Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Крупин А.В. Прокатка металлов в вакууме учеб. пособие

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
25.10.2023
Размер:
12.45 Mб
Скачать

ции самодиффузии Q0, т. е. es= - ^ - , где 0,67 ч-0,85 (в зави­

симости от типа решетки). Для случая N/N0=l, т. е. когда про­

изойдет 100%-ный обрыв связей, выражение

(44) примет вид

Qo

 

^ = е HR Г 2QB2

(45)

D n R T

 

Для решения данного уравнения относительно та необходимо знать температуру на контактной поверхности валка и величину энергии активации самодиффузии Q0. Подсчеты, проведенные по формулам В. И. Шилова, позволяют определить температуру

поверхности

валков

при контакте с вольфрамом,

нагретым до

1500° С; для

стали

марки 9ХСВФ она

составила 1000° С, а для

сплава

ВКЮ 850°

С.

Энергия активации самодиффузии для

стали,

по данным

П.

А. Грузина,

Q0 = 2,66 • ІО2

кДж/г-атом

(63,5 ккал/г-атом); для твердосплавного материала ВКЮ Qo соответствует значению активации диффузии Q, полученному из экспериментов.

Подставляя найденные значения всех величин в выражение (45), получим, что 100%-ный обрыв связей на' поверхности валка из стали марки 9ХСВФ при прокатке вольфрама, нагретого до 1500° С, произойдет за 0,1 с, тогда как на поверхности валка из сплава ВКЮ — за 16700 с. Таким образом, на валках из стали марки 9ХСВФ за время прокатки возможен полный обрыв меж­ атомных связей и их трансляция, что и должно приводить к об­ разованию прочного соединения металл — инструмент. Это, как будет показано ниже, хорошо подтверждается интенсивно раз­ витым налипанием молибдена и вольфрама на валки в условиях прокатки в вакууме.

На поверхности валков из сплава ВКЮ теоретически при принятых условиях прокатки не может идти процесс образова­ ния активных центров, что экспериментально подтверждается высокой стойкостью этих валков против налипания.

Анализ выражения (45) показывает, что с повышением тем­ пературы прокатки резко уменьшается время активации, необ­ ходимое для разрыва 100% межатомных связей, что в свою оче­ редь должно способствовать интенсификации процесса налипа­ ния. Повышение степени деформации должно приводить к изме­ нению констант диффузии, входящих в выражение (45), в част­ ности, к увеличению предэкспоненциального множителя D0, что способствует образованию соединения металл — инструмент при гораздо меньших значениях времени активации. Уменьшение же скорости прокатки должно приводить к увеличению налипания металла на валки, так как с уменьшением скорости прокатки резко увеличивается время контактирования, что приводит к приближению и даже переходу через временной порог сцепле­ ния, определяемый временем активации.

223

2. Влияние условий прокатки в вакууме на процесс налипания

При переходе от атмосферы воздуха к вакууму различной глубины и к среде инертного газа вследствие понижения пар­ циальных давлений кислорода, азота и водорода изменяется изобарно-изометрический потенциал реакции металл— газ, яв­ ляющийся, как известно, критерием химического сродства ме­ талла к газу. Как показали приведенные выше термодинамиче­ ские расчеты, достижение безокислительных условий при высоко­ температурной обработке давлением в вакууме возможно лишь для таких металлов, как молибден, вольфрам, медь, никель и др., окислы которых обладают сравнительно высокой упруго­ стью диссоциации, соизмеримой с реально достижимым парци­ альным давлением кислорода в камере. Для металлов с весьма низкими упругостями диссоциации окислов, таких как цирко­ ний, титан, ниобий, тантал, хром, железо и др., вероятность об­ разования окисных пленок сохраняется в любом технически достижимом вакууме.

При отсутствии ■окисных пленок в условиях горячей обра­ ботки давлением в вакууме металлов с высокой упругостью диссоциации окислов создаются благоприятные условия для ад­ гезионного взаимодействия поверхностей металла и инструмента. При прокатке же. в вакууме металлов с низкой упругостью дис­ социации окислов на их поверхности всегда имеются окнсные пленки ’, препятствующие адгезионному взаимодействию мате­ риала валка с обрабатываемым металлом.

Следовательно, при горячей прокатке металлов в вакууме и в среде инертного газа большую склонность к налипанию должны обнаруживать при прочих равных условиях металлы, упругости диссоциации окислов которых соизмеримы с парци­ альными давлениями кислорода, обусловленными остаточными давлениями или чистотой инертного газа.

Приведенные рассуждения согласуются с эксперименталь­ ными данными по прокатке металлов по различным режимам на валках из стали 9Х.

При деформации молибдена, вольфрама, меди и никеля на поверхности валков образуется налипший слой, состоящий из

мельчайших частиц этих металлов. Так,

при

прокатке никеля

в вакууме 6,65 - 10_3 Н/м2(5-10~5 мм рт.

