ми усами.

Причины обращения к Результатами реформы Владимир остался недово- христианству лен. На местах люди по-прежнему чтили традици­онных богов, Перун остался главным богом дружинников. Дунайская Болгария, Византия, королевства Западной Европы были христианскими государствами, на язычников они смотрели свысока и с недоверием. Язы­чество затрудняло международные контакты языческой Руси с развитым христианским миром, что мешало и политическому и культурному ста­новлению государства. Да и для внутреннего порядка языческие нравы, зародившиеся еще при первобытно-общинном строе, были препятстви­ем, ибо они не сдерживали агрессии и алчности, не разрушали племенную замкнутость людей.

Христианство с его единобожием (монотеизмом), иерархией святых, учением о терпении и подчинении, обещанием рая страдальцам, пропове­дью непротивления злу насилием, освящением царской власти значитель­но более подходило уровню развития русского общества X в., нежели при­митивное первобытное язычество.

Христианство не было единственной развитой религией того времени. На Руси знали об иудаизме (иудеями была верхушка хазарского общест­ва), об исламе (волжские болгары являлись мусульманами). Но отноше­ния с иудеями-хазарами и мусульманами-болгарами были, скорее, враж­дебные, а с Византией, несмотря на все противоречия, — взаимовыгодны­ми, что вело к ориентации на христианство, причем в его восточном, гре-

—место, где стояли идолы и проводились религиозные церемонии славян-язычников.

ческом, варианте. Последнее нашло отражение в летописном рассказе об избрании Владимиром веры. Выслушав иудея, мусульманина, христиани­на, сравнив церковную службу в западной римской и в греческой церкви, русские мужи во главе с Владимиром остановились на греческом вариан­те христианства. (Константинопольские патриархи соперничали с глава­ми западных христиан папами римскими. В 1054 г. патриарх и папа, рас­сорившись, прокляли друг друга. Произошел окончательный раскол церквей. Восточная именовала себя «правильной», православной. Запад­ная — католической, т.е. всемирной. Русь осталась верна православию.)

Поход на Корсунь Принятию Владимиром христианства предшествовали лю­ бопытные события. В 987 г. в Византии вспыхнуло восста­ ние против братьев императоров Василия и Константина. Они обратились к Вла­ димиру за военной помощью. Князь согласился, но оговорил условие — он женит­ ся на сестре императоров Анне. Этот брак ставил киевского князя в один ранг с византийскими императорами, укреплял его престиж. Обычно греческие монархи уклонялись от династических связей с варварскими и языческими правителями, чтобы не подрывать свой высокий статус. («Рожденная в пурпуре не может быть женой варвара!» Такой ответ получил в 968 г. сын германского императора христи­ анин Оттон на свое сватовство к византийской принцессе.) Владимир в тот период уже решил крестить Русь, но опять возникало осложне-| ние. Византия стремилась рассматривать крещенные греческими священниками и| подчиненные в церковном плане Константинопольскому патриарху страны как; зависимые. Русь, естественно, этого желала избежать. Все опять решило оружие. В\ 988г. Владимир осадил Херсонес — византийский город в Крыму. Русские называ­ ли его Корсунь. Чтобы вернуть Корсунь, греки прислали свою принцессу и попов для крещения Владимира. По одним сведениям, Владимир крестился в 988 г. в Хер-^ сонесе, по другим — в том же году, но или в Киеве, или в Васильеве. Вслед за кня­ зем крестилась его дружина. •'

Крещение Руси Владимир велел уничтожить идолов. «Когда влекли Перу­на по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так ка не приняли они еще святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его»... Затем послал Владимир по всему Киеву сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Так описывал крещение киевлян в водах Карамзин.

В столице была поставлена деревянная церковь Св. Василия, патрона Владимира. Позже была построена каменная церковь Богородицы, кото­рую еще называли Десятинной, потому что князь выделил на ее содержа­ние десятую часть своих доходов. Служил в этой церкви корсунянин стае, который помог Владимиру овладеть Херсонесом.

Происходило крещение людей и в других городах. Напутствуемые волхва-] ми, язычники сопротивлялись. В Новгороде жители вступили в бой с дру жинниками посадника Добрыни и тысяцкого Путяты, пытаясь спасти о' разрушения идолов. «Лучше нам умереть, нежели богов наших дать на по ругание!» — говорили новгородцы. В итоге «Путята крестил мечем, а Доб рыня огнем». Идолы были уничтожены, каменного Перуна утопили в Вол хове, но память о нем дожила до начала XX в.: купцы, проплывая над мес том, где был затоплен кумир, кидали «подводному царю» в дань монетку.

К концу X в. большинство жителей Руси приняло христианство, но в севе­ро-восточных лесах еще до XIII в. было немало язычников. Волхвы и по­сле смерти Владимира поднимали своих сторонников на восстания. Они возглавили восстание во время голода в Суздальской земле в 1024 г., в Рос­товской земле в 70-х гг. XI в.

