Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
26
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
419.11 Кб
Скачать

Литературная страница

Практика показывает, насколько важными являются хорошие от­ношения между врачом и сестрой, врачей между собой...

Напряженность в отношениях между членами лечащего коллекти­ва ведет к возникновению беспокойства у больных, даже к ухудше­нию их состояния. Между врачом и сестрой должны быть отношения коллег по работе, специалистов, работающих над одной проблемой. Гуманность, чувство призвания должны находить отклик, служить основой гармонии в работе, которая проявляется в едином стиле, в едином поведении в отношении больных. В отношениях между вра­чом и сестрой не должно быть места заносчивости, презрению, по­стоянному подчеркиванию своего преимущественного положения в работе, приказному тону, однако не менее вредны излишняя фа­мильярность, такая непосредственность отношений, которая уже ме­шает работе. Споры в присутствии больных, громкие замечания в па­латах, презрительность тона, нотации вредны во всех отношениях. Большой ошибкой в работе многих отделений до сих пор является то, что работу сестер там все еще считают механической, думают, что для исполнения порученных им задач достаточно лишь одних навы­ков, опыта. А ведь давно доказано, какую огромную роль играет се­стра в лечебной деятельности, в уходе за больными. Нужно постоян­но напоминать об этом всем сестрам, работающим в коллективе, по­могать им как можно полнее раскрывать свои способности.

Харди И. Врач, сестра, больной.— М., 1972.

«Умный врач, т. е. чувствующий малость своих познаний и опытов, никогда замечаний и сиделок не презрит, но паче вос­пользуется ими»,— часто повторял известный русский тера­певт М. Я. Мудров. Сиделки, санитарки, младшие медсест­ры, как бы их ни называли, тоже являются членами меди­цинского коллектива, от их работы в немалой степени зави­сит успех лечения, и они заслуживают уважительного к се­бе отношения. В конференц-зале клиники известного аку­шера-гинеколога профессора В. Ф. Снегирева (памятник ко­торому установлен у здания акушерско-гинекологической клиники ММА им. И. М. Сеченова) рядом с портретами Н. И. Пирогова и Ч. Дарвина висел портрет няни Макаро­вой с подписью, что она «выходила тысячу оперированных больных». В. Ф. Снегирев считал, что тем самым няня Мака­рова имела не меньшие заслуги перед человечеством, чем великие ученые.

В своей книге «Врачебная этика» А. Молль указывает как на возможную причину нарушения взаимоотношений между медиками и на личностные качества врачей, а не только жес­токие законы конкуренции. Вспомним в связи с этим неболь­шой рассказ А. П. Чехова «Интриги». Его герой доктор Ше­лестов собирается на перевыборное собрание Общества N-ских врачей и репетирует перед зеркалом свою речь, в ре­зультате которой, по его мнению, он будет избран новым

председателем общества. Для этого надо только показать всю ничтожность познаний своих коллег и продемонстрировать собственное величие.

Литературная страница

В городе врачей тридцать два, и большинство из них знает мень­ше, чем любой студент первого курса... От низкого уровня знаний я незаметно перешел к погрешностям этического свойства. Тем лучше. Этика — наше больное место, господа...

Прежде всего, он почистит авгиевы конюшни. Знабиша — вон! Терхарьянца — вон! Уважаемых товарищей иудейского происхожде­ния—вон! ...засим он прогонит фельдшера и фельдшерицу, лекарст­ва будет забирать не у Груммера, а у Хрящамбицкого, врачам предло­жит не делать ни одной операции без его наблюдения и т. п. А глав­ное, он у себя на визитных карточках будет печатать: «Председатель Общества N-ских врачей»...

Так мечтает Шелестов, стоя у себя дома перед зеркалом. Но вот, часы бьют семь.., пора ехать на заседание. Он пробуждается от слад­ких мечтаний и спешит придать своему лицу томное выражение, сде­лать его томным и интересным, но, увы!., оно не слушается и стано­вится кислым, тупым, как у озябшего дворняжки-щенка...

Чехов А. П. Интриги // Собр. соч.—Т. 5.— М., 1964.

Может быть, доктора Шелестовы — интриганы, сплетники, подлецы, невежды, завистники, карьеристы — это выдумки писателя А. П. Чехова или забытые пережитки «формирующе­гося в России капиталистического образа жизни»? Разумеется, это не так. Всегда были, есть и будут специалисты хорошие и плохие, популярные и непопулярные, стяжатели и карьеристы

и их антиподы.

Не отрицая влияния характера, личностных черт на взаи­моотношения с коллегами, необходимо подчеркнуть, что со­блюдение принципов медицинской этики дает возможность подчинить личное общественному и не вступать в конфликты с коллегами по причине своего дурного характера. Освоение принципов и правил медицинской этики должно начинаться с первых дней пребывания на студенческой скамье.

В системе взаимоотношений студент—профессор (доцент, ассистент), возникшей при появлении медицинских факуль­тетов университетов, уже не было той семейной близости, как во времена Гиппократа.

Текст «Факультетского обещания» не содержал каких-либо обязательств по отношению к учителю, может быть потому, что учитель был уже не один. В университетах обучение меди­цине вели и ведут ныне профессора, доценты, ассистенты. «Факультетские обещания» содержали, в первую очередь, обя­зательства «в течение всей своей жизни ничем не омрачить чес­ти сословия, продолжать изучать врачебную науку и способст-

398

399

воватъ всеми своими силами ее процветанию, быть справедли­вым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях прибегать к советам врачей, более сведущих и опытных; когда же самого призовут на совещание (консилиум), по совести отдавать спра­ведливость их заслугам и стараниям».

В лучших медицинских школах из поколения в поколение передавалась традиция глубочайшего уважения к Учителю. Вспомните, с каким уважением пишет перед смертью Н. И. Пирогов в своем «Дневнике старого врача» о тех, кто учил его медицине, профессорах медицинского факультета Московского университета И. X. Лодере, М. Я. Мудрове, Е. О. Мухине.

Академик Б. В. Петровский, которого нередко называют «Пироговым XX века», воспитавший сотни учеников, ставших профессорами, академиками, о профессоре П. А. Герцене, в клинике которого он проходил подготовку, всегда писал «мой учитель». В своей книге «Человек. Медицина. Жизнь» он напи­сал специальную главу «Мой учитель Петр Александрович Герцен. Школа П. А. Герцена», в которой дан не только науч­ный анализ вклада выдающегося хирурга в науку и практику, но и показаны замечательные черты его морального облика.

Влияние профессоров в студенческие годы является, несо­мненно, решающим фактором в окончательном выборе на­правления врачебной деятельности. Выдающийся терапевт М. П. Кончаловский в своих воспоминаниях о годах учебы на медицинском факультете Московского университета прекрас­но показал, что его оттолкнуло от хирургии.

Соседние файлы в папке Яровинский Медицинская этика