ст.)

при температуре

700°С и степени деформации е= 20ч-30%

после 9-го прохода на

валках появляется тончайший слой никеля, который отпечаты­ вается на всех последующих прокатываемых образцах. Интен­ сивность образования этого слоя зависит в большой степени от

1 Следует учитывать возможность их растворения в металле при опреде­ ленных условиях.

224

температуры прокатки, обжатия, усилий прокатки и других фак­ торов. Прокатка никеля при температуре 1000°С и степени де­ формации е= 30% уже на 3-м проходе приводит к тому, что об­ разец вследствие интенсивного налипания «приваривается» к валку. Аналогичная картина наблюдается при прокатке меди при температуре 980° С и обжатии е= 45% в вакууме 1,33 Н/м2 (ІО-2 мм рт. ст.) (рис. 165).

Особенно сильно процесс налипания выражен при прокатке вольфрама и молибдена. Налипание при их деформации в ва­ кууме носит различный характер: от вырывов отдельных частиц до вырывов целых зон п областей, сопровождаемых разруше-

Рис.

165.

Оковывание

валка

вследствие

нали­

пания

меди при прокат­

ке в

вакууме

1,33

Н/м2

(ІО-2

мм

рт.

ст.)

при

980° С

с

обжатием

45%

мнем образцов (рис. 166). В ряде случаев образец схватывается по всей поверхности с материалом валка и оковывает валок. Так, прокатка молибдена при 1150° С и е= 55% в вакууме 1,33 Н/м2 (ІО-2 мм рт. ст.) сопровождается таким сильным налипа­ нием, что образец приваривается к валку.

При прокатке вольфрама, молибдена, циркония, ниобия, ва­ надия, тантала, меди и никеля на воздухе при тех же режимах, что и в вакууме, эти металлы на валки почти не налипают, что можно объяснить наличием на поверхности обрабатываемого ма­ териала слоя окислов, надежно предохраняющих металл от не­ посредственного контакта с валком.

На основании прокатки большого количества заготовок и накопления статистических данных установлены вероятные об­ ласти налипания при деформации в вакууме различной глубины и в аргоне вольфрама, молибдена, меди и никеля, выраженные в виде графиков в координатах температура-—степень деформа­ ции (рис. 167).

На основании этих графиков можно выбрать оптимальные, с точки зрения предотвращения налипания, режимы прокатки на валках из стали марки 9Х. Например, прокатка вольфрама

15 . Заказ № 510

225

на этих валках в вакууме 1,33-ІО-2 Ң/м2 (ІО-4 мм рт. ст.) при температуре 1400° С без налипания возможна только с обжа­ тиями, не превышающими 15%■ При прокатке на валках из хро­ моникелевого чугуна' по выборочным режимам налипание было менее интенсивным, чем при прокатке на стальных валках.

Из проведенного термодинамического анализа и на основа­ нии экспериментальных данных следует, что окисные пленки, предохраняющие металл от непосредственного контакта с вал­ ком, предотвращают налипание. Так как при прокатке в ваку­ уме молибдена, вольфрама, меди и никеля окисиая пленка на их поверхности практически отсутствует, то одним из путей предот­ вращения налипания является искусственное создание предохра­ нительных пленок окислов или металлов на поверхности заго­ товки или инструмента.

Другим решением проблемы является разработка оптималь­ ных, с точки зрения предотвращения налипания, режимов про­ катки.

На основании изложенного можно отметить три направления в разработке проблемы предотвращения налипания металла на валки при прокатке в вакууме:

1.Установление оптимальных режимов прокатки (среда, тем­ пература, обжатие и др.) для данного материала валков и об­ рабатываемого металла.

2.Подбор материала рабочих валков.

3.Изыскание. специальных покрытий валков и способов об­ работки их поверхности с целью создания промежуточного слоя

между инструментом и обрабатываемым металлом.

Рис.

166. Внешний

вид образцов после прокатки в вакууме:

а — вольфрам,

1,33 ■ІО-2

Н/м2

(10-1

мм

рт. ст.), е=35%, (=1450° С; б — молибден,.

 

1,33

Н/м2

(10-2

мм

рт. ст.), е=25%, (=1050° С

226

950 Т050 П50 Г250

Температура,°С Температура,°С

Рис. 167. Вероятные области налипания при прокатке в вакууме различ­ ной глубины:

а — вольфрам; б — молибден; s — медь; а — никель (Л — область налипания): / — ар­ гон; 2 — вакуум 1,33 Н/м2 (ІО-2 мм рт. ст.); 3 — вакуум 1,33- ІО-2 Н/м2 (ICH мм рт. ст.)

