Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
imo3.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
612.86 Кб
Скачать

6.5. Изменения ситуации на международной арене в 1922-23 гг. Генуэзская конференция.

В период с 1920 по 1922 г. на международной арене произошли изменения, связанные с укреплением позиций советского государства, в связи с чем ведущие державы, стали рассматривать возможности налаживания экономических отношений с РСФСР. Необходимым условием налаживания отношений руководство стран Запада считало соглашение о получении компенсаций за утерянную в России собственность и возвращении российских долгов. Советское правительство, также заинтересованное в экономических связях с Западом, обратилось 28 октября 1921 г. к западным державам с нотой, в которой заявило о своем согласии на определенных условиях признать довоенные царские долги. Западные страны со своей стороны должны были предоставить советскому правительству льготные условия погашения долгов. Предусматривалось также, что согласие Советской России на существенные уступки в вопросе о долгах должно было сопровождаться заключением мирных договоров со странами Антанты и признанием большевистского правительства. Для разрешения обозначенных проблем Советская Россия предлагала созвать международную конференцию.

Советские предложения вызвали достаточно большой интерес на Западе. Вопрос о созыве международной конференции должен был решить Верховный совет союзников, заседания которого открылись 6 января 1922 г. в Каннах. На нем было предложено созвать в феврале или начале марта международную экономическую и финансовую конференцию всех стран Европы. 7 января 1922 г. итальянское правительство передало советской стороне меморандум, содержащий приглашение принять участие в данной конференции. 8 января Советское правительство приняло приглашение.

Тем временем в лагере стран Антанты продолжалась борьба по вопросу об условиях экономического сотрудничества с Советской Россией. Новый премьер-министр Франции Р.Пуанкаре потребовал введения режима капитуляций в Советской России как условия ее участия в экономической конференции, кроме того, он настаивал на отсрочке конференции не менее чем на три месяца, стараясь, видимо, сорвать ее. Компромисс между Англией и Францией был достигнут на встрече Р.Пуанкаре и Д.Ллойд Джорджа 25 февраля 1922 г. , на которой Пуанкаре согласился с неизбежностью конференции, а британский премьер, в свою очередь, пошел на уступки, в результате чего было решено снять с обсуждения конференции вопросы, касающиеся германских репараций и пересмотра мирных договоров. Открытие конференции переносилось на 10 апреля. Было также обусловлено, что приглашение в Геную советской России не должно автоматически означать ее признания; предполагалось, что вопрос о признании будет решен в зависимости от того, примет ли советское правительство все те экономические требования, которые предъявят ей западные страны. Для разработки этих требований создавался комитет экспертов, начавший свою работу 20 марта в Лондоне.

Отрицательную позицию по отношению к конференции заняли Соединенные Штаты: они отказались от официального участия в конференции, ссылаясь на то, что она будет носить, скорее всего, не экономический, а политический характер. Одним из мотивов отрицательного отношения американского правительства к Генуэзской конференции было то, что энергичная деятельность Ллойд Джорджа по организации конференции вызвала опасения, что и на самой конференции руководящая роль будет принадлежать Англии, а США окажутся оттесненными на второй план.

Что же касается советского руководства, то оно считало, что данная конференция может сыграть важную роль в установлении и развитии конструктивного диалога между Советской Россией и странами Запада. В то же время, советская сторона заявила организаторам конференции, что ни на какие соглашения, противоречащие ее интересам, она не пойдет. Для укрепления своих позиций накануне конференции советская дипломатия инициировала совещание представителей Латвии, Эстонии, Польши и Советской России в Риге 29 марта 1922 г., на котором делегаты прибалтийских стран и Польши высказались в пользу юридического признания советского правительства и сочли целесообразным согласование действий своих делегаций в Генуе. Хотя на самой конференции эстонская, латвийская и польская делегации в ряде вопросов отошли от рижских решений, тем не менее, совещание в Риге определенным образом способствовало стабилизации отношений России с этими странами.

