Добавил:
gen7976@yandex.ru Почётный профессор Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, член Союза журналистов России Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Этюды о жизни и криминологическом творчестве

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.09.2022
Размер:
1.45 Mб
Скачать

81

функциональности, терминологической лексики, особенно междисциплинарные аспекты криминологической теории. Другим направлением остается криминология массовых коммуникаций. В настоящее время я работаю над массово-информационной проблематикой, которая обусловлена украинским кризисом. Можно выделить третье основное направление, которое посвящено изучению антикриминальной политики. Причем речь идет не только о концепции политического обеспечения государственного управления в сфере противодействия преступности, но и в криминогенно-криминальном аспекте. Например, относительно острого вопроса политизации зла, т.е. преступности. Этот феномен в частности связан с дисфункциями политизации, что не только искажает сущность политики, но, по сути, даже криминализирует ее.

Геннадий Николаевич в течение ряда лет Вы работаете на кафедре уголовного права и процесса Нижегородского госуниверситета имени Н.И. Лобачевского. Какие исследования проводились, проводятся на Вашей кафедре?

– Эта кафедра была образована совсем недавно. Объединились две кафедры – уголовного права и уголовного процесса. Но это не имеет принципиального значения для моей научно-исследовательской деятельности. Я выделю два условно определяемых аспекта этой деятельности: проблемнотеоретический и поисково-прикладной. В первом случае речь идет преимущественно о той самой криминологической ретрологии, о которой я уже говорил. Во втором случае определена коррупционная (и антикоррупционная) проблематика. В частности мы провели теоретитко-прикладное исследование по проблеме антикоррупционной пропаганды и заявили свое участие во Втором Всероссийском Конкурсе научных и прикладных работ по противодействию «Россия без коррупции. И получили диплом за 1 место в номинации «Антикоррупционная пропаганда». Кстати, в этом есть и немалая заслуга ученых НИИ противодействия коррупции Института экономики, управления и права (г. Казань), в особенности докторов наук профессора И.И. Бикеева и П.А Кабанова. В настоящее время завершается криминологическое исследо-

82

вание проблемы антикоррупционного мониторинга. В процессе исследования одна из моих соратниц О.В. Андрюхина загорелась желанием написать диссертацию. Сейчас она ее уже заканчивает.

Какое из художественных произведений на Вас произвело неизгладимое

впечатление?

– Во-первых, не могу выделить какое-то одно произведение и оценить полученное впечатление от него как неизгладимое. Во-вторых, увы, но время сглаживает те извилины, в которых застревали такие впечатления. Я лучше назову некоторые имена писателей, произведения которых меня особенно увлекали. Я уже упоминал А.П. Чехова, юмором которого были напитаны мои впечатления и который вдохновил меня самого на литературные пробы пера. Позже этот увлечение перешло, можно сказать, в нечто профессиональное. Вторым был В.В. Маяковский. Мне кажется, во многом, благодаря изучению творчества этого «горлапана-главаря», я приобрел в себе уверенность. Многие его образные выражения помню до сих пор: «любит он серьгой повисеть на телефон», «аж мозоль натер на месте, на котором заседают». Впоследствии я изучал многих писателей, даже проводил научное исследование (структурно-лингвистический анализ) текстов Константина Паустовского и Михаила Шолохова. Не случайно вспомнил именно их. То было началом моего освоения метода контент-анализа. Сегодня я разработал собственную методику его проведения, который успешно применяется в учебном процессе при подготовке курсовых, дипломных работ. Кстати, один студенческий отзыв об этом я упоминал.

Есть ли у Вас дача?

– Дачи имеют сыновья. А это, согласитесь, гораздо лучше, чем иметь собственную. В свободное, весенне-летнее и летне-осеннее время бываю у них. С удовольствие работаю в меру сил. Раньше в той или иной мере занимался огородом, садом, плотничал. А теперь, главным образом, – рыбалка и «третья охота».

Есть ли у Вас хобби?

83

– Я о нем только что сказал. Вообще я творчески увлеченный человек. Главное мое хобби – творчество. Причем, любое – научное, литературное, досуговое.

Любимый актер, фильм, спектакль, картина, художественное и музы-

кальное произведение?

– Совсем недавно мой друг, коллега Виталий Анатольевич Номоконов прислал по электронной почте стихотворение талантливого актера и писателя, народного артиста Леонида Алексеевича Филатова. Оно называется «Девочка и смерть». Посвящено внучке, которую очень любил. Считается одним из последних стихотворений великого мастера. В нем – апогей силы обреченной жизни. О других, из предложенных Вами объектов редкого обожания назову лишь ныне здравствующих уникальных Валентина Гафта и Олега Табакова. Из музыкальных произведений – Полонез Огинского «Прощание с Родиной». Когда-то я разучил его и исполнял на аккордеоне.