3. Выбор материала валков

Для определения стойкости валков против налипания при прокатке в вакууме применяют конструкцию сборного валка, об­ щий вид которого представлен на рис. 168. Сборный валок со­ стоит из оси 1, сменной обоймы 2 и гайки 3. Обойма посажена на ось с помощью шпонки. Ось, гайка и шпонка изготовлены из стали марки ЗХ2В8. При данной конструкции валка уменьша­ ется расход опытного материала, упрощается технология изго­ товления валков.

Стойкость валков против налипания оценивают по интенсив­ ности налипания молибдена, проявляющего наибольшую склон­ ность к этому явлению. Интенсивность налипания определяют по средней величине шероховатости поверхности прокатываемых образцов, измеряемой с помощью профилометра (например, «Орион — Гамма», Венгрия) с точностью до 0,01 мкм.

15*

227

Т А Б Л И Ц А 'ІО

Характеристика валков (колец) из различных материалов 1

Материал

Твердость

Класс материала

ЗХ2В8Ф

53

Мартенситно-карбидный

4Х2НВЧМ2Ф

55

м

4ХЗВ5МЗФ

55

 

4Х2СВ2МФ

55

Аустенитно-карбидный

150Х18Г8

36

ШХЗМФ

53

Мартенситный

100ХНМФ

55

м

9ХСВФ

53

Графитизнрующийся

150СГВЗМТ

58

50ХНСВФ

53

Перлитный

4Х8С2

53

Ледебурнтиый

Стеллит 250.Х24ВЗТ

60

Хромоникелевый чугун

50

,,

Хромоникелевый чугун

48

Чугун «Нпхард»

50

,,

Чугун «Чугаль»

50

»»

вКю

72

Карбидный

ВК15

67

 

ХН15

67

»»

1 Кольца — кованые, термообработанные, за исключением колец из стали 150ХІ8Г& (литые), 150СГВЗМТ (литые, термообработанные), стеллита 250Х2-ШЗТ (литые, термо­ обработанные), чугунов (литые) н твердосплавных материалов (спеченные). Кольца из­ готовлены в ЦНИИТМАШе под руководством канд. техи. наук С. В. Маркина н А. П. Черного.

Валки, изготовленные из материалов (табл. 40), обладающих различной структурой, физико-химическими и механическими свойствами, значительно отличаются по стойкости против нали­ пания при прокатке в вакууме.

Шероховатость поверхности образцов уже иа втором-третьем проходе резко увеличивается при прокатке ііа валках из мартен­ ситных, перлитных и графитизирующихся сталей (рис. 169). Наи­ меньшая стойкость против налипания отмечена у стали марки 9ХСВФ. При прокатке на валках из этой стали уже на втором проходе средняя величина шероховатости поверхности состав-

228

ляет 5 мкм, к четвертому достигает 17 мкм, а на пятом стано­ вится равной около 30 мкм. Дальнейшая прокатка становится невозможной из-за оковывания валков деформируемым молиб­ деном. Менее выражен процесс налипания на валках из сталей марок 4Х8С2 и ШХЗМФ. При прокатке на этих валках, начиная

Номерпрохода

то то 1300 woo то woo

Температура, °С

Рис. 169. Изменение шероховатости поверхности образ­ цов молибдена при прокатке в вакууме 6,65-ІО"3 Н/м2 (5 • 10'5 мм рт. ст.), е=25%; Упр= 0,1 м/с на валках из:

стали типа:

I — ХВМФ;

2 — ХНВМФ; 3 — ХВ;

3 — ХВМФ;

5 — ХНСВФ;

б — ХНМФ;

7 — ХСВФ; чугѵна типа:

5 — ХВТ;

 

 

9 — ХЧ

 

со второго прохода, шероховатость молибденовых образцов мо­ нотонно возрастает до 3—4 мкм после шестого прохода. Наи­ более высокой стойкостью против налипания обладают стали мартенситно-карбидного класса (ЗХ2В8Ф, 45Х2СВ2МФ,

229

4Х2НВ4М2Ф, 4ХЗВ5МЗФ). После шестого прохода шерохова­ тость поверхности валков из этих сталей составляет (1,5— 1,75 мкм). Стали этого класса, в отличие от других, характери­ зуются большим количеством избыточных карбидов. Вероятно, это и способствует повышению их стойкости против налипания при высокотемпературной прокатке молибдена в вакууме.

Особо следует обратить внимание на поведение при прокатке чугунов. Как видно на рис. 170, вплоть до шестого прохода

рост средней шероховатости

чугунных

валков

несуществен.

