Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Moskovsky_Gosudarstvenny_Institut_Mezhdunarodn.doc
Скачиваний:
2896
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
2.85 Mб
Скачать

2. Царствование Ивана Антоновича (1740-1741).

Падение Бирона. Царствование Анны близилось к концу. Императрица назначила своим наследником младенца — сына сво­ей племянницы Ивана Антоновича. Регентами при ребенке должны были быть не его родители — Анна Леопольдовна и принц Антон Браунгшвейский, а Бирон. Фаворит сам упросил сделать его опекуном ма­лолетнего императора, хотя Анна Иоанновна отговаривала его, говоря что он не сумеет удержаться у власти.

Так и вышло. Императрица Анна умерла в октябре 1740 г. Фельдмаршал Миних возглавил гвардейцев, с которыми 8 ноября 1740 г. сверг Бирона. Фаворит Анны был отправлен в ссылку в Сибирь.

Падение Миниха. Но сам Миних также не удержался наверху. Он «имел неосторожность заболеть», а когда поправился, обна­ружил, что родители малолетнего царя Ивана VI не намерены прислуши­ваться к его советам. Фельдмаршал подал в отставку, надеясь, что его бу­дут упрашивать остаться, но отставка была принята.

Впрочем, недолго находилась у власти и правительница Анна Леополь­довна с мужем. Дворяне роптали, желая себе больше привилегий и не ви­дя их. Замкнутая Анна Леопольдовна, окруженная немецкими друзьями, не пользовалась у русских дворян популярностью. Ходили слухи, что Ан­на Леопольдовна, как в свое время Бирон, хочет реформировать гвардей­ские полки, набрав в них солдатами одних простолюдинов. Гвардейцев же разошлют по армейским полкам и гарнизонам.

Переворот в пользу Елизаветы. Гвардейцы склонялись на сторону цесаревны Елизаветы Петровны. Царствование ее отца после царствования Анны казалось великим, наполненным громкими победами, о тяго­тах петровского времени, которые отвели Елизавету от престолонаследия в 1730 г., теперь уже забыли. Тем более, что Елизавета, преследуемая при Анне Иоанновне, обещала дворянам, особенно гвардейцам, милость.

Новый переворот свершился 25 ноября 1741 г. Ночью гвардейские солда­ты во главе с Елизаветой, одетой в кирасу, ворвались в спальню бра-уншвейгского семейства и арестовали императора и его родителей. Причем солдат, несший Ивана VI, уронил его на лестнице, возможно, этим объяс­няется умственная неполноценность свергнутого правителя в будущем.

Пленников отправили в Холмогоры, на Север. Там умерли Анна Леопольдовна и Антон Брауншвейгский. Их дочери, которых запретили даже учить грамоте, вла­чили жалкое существование. Ивана VI держали в Шлиссельбургской крепости до 1764 г. В этот год он был убит стражей при попытке освобождения его авантюрис­тами-заговорщиками.

3. Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761).

Гнев и милость При свержении брауншвейгской фамилии были арес­тованы и сосланы Миних и Остерман. А вот Бирону, который в 1730-1740 гг. не дал императрице Анне Иоанновне заточить Елизавету в монастырь, надеясь женить на ней своего сына, вышло осво­бождение. Елизавета позволила Бирону жить в Ярославле.

Рота гвардейцев Преображенского полка, совершившая переворот, бы­ла названа лейб-компанией. Солдаты-недворяне получили потомствен­ное дворянство. Всехлейб-компанцев пожаловали поместьями, но в даль­нейшем они не играли видной роли в елизаветинском царствовании.

Лейб-компанцы и другие участники переворота получили 18 тыс. крес­тьян и около 90 тыс. рублей. А в целом, с 1741 по 1761 г. дворянам было от­дано 800 тыс. душ обоего пола.

В царствование Елизаветы продолжался процесс расширения дворян­ских привилегий.

Политика в отношении дворян. Дворян не только свободно отпускали в отставку по истечении 25 лет службы, но и не особенно следили за тем, являлись ли они на службу в определенном возрасте. При Елизавете распространился обычай записывать дворян в полки малолетними — с 3—4 лет, при этом дети, конечно, жили в домах своих родителей, но чины и выслуга лет уже шли. Когда молодые дворяне действительно начинали служить, они уже были в офицерских чинах и служить им оставалось до истечения 25-летнего срока недолго.

Офицерская служба в гвардейских полках не имела прежних строгостей и была приятным и престижным развлечением, которое, однако, требова­ло немалых денег.

Чтобы поднять доходы дворянства, Елизавета в 1754 г. объявила виноку­рение (производство водки) монополией дворян. Это означало, что толь­ко дворяне теперь могут производить столь выгодный для продажи товар. Купцам, имевшим винокуренные заводы, велено было сломать их или продать дворянам в течение полугода.

Дворянам начали передавать также казенные заводы Урала. В 1754 г. ор­ганизовали Дворянский банк, дававший дворянам кредит под низкий процент (6% против традиционных для того времени 30%). Правительст­во рассчитывало, что все эти меры послужат для процветания благородно­го сословия. Однако ощутимая польза была лишь от винокуренной моно­полии. Дворяне быстро продали заводы купцам, а деньги, взятые в банке, тратили не на улучшение хозяйства, а на балы, костюмы, развлечения.

В 1746 г. Елизавета издала указ, запрещавший кому-либо, кроме дворян, покупать крепостных людей с землей или без земли. Даже выслужившим­ся личным дворянам запретили иметь крепостных. В 1754 г. началось Ге­неральное межевание земель. Недворянам (в том числе и богатым купцам) вообще запретили иметь имения с крепостными. За 6 месяцев они долж­ны были продать свои поместья. В итоге, «шляхетство» приобрело допол­нительных 50 млн. десятин земли.

Правда, в том же 1754 г. были отменены в России внутренние таможни, от чего выиграли все, кто занимался торговлей, особенно купцы.

В 1760 г. помещики получили право ссылать своих крестьян в возрасте до 45 лет в Сибирь. Каждый сосланный засчитывался за рекрута, поэтому дворяне широко пользовались своим правом, ссылая неугодных, бедных или больных крестьян и сохраняя лучших работников. С 1760 по 1765 г. в Тобольскую и Енисейскую провинцию сослали более 20 тыс. крепостных.

Крепостное право усиливалось. Крепостных почти не считали за людей: Елизавета даже исключила их из присяги, которую приносили ей поддан­ные.

Елизавета все время подчеркивала, что она дочь Петра и будет править, как он. Но царица не обладала гением отца, поэтому сходство этих прояв­лений было лишь внешнее. Елизавета восстановила ту систему учрежде­ний центральной власти, которая была при Петре I. Кабинет министров был упразднен, но в конце царствования Елизаветы, когда императрица стала часто болеть, возник орган, по сути повторяющий его и стоящий над Сенатом и коллегиями — Конференция при высочайшем дворе. В конфе­ренцию вошли президенты военного и дипломатического ведомств и ли­ца, назначенные императрицей.

Елизавета пыталась вникать во все государственные дела. Она принима­ла министров и выслушивала их доклады. Лишь под конец жизни импера­трица стала отходить от государственных забот.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]