Занимаетесь ли спортом?

Если считать рыбалку видом только любительского спорта и считать

внем главным не победу, а участие, то я заматерелый спортсмен.

Какие напитки предпочитаете?

– Те, которыми угощают. Если же имеются в виду напитки алкоголесодержащие, то предпочитаю кефир. Шучу, конечно. Я в этом отношении не имею предпочтений. Но, если уж выпадает такой случай, то лучше поддержать себя стопкой-другой хорошей водки.

У Вас есть домашние животные?

– В детстве у нас были и собаки, и кошки. Даже голуби жили на чердаке и залетали в дом. Одного, поранившегося голубка я выходил. Так он меня из школы встречал, на плечо садился. Но сейчас никакой живности в квартире нет. Во-первых, не имею возможности заботиться о них надлежащим образом, во-вторых, за них же переживаешь как за членов семьи. А ведь они живут относительно недолго.

84

Геннадий Николаевич, 45 номер журнала «Российский криминологический взгляд» посвящен Вам. Назовите, какие или какой из предыдущих номе-

ров журнала Вам понравился или понравились и почему?

– Назову и с большим удовольствием. Из предыдущих – это самый первый, исторический «Российский криминологический взгляд», 2005, N 1. Во-первых, этот номер, этот экземпляр для меня является подарочным. На оборотной стороны первой обложки рукой главного редактора Олега Викторовича Старкова начертано: «Профессору Горшенкову Геннадию Николаевичу – Удачи, Здоровья, Успехов Тебе и Твоим сыновьям! С Новым 2005 годом! От имени редколлегии журнала». И подписи учредителей журнала – главного редактора О.В. Старкова и ответственного секретаря В.Н. Орлова. Этот подарок был сделан в канун моего 65-летия. Во-вторых, в этом номере опубликована статья, авторами которой являются субъекты династии Горшенковых. А сегодня наше интервью – это новый подарок редколлегии, уже

– к моему 75-летию. Спасибо Вам.

Из нынешних номеров журнала, разумеется, нравится первый номер за 2014 год. Почему он понравился? Вопрос риторический: номер посвящен Азалии Ивановне Долговой. Дорогая моему сердцу Азалия Ивановна поддержала меня на самом взлете моей докторской карьеры. Кстати, вот одна из фамилий ученых, индекс цитирования для которой, полагаю, ничего не значит.

Ваши напутствия редакции нашего журнала?

– Редакция – это прежде всего люди. И люди замечательные. Пожелаю всем и каждому в отдельности того же, что в год рождения журнала пожелали мне главный редактор и ответственный секретарь: здоровья, успехов и удачи. «Российский криминологический взгляд» – это образ современной научной мысли, в которой отражена правдивая и противоречивая панорама противодействия преступности. Этот критический взгляд далеко не всем нравится и не всякий его выдерживает. Пожелаю ему не терять остроты.

Как Вы считаете, кому еще следует посвятить номер журнала «Российский криминологический взгляд»?

85

– Не так давно я приезжал в Москву на традиционную Всероссийскую научно-практическую конференцию, которую ежегодно проводит наша Российская криминологическая ассоциация. В гостиничном номере я оказался с профессором Николаем Васильевичем Щедриным. Дружим с ним давно, но общаемся крайне редко и на ходу. А тут удалось поговорить по душам. Вот у кого надо брать интервью. И не только, как у специалиста в области отечественной и зарубежной криминологии, родоначальника правовой теории мер безопасности, неуемного исследователя и наставника многих начинающих ученых. Например, не каждый внук может взять на себя миссию «красного следопыта», восстановить боевой путь и обстоятельства гибели своего дедафронтовика, преодолев расстояние из одного конца России – в другой. А он это сделал.

Напоследок, что Вы можете пожелать студентам, аспирантам, а также иным лицам изучающим криминологию, уголовное право и уголовно-

исполнительное право?

– Во-первых, в этом следует видеть не «простую» совокупность научных дисциплин, объединенных известной специальностью 12.00.08, а триединство – по структуре и систему – по сущности. И постичь эту систему под силу только (простите за тавтологию) системному мышлению. А это уже вопрос методологии, в том числе и индивидуальной. Вот с этого и следует начинать. Во-вторых, человек, изучающий эту систему профессиональных знаний, должен надеяться прежде всего на собственные силы. Здесь не тот случай, о котором писал Маяковский: «Я бы строить дом пошел, пусть меня научат». Никто студента, тем более аспиранта не научит «построить дом», т.е. сформировать его собственное системное мышление. А это профессиональный инструмент. Я уж говорит об этом. И вообще в жизни надо надеяться только на себя. Тогда уверенности прибавится. А будешь уверен, будешь обгонять. Вот это качество я желаю каждому развивать в себе.