У многих новообращенных в христианство христианские представления сливались с языческими. Так, знаменовавший приход лета языческий праздник Купалы, в который молодежь собиралась между селами у воды на игриша, слился с днем Иоанна Крестителя. Христиане, как и их языче­ские пращуры, прыгали через костры, водили хороводы и иногда «умыка­ли», по старинному обычаю, жен. Перун слился с образом Ильи Пророка, бог Велес — со Св. Власием. Христиане по-прежнему гадали, обращались к языческим заговорам. Греческие священники, приезжающие на Русь, часто упрекали русских в двоеверии.

Значение крещения И все же принятие христианства изменило внутрен- Руси нюю жизнь Руси. Смягчились нравы. Христианские

проповедники поучали людей: «не убий!», «люби ближнего, как самого се­бя». Страх перед Божьим наказанием удерживал многих от того, чтобы жить грабежом, убийствами, воровством. Он ограничивал власть госпо­дина над рабом, заставляя и в «убогих» тоже видеть людей. По христиан­ской вере, бедный и богатый, простой человек и знатный были равны перед Богом.

Освящало христианство и власть монарха. «Всякая душа да будет покор­на высшим властям, ибо нет власти не от Бога».

С византийскими священниками прибыли на Русь греческие и болгар­ские книги. Византийцы и болгары начали переводить на древнерусский язык Священное писание, труды римских, греческих авторов. Было поло­жено начало обучению грамоте русских людей. Еще в IX в. два грека-мо­наха Кирилл и Мефодий, знавшие славянский язык, придумали для славян алфавит на основе греческого. Этот алфавит, «кириллица», вошел в упо­требление на Руси.

К Владимиру прибыли греческие зодчие, художники, мастера-камнере­зы и каменщики. Они построили и украсили первые русские храмы, пере­дали секреты искусства и ремесла местным ученикам.

В Западной Европе и в Византии русских послов теперь встречали как единоверных, внешнеполитическое положение Руси упрочилось.

6. Внешняя политика Владимира. Оборона от Дикого поля.

Отношения с С соседними государствами Русь при Владимире

западными соседями поддерживала, в основном, мирные отношения. Ле- нтиеи тописец так говорит о внешней политике Владимира

на Западе: «И бе живя с князьями окольными миром, с Болеславом Ляд-ским (Польским), и с Стефаном Угрским (Венгерским), и с Андрихом ческим». Дружеские отношения между государствами в ту пору укреп­ляли и династические браки. Владимир женил старшего сына Святополка

33

на дочери польского князя Болеслава Храброго, за другого своего отпры­ска — Ярослава (сына Рогнеды) сосватал варяжскую принцессу.

С Византией Русь вела оживленную и выгодную торговлю, но одновре­менно Русь и Византия соперничали за влияние в Северном Причерномо­рье. Византийскими форпостами были Херсонес и другие греческие горо­да в Крыму. Русское влияние распространялось через Тмутараканское княжество (бывший греческий город Таматарха). При Владимире к Тмута­ракани присоединили восточную оконечность Крымского полуострова, главный город которой получил русское название Корчев. Кварталы, заселенные русскими гостями (купцами), появились в византийских Хер-сонесе и Суроже. Попытки Византии вытеснить русских с Крыма не имели успеха.

Не менее важными для Руси были культурные связи с Ромейской импе­рией. После принятия христианства от Византии на Русь прибыло визан­тийское духовенство, которое создавало русскую церковь. Монахи — гре­ки и болгары — трудились над переводами книг на русский язык, были первыми учителями. Византийские архитекторы и художники создавали первые древнерусские храмы и украшали их.

Борьба

с кочевниками

Степи Нижнего Поднепровья во II половине X в. пре­вратились во враждебную Руси территорию, откуда нападали на русские села и города печенеги, захватывали имущество и людей, жгли дома. В 992 г. они опустошали земли на юг от Киева. Русские разбили печенегов у реки Трубеж. Потом на месте битвы построили кре­пость Переяславль. В 996 г. печенеги опять воевали на русской земле, в плен к ним чуть было не попал сам князь Владимир. В 997 г. степняки об­ложили Белгород, стоящий совсем недалеко от Киева.

Легенда рассказывает, что осада вызвала в Белгороде голод. Люди уже хоте- i ли сдаться, но один мудрый старец уговорил горожан из последней муки сварить кисель, собрать мед и поместить эти продукты в деревянных бочках на дне двух колодцев. Пригласили печенежских послов, на их глазах черпали из колодцев мед и кисель и спрашивали кочевников: «Чего стойте, вам нас все равно не взять измором! Нас сама земля кормит!» Простодушные печенеги сняли осаду.

Оборона Руси от печенегов стала важнейшей задачей государства. Для защиты южных рубежей Владимир начал строительство городов крепос­тей по притокам Днепра — Десне, Остре, Суле, Стугне, Трубежу. Создали 3 линии укреплений с городами, засеками, валами, частоколами. Вся Русь участвовала в этом строительстве деньгами, людьми и иными средствами. Гарнизоны крепостей состояли из славян, чудинов и представителей иных народов.

Построенные крепости располагались так, что с высокой деревянной башни каждого из них была видна вежа соседнего городка. Дозор на баш­не крайнего южного города, когда видел приближение врага (а в степи видно на 40-50 км), разжигал на верхней башенной площадке костер. Дым и огонь видели соседи и поступали также. Огненный «телеграф» до­носил тревожную весть до столицы, и дружина князя Владимира спешила

34

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]