* * *

Генуэзская конференция открылась 10 апреля 1922 г. в присутствии представителей 34 стран. В выступлениях глав делегаций стран-организаторов конференции на первом пленарном заседании прозвучали призывы присоединиться к Каннским резолюциям Верховного совета Антанты, а также призывы к установлению мира, достижению соглашений и отказу от пересмотра уже заключенных договоров. На этом заседании выступил и глава советской делегации Г.В. Чичерин, в речи которого отразилась противоречивость советской внешней политики периода начала 20-х гг.: конструктивные предложения, направленные на установление и развитие экономического сотрудничества с Западом сочетались с достаточно фантастическими проектами справедливого переустройства мира в духе идей утопического социализма, которые вызвали негативную реакцию представителей стран Европы. Признавая, в целом, возможность экономического сотрудничества с капиталистическими странами, Г. Чичерин в тоже время выступал против целого ряда требований, предъявленных ими, что означало, фактически отказ от условий, обозначенных в Каннской резолюции, что также не способствовало улучшению отношений между Советской Россией и странами Антанты и уменьшало шансы на достижение конференцией значимых позитивных результатов.

На следующий день, 11 апреля, началась работа 4-х комиссий конференции: политической, экономической, финансовой и транспортной. Основная нагрузка лежала на политической комиссии, в которой предполагалось обсудить “русский вопрос”. В комиссии советской делегации вручили меморандум, разработанный экспертами в Лондоне, в котором содержалось требование погашения большевиками финансовых обязательств царского и Временного правительств, а также требование компенсации всех убытков, понесенных иностранцами в результате политики нового руководства России. Кроме того, в заключении экспертов содержалось требование отмены монополии внешней торговли т.е. ликвидации той преграды, которая ограждала Советскую Россию от иностранного экономического и политического влияния. Необходимо также отметить, что согласно указанному экспертному заключению советской финансовой системой должны были руководить страны Антанты.

Переговоры по затронутым экспертами вопросам проходили как в официальной, так и в неофициальной обстановке на вилле главы английской делегации, куда были приглашены лидеры советской делегации Чичерин, Красин и Литвинов. В ходе переговоров советская сторона отклонила требования экспертов, принятие которых ущемляло независимость и суверенитет Советской России, более того, выдвинуло свои претензии на возмещение ущерба, нанесенного союзниками российской экономике в ходе военной интервенции; представители стран Запада также заняли непримиримую позицию. Ллойд Джордж предлагал объявить о безрезультатности переговоров в случае отказа советской делегации принять предложения Антанты. В то же время, представители европейских стран не хотели брать на себя ответственность за срыв конференции, разрабатывая новые варианты материальных и финансовых претензий к России. В конечном счете Ллойд Джордж внес предложение: западные государства отвергают советские встречные предложения, но соглашаются уменьшить военный долг России и продлить срок уплаты процентов по долгам. Предложение было сделано в ультимативной форме и советская делегация, не рискнув отказаться, сообщила, что для окончательного ответа ей нужно получить инструкции из Москвы. Переговоры были приостановлены.

Необходимо отметить, что проводя переговоры со странами Антанты, советские дипломаты активно развивали отношения с германскими представителями в Генуе, которые также оказались в определенной политической изоляции на конференции. 16 апреля в местечке Рапалло близ Генуи был подписан советско-германский договор, полностью восстанавливавший дипломатические и консульские отношения между двумя странами. Германия и РСФСР взаимно отказывались от возмещения военных расходов и убытков. Важное значение имело и признание Германией национализации германской государственной и частной собственности в России, осуществленной в соответствии с декретами советской власти. Советская Россия отказывалась от получения с Германии репараций, причитавшихся ей на основании соответствующих статей Версальского договора. Договор предусматривал также развитие экономических и правовых отношений между двумя странами на основе принципа наибольшего благоприятствования.