* * *

86

Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции:

Не жалеете ли Вы о выбранной профессии? – Жалею, что недолго остается в ней быть.

Сколько времени Вы проводите за компьютером?– Трудно сказать. Много. Хотя понимаю, что перебарщиваю, а это мне противопоказано.

Ваша самая счастливая дата в жизни? – Нет такой, самой счастливой. Да и просто счастливой – тоже. Есть даты, о которых приятно вспомнить. Но острота переживаний событий, с которыми она связана, проходит.

Любимая одежда? – Нет такой. Чем проще одеваюсь, тем комфортнее себя чувствую.

Любимое место в мире? – Малая родина с речкой и луговыми цвета-

ми.

Самые значимые для Вас имена в науке из живущих ныне и уже ушедших? – Замечательный вопрос! Он дает мне возможность прилюдно низко поклониться ученым, благодаря которым сейчас я отвечаю на Ваши вопросы. Прежде всего профессор Томин Валентин Тимофеевич – мой первый научный руководитель и вдохновитель. Профессор Игошев Константин Еремеевич – тоже мой научный руководитель. Профессор Устинов Валерий Самуилович, который переориентировал меня с занятий правоохранительной практикой (я работал в управлении уголовного розыска УВД Горьковского облисполкома) на занятия наукой криминологией. Профессор Давид Вениаминович Ривман – мой официальный оппонент по докторской, затем наши отношения перешли в дружеские. Жаль преждевременно ушел из жизни. Профессор Долгова Азалия Ивановна – интеллигентный ученый и верный соратник, у которой всегда находил и нахожу поддержку. Профессор Шестаков Дмитрий Анатольевич, с которым у нас много общего, как в науке, так и

влитературном творчестве. Сравнительно молодой и перспективный ученый, профессор Кабанов Павел Александрович – пример уважительного отношения к тем, с кем его связывают научные узы. Очень дорожу отношением ко

87

мне профессоров Баранова Владимира Михайловича, Каминского Марата Константиновича, Гилинского Якова Ильича, Номоконова Виталия Анатольевича, Сибирякова Сергея Львовича и других.

Какую из своих работ Вы считаете самой главной? – Сложно сказать. Все они в равной мере для меня доставляли непередаваемое удовольствие от процесса их сотворения. Но со временем интерес к ним угасает. Разве что свежа в памяти монография «Криминология: научные инновации».

Считаете ли Вы, что в науке необходимо вдохновение? – Именно на волне вдохновения рождались замыслы и тексты моих произведений, равно, как художественные, публицистические, так и научные.

Чего Вы не приемлете в науке – в научных дискуссиях, отношениях, позициях и т.д.? – Первое. Использование «не своего», т.е. плагиат. Второе. «Упертости» в спорах, которая «пузырится» на переоценке своей позиции, нежелании вникнуть в сущность утверждений, мнение оппонента. Третье. Болезненное восприятие критики, а то и просто замечаний. Четвертое. Спекуляция положением ученого.

Главное качество ученого – какое оно по-Вашему? – Это интегрированное качество, в котором я бы особенно выделил две составляющие. Первая, естественно, – научность. То есть особый стиль мышления, который основывается на индивидуальной методологии, для которого характерны: упорядоченность мыслей, суждения, их обоснованность и перспектива практической реализации. Вторая – человечность. То есть одно из лучших моральных качеств, в котором выражено человеческое, гуманное отношение ученого, как к предмету своих научных изысканий, так и к окружающим его людям.

Как Вы относитесь к тому, что есть списанные и написанные кемто (заказные) диссертации? – Как к злокачественным источникам гниения и умирания науки. Удивляет успешность, с которой бьют эти источники в диссоветах, в ВАКЕ.

Ваши пожелания начинающим ученым? – Чтоб в перспективе стали маститыми учеными.

88

Продолжите фразу: «Уголовное право – это… – право на применение исключительной силы права в ответ на вопиющее (общественно опасное) бесправие.

Любимое художественное произведение? – По-прежнему нравится «Поднятая целина» М.А. Шолохова. Кстати, у нас в селе жил в соседях дед (между прочим, в первую мировую был награжден двумя Георгиевскими крестами), ну, вылитый Щукарь! Я его с упоением «рисовал» в своей повестушке «Черная балка».

