
4.5. Перспективы
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВНУТРИЧЕРЕПНОЙ
ЭНДОСКОПИИ
К настоящему времени опыт более 300 эндоскопических вмешательств при наиболее часто встречающихся эпидуральных и субдуральных гематомах,
(составляющих, по современным данным, до трети всех случаев тяжелой ЧМТ), позволяет сделать определенное суждение о высокой эффективности эндоскопического удаления этих гематом. Радикальность устранения данного вида компрессии достигается при исключении широкой трепанации, соразмерной площади контакта гематомы с костями черепа, твердой оболочки мозга. Существенное сни-
111
Клиническое руководство по черепно-мозговой травме
жение
травматичности
вмешательства
доказывается уменьшением
площади отверстия в черепе на порядок
и более, по сравнению с традиционным
доступом,
а также неповреждающим характером
многонаправленного
проведения эндоскопической трубки.
Консистенция
гематомы не является фактором,
определяющим
эффективность вмешательства, хотя
наиболее
просто и быстро удалимы гематомы в виде
рыхлых
сгустков. Обычно это гематомы подострого
и
хронического течения. Такое течение
достаточно часто
(более трети всех случаев) принимают
не только
субдуральные, но и эпидуралъные [15]
гематомы.
Все это позволяет считать показанным
и практически
значимым трефинационное эндоскопическое
удаление оболочечных гематом подострого
и
хронического течения. Трефинационное
удаление
вслепую хронических субдуральных
гематом жидкой
консистенции хотя и считается в
настоящее
время методом выбора по отношению к
широкой
трепанации [5, 7, 12, 13, 14, 19 и мн. др.], но
при этом нередки повторные операции —
до 24%
[11,
14].
К
тому же остается неясным, что это:
истинный
рецидив или неудаленная часть гематомы,
провоцирующая, как известно, новые
кровоизлияния
из расширенных сосудов мембраны
гематомы.
Все это связано с тем, что удаление
обширных кровяных скоплений проводят
без визуального контроля
и не одномоментно.
Значимость эндоскопического метода при хронических субдуральных гематомах состоит: 1) в радикальном удалении краевых и пристеночных сгустков (внутриполостные действия); 2) в обнаружении и удалении дополнительных осумкованных скоплений жидкой крови с переводом многокамерной полости гематомы в однокамерную, что повышает эффективность последующего ее дренирования (межмембранные действия); 3) в разъединении формирующихся сращений утолщенной внутренней мембраны гематомы с корой на всей поверхности их контакта торцем эндоскопа (подмембранньте действия). Последний прием можно рассматривать как фактор профилактики ирритативного влияния остающихся гематомных мембран на мозг.
Значимость этих преимуществ показывает тот факт, что, несмотря на более сложную и дорогую технологию, по сравнению с методикой закрытого дренирования, при хронических субдуральных гематомах все шире применяется эндоскопический метод их удаления, причем как за рубежом, так и странах СНГ [1, 8, 9 и др.].
Является ли радикальным безмембранное удаление хронических субдуральных гематом? Уже давно было показано [19], что после удаления крови
мембраны гематомы постепенно рассасываются, так как они являются следствием раздражающего влияния продуктов распада крови на оболочки мозга [13]. Данные КТ-контроля и ЭЭГ у больных, которым проводили удаление хронических и подострых субдуральных гематом с сохранением соединительнотканных наслоений на твердой оболочке, внутреннего листка мембраны не показали признаков развития кистозно-спаечного процесса или появления эпилептической активности. При катамнести-ческом исследовании этих больных в сроки до 8 лет эпилептических припадков не отмечено.
Эндоскопическое удаление острых оболочечных гематом через трефинационное отверстие обеспечивается возможностью точной визуальной оценки и коагуляции кровоточащих пиальных и дураль-ных сосудов, расположенных за пределами прямой видимости через это отверстие. При уплотненных распространенных фиксированных эпидуральных сгустках сопряжение действий под прямым визуальным и эндоскопическим контролем с обеспечением внепроекционного гемостаза позволяет уменьшить размеры отверстия в черепе.