Как уже отмечалось выше, переговоры относительно заключения такого договора уже велись между правительствами Германии и РСФСР в течение некоторого времени и их удачное завершение в Генуе в значительной степени объясняется острыми противоречиями между Германией и Антантой на конференции. Подписание Раппальского договора было крупным успехом советской и германской дипломатии, способствовавшим выходу двух стран из политической изоляции. Этот договор заметно осложнял странам Антанты выполнение их планов в отношении возмещения Россией ущерба бывшим владельцам национализированных предприятий и уплаты царских долгов, разработанных экспертами в Лондоне. Был создан прецедент, который значительно усиливал позиции Советской России, как на конференции, так и на международной арене в целом.

Договор вызвал отрицательную реакцию со стороны организаторов конференции, которые послали ноту Германии, подписанную главами ряда делегаций. Немцы извещались о том, что своим поступком они предрешили устранение Германии от дальнейшего участия в обсуждении условий соглашения между представленными на конференции государствами. Германские дипломаты отстаивали правомочность своих действий, подчеркнув, что договор не затрагивает интересы третьих держав. Несмотря на это, французские представители потребовали денонсации Раппальского договора, угрожая в противном случае прекратить сотрудничество с советской делегацией. Однако такая позиция не нашла поддержки у их британских и итальянских коллег, заинтересованных в достижении экономического соглашения с большевиками.

В этих условиях 20 апреля советская делегация передала организаторам конференции ответ на меморандум лондонского совещания экспертов, в котором отклонялись требования западных держав, наносящие ущерб политической и экономической независимости Советской России. Вместе с тем, правительство РСФСР признавало за иностранными подданными, чьи материальные интересы пострадали в результате национализации иностранной собственности и отказа от уплаты довоенных долгов, право на возмещение убытков. Соглашаясь таким образом признать довоенные долги, Советская Россия выдвинула финансовые контрпретензии к странам Антанты, требуя возмещения ущерба, нанесенного союзной интервенцией и блокадой.

2 мая 1922 г. западные страны предъявили Советской России новый меморандум, в целом повторявший позиции лондонского доклада экспертов вплоть до установления режима, сходного с режимом капитуляций. При выполнении советским правительством всех этих требований союзники соглашались отсрочить уплату российских долгов.

11 мая советские представители в Генуе дали официальный ответ на меморандум союзников, содержащий тщательный анализ предъявленных ими требований и доказательства их необоснованности с точки зрения нового российского руководства. 13 мая ответ советской делегации в отсутствии представителей России обсуждали представители западных держав. Ллойд Джордж внес предложение закончить конференцию образованием трех комиссий с участием советских представителей (по вопросу о долгах, реституции иностранной собственности и о кредитах), продолжив в этих комиссиях переговоры об урегулировании финансовых претензий сторон. На время работы комиссий глава английской делегации предлагал заключить пакт о ненападении и соглашение о прекращении пропаганды. Проект вызвал резкую критику со стороны французской делегации, однако большинство участников конференции сочли его вполне приемлемым. На следующий день союзники договорились, что исследование вопросов, затронутых на Генуэзской конференции, будет продолжено комиссией союзных и нейтральных экспертов в Гааге летом 1922 г. Для участия в работе экспертного совета приглашались все участники Генуэзской конференции, за исключением Германии, и представители США. Также было принято взаимное обязательство участников конференции о ненападении на период работы конференции в Гааге и последующие 4 месяца.

19 мая работа международной экономической конференции в Генуе была завершена. В целом, ее результаты не оправдали возложенных на нее надежд, т.к. практически ни один вопрос, обсуждавшийся на ней, не был решен. Однако, определенные успехи были достигнуты советской дипломатией, т.к. полуторамесячные переговоры Советской России с ведущими странами мира были сами по себе большим успехом, означая признание советского государства де-факто. Кроме того, советская сторона добилась подписания договора об установлении дипломатических и развитии экономических отношений с одной из крупных европейских стран – Германией, что способствовало дальнейшему ослаблению внешнеполитической изоляции России и укреплению ее позиций на международной арене и в целом, стабилизации международной обстановки в послевоенной Европе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]