И только в том случае, когда

удельные

давления достигают

больших

значений, происходит резкий скачок шероховатости. При

прокатке

на валках из чугуна

«Чугаль» величина

средней ше-

0

1

2

3

Р

3

6

 

1500

то

Номер прохода

то

woo

 

то

то

Температура, °С

Рис. 170. Изменение шероховатости поверхности чугунных валков после прокатки в вакууме:

/ — стеллит; 2 — чугаль; 3 — нихард; 4 — хромомолибден; 5 — хромоникель

роховатости поверхности образца с первого по пятый проход увеличивается с 0,9 до 1,2 мкм, т. е. на 33%, а после шестого — с 1,2 до 2,2 мкм, т. е. на 83%. На некоторых чугунных валках после шестого прохода образец «приваривается» к валку.

При прокатке на валках из твердосплавных материалов на­ липание молибдена полностью отсутствует. Поверхность образца копирует поверхность валков. Так, средняя шероховатость по­ верхности валков перед прокаткой составляет 0,75 мкм, а валков из сплава ВКЮ 0,45 мкм. После прокатки' шероховатость по­ верхности образцов равна также 0,45 мкм. Высокая стойкость против налипания валков из твердосплавных материалов, оче­ видно, связана с большим количеством карбидов (WC, Сг3С2), входящих в состав этих материалов.

230

При прокатке на валках с защитными покрытиями взаимо­ действие деформируемого металла с инструментом определя­ ется видом защитной пленки и ее физико-химическими и меха­ ническими свойствами. Если защитное покрытие на валке сохра­ няется в процессе прокатки, налипание молибдена на инстру­ мент полностью отсутствует. Когда же разрушается и отслаива­ ется поверхностный защитный слой и обнажается поверхность валка, характер и интенсивность налипания определяются мате­ риалом и свойствами валка.

Температура,°С

Рис. 171. Изменение шероховатости при прокатке молибдена в вакууме 6,65 ■10~3 Н/м2 (5 • ІО-5 мм рт. ст.) на валках с электролитической обра­ боткой поверхности:

/ — напыление ZrOs;

2 — хромирование;

3 — фосфатнрованне;

4 — тнтаннрованне;

5 — оксидирование;

6 — алюмофосфатирование; 7 — химическое

никелирование

На рис. 171,

172 приведены

средние шероховатости поверх­

ности образцов молибдена после прокатки на валках с различ­ ными защитными покрытиями.

Покрытия на первых проходах до разрушения защитных слоев способствуют предотвращению налипания молибдена на валки. Однако при дальнейшей прокатке некоторые виды покры­ тий вследствие воздействия высоких температур (до 1500° С) и больших удельных сил трения разрушаются и отслаиваются от поверхности валка, а в ряде случаев далее переходят на об­ разец. Например, поверхность валка, подвергнутого химическому никелированию, начинает обнажаться уже после второго про­ хода и к четвертому — прокатка фактически идет на чистых вал­ ках из стали марки ЗХ2В8Ф, о чем свидетельствуют данные по средней шероховатости поверхности образцов (рис. 169, 171).

231

Аналогичная картина наблюдается при прокатке на оксиди­ рованных, фосфатированных, алюмофосфатироваиных и титанированных валках. Относительно резкое увеличение средней ше­ роховатости поверхности образцов при прокатке на валках с рассматриваемыми видами покрытии начинается после четвер­ того прохода.

Полное отсутствие налипания на всех проходах отмечается при прокатке на хромированных валках с плазменным покры­ тием окислами циркония. Однако в процессе прокатки в ваку­ уме на валках с плазменным покрытием окислами циркония

woo woo т о j3oo 1 2 0 0 т о т о

Температура, °С

Рис. 172. Изменение шероховатости при прокатке молибдена в вакууме 6,65 - 10-3 Н/м2 (5 -10“5 мм рт. ст.) на валках из стали 45Х2СВ2МФ с химикотермической обработкой поверхности:

/ — хромнрованне+цементацня; 2 — сульфатироианне; 3 — алитирование; 4 — азотирование

Zr02 постепенно переходит на поверхность образца. Этот вид покрытий только временно предохраняет инструмент от налипа­ ния. В процессе прокатки после определенного числа проходов (больше шести, как было принято в нашей методике) возможно полное снятие покрытия.

Наиболее перспективный вид покрытия — хромирование вал­ ков. Как видно на рис. 171, средняя шероховатость поверхности образцов при прокатке на этих валках не изменяется на протя­ жении всех шести проходов. После прокатки на поверхности ин­ струмента ие обнаружено никаких следов налипания. При этом поверхность образца получается хорошего качества.

Валки, подвергнутые химико-термической обработке поверх­ ности, обнаруживают повышенную стойкость против налипания. Однако поверхностный слой таких валков из-за резкого отличия его механических свойств от основного металла, как правило, уже после нескольких проходов разрушается. Так, азотирован­ ный слой разрушается и отслаивается от поверхности валка уже после двух-трех проходов, и дальнейшая прокатка фактически

232

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