Таким образом, несомненные позитивные особенности трефинационного эндоскопического удаления травматических внутричерепных кровоизлияний состоят: 1) в существенном снижении травматич-ности вмешательства на всех этапах его выполнения без ущерба его радикальности; 2) в возможности удаления распространенных сгустков и осумкованных скоплений крови через фрезевое отверстие; 3) в обеспечении гемостаза за пределами видимости через операционную рану. Осложнений повреждающего или воспалительного характера не отмечено ни в одном случае.
Снижение травматичности вмешательства при эндоскопическом методе обеспечивается на всех этапах его выполнения и обусловлено:
1) десятикратным и более уменьшением площади обнажаемой твердой мозговой оболочки; 2) ограничением кожного разреза и кровопотери; 3) предотвращением оттеснения полушария мозга в процессе удаления гематомы, 4) ускоренным закрытием операционной раны.
Низкая встречаемость (2,5%) рецидивных гематом в значительной степени обусловлена использованием методики отсроченной неоперативной краниопластики, обеспечивающей введение ширококанального дренажа, интенсивное и краткосрочное дренирование, эндоскопический и ультразвуковой контроль его эффективности. Окончательная установка костного диска предусматривает анатомическую завершенность операции — герметиза-
112
Эндоскопическая хирургия при травматическом сдавлении и дислокации головного мозга
цию
черепа. Подобная техника также исключает
миграцию
костного диска в полость черепа и
формирование
послеоперационных эпидуральных
гематом,
закономерно регистрируемых и в настоящее
время
при удалении подострых и хронических
суб-дуральных
гематом костнопластическим методом.
В отношении внутримозговых гематом и очагов размозжений возможности эндоскопического метода видимо более ограниченны, что связано с затруднениями визуального контроля при налипании на объектив мозгового детрита и ретракции мозговой полости. Однако тенденция консервативного ведения больных с травматическими внутримозговы-ми гематомами с использованием хирургического лечения лишь в случаях выраженного, нарастающего объемного воздействия поражений может привести к тому, что удалению будут подлежать в основном очаги подострого течения, непрочно связанные с окружающей мозговой тканью. Это создает благоприятные предпосылки для малотравматичной эндоскопической хирургии подобных очагов поражения.
Возможности эндоскопического удаления острых внутричерепных гематом в принципе ограничиваются при наличии крупного источника кровотечения и при сочетании распространенной гематомы плотной консистенции с большими очагами раз-мозжения мозга. В таких случаях необходим первично широкий доступ и наружная костная декомпрессия. Хотя разработанная и внедренная нами технология отсроченной герметизации черепа аутокостным диском с надчерепной первоначальной его установкой предусматривает подход к решению проблемы размеров трепанационного отверстия при ЧМТ. Действительно, отсроченная пластика без повторного вмешательства исключает необходимость использования ограниченных ненадежных доступов (узкоканальные перфорации, игольчатое дренирование гематом и пр.). В то же время отверстие диаметром 25—30 мм при использовании приемов эндокранио-фиброскопии позволяет в большинстве случаев осуществить многоракурсный осмотр, необходимые действия и гемостаз за пределами прямой видимости через рану. Тогда показания к проведению широкой трепанации будут ограничены случаями, когда угроза развития или наличие внутричерепной гипертен-зии требуют выполнения наружной костной декомпрессии. Однако, по современным сводным данным, расширенные трепанации при острой травме существенно не улучшили результатов лечения [17]. Эндоскопический контроль через дренажную систему позволяет объективизировать сроки послеоперационного дренирования и предопределяет снижение риска воспалительных осложнений в ране.
Показания к эндоскопическому удалению травматических внутричерепных кровоизлияний.
В настоящее время показания к эндохирургии травматических внутричерепных гематом можно определить как показания к хирургическому лечению вообще с исключением противопоказаний:
обширные очаги размозжения мозга;
крупные источники кровотечения;
пролабирование мозга;
обызвествление гематомы.
Отек мозга не является противопоказанием к эндоскопическому вмешательству, если нет явного пролабирования во фрезевое отверстие. При необходимости трефинационное отверстие расширяют, включая его в формируемое костное окно. Однако КТ-МРТ исследования позволяют определить наличие, характер очагов размозжения, выраженность отека мозга и таким образом еще до операции предсказать необходимость наружной декомпрессии и верно спланировать хирургический доступ.