А научные? – Слово «любимое» здесь не нахожу для себя подходящим: в произведениях я люблю авторскую индивидуальность. Например, читаю «Введение в криминологию закона» Д.А. Шестакова и слышу голос, интонацию автора; читаю «Преступность, ее организованность и криминальное общество» А.И. Долговой, и возникает женский образ особо почитаемого мной ученого, глубоко понимающего образ страны, «разъедаемой» преступностью, и болеющего за благополучие страны. Буквально слышу ее голос, улавливаю интонацию. Так же воспринимаются работы ВАНа – В.А. Номоконова (да простит меня Виталий Анатольевич за эту аббревиатуру, он сам иногда так подписывает свои «электронки»). Большой интерес питаю к работам этих авторов, и ряда других ученых.

Ваша настольная книга? – Мой стол – большой площади, на котором лежат именно такие книги. Они меняются сообразно изменению предмета моих размышлений над очередной литературной задумкой. Тут и классики, создававшие науку криминологию, и современники, ее обогащающие. Относительно постоянное место занимают словари и библия.

Как Вы относитесь к спорту? – В спорте – божественное услаждение мышечной усталостью, что освежает и наполняет новой силой изрядно потрудившийся мозг.

Занимаетесь (занимался) ли Вы спортом непосредственно или выступает в роли болельщика? – Занимался плаванием, борьбой, упражнялся с

89

гирей. Болею за отечественный спорт, но не за команду, например, сборную по футболу, в которой отрабатываю покупные иностранцы.

По рыбалке – самая большая пойманная рыба – какая? – Пока еще ловлю. А та, что попадалась, у нее глаз, если не с кулак, то с горошину будет точно.

Вы охотитесь? – Только с фотоаппаратом.

Ваша любима кухня? – кулинарные изыски не для меня. А что касается другой кухни, то это та, в которой я провожу часть своей жизни. В ней уютно и свежо.

Любимое блюдо? – Я умеренный и непривередливый всеядный. Однако исключил из рациона ряд продуктов, в которых по заверению знающих людей, больше вреда, чем пользы.

Любите ли Вы готовить? – Вынужден это делать, но делаю с удовольствием.

Где Вы отдыхаете? – Только в деревне.

Любите ли путешествовать? – Только – по родными местам.

Какие самые удивительные места Вы посетили? – Удивительными для меня являются те самые родные места, бывая в которых, я забываю о возрасте, и во мне пробуждается юношеская запальчивость. И это, наверное, во многом оттого, что родная природа меня встречает и узнает с радостью. Хотя мы с ней изменились более чем.

Как, по-Вашему, гений и злодейство – две вещи несовместимые? – Вот это вопрос! И сразу же память «озаряет» свежее событие: награждение самарцами юбиляра Эльдара Рязанова памятником Юрию Деточкину. На этот вопрос давно дан положительный ответ, например, в книге Игоря Муромова «100 великих авантюристов». О гениальных преступниках писал еще Чезаре Ломброзо («Гениальность и помешательство»). А известный француз Видок? Уголовник с богатым прошлым стал затем знаменитым сыщиком, можно сказать, классиком уголовного розыска. И у нас был Видок – ростовский криминальный авторитет по кличке Косой, а затем перевоплотился аж в

90

основателя ростовского уголовного розыска. Что касается нынешних выдающихся по своим способностям авторитетов криминального мира, то их имена более чем достаточно славят СМИ. Есть гениальные хакеры, которые сегодня вызывают открытое опасение самого Касперского. Наконец, без гениальных преступников невозможны гениальные сыщики. Но пока «сыскная» гениальность уступает, например, киберпреступности, экономической преступности. Однако это уже похоже на дифирамбы криминалу, в чем легко обвинить криминолога. На самом же деле речь идет о его беспристрастной оценке.

Как, по-Вашему, верно ли: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»? – Я не могу ответить лучше, чем сам же А.С. Пушкин: «К чему бесплодно спорить с веком? Обычный деспот меж людей». Красота ногтей – обычный элемент человека, который следит за собой. А делового человека – в особенности. Да и крайне неудобно быть на деловой встрече с некрасивыми ногтями, под которыми к тому же непременно образуется «почва» для ехидства тех, кто это видит.

Легко ли Вы прощаете нанесенные Вам обиды? – Прощаю, в смысле принимаю решение. Другое дело, как долго жжет обида.

Можете ли Вы посмеяться над собой? – Говорят, хорошо смеется тот, кто смеется последним. Но над собой я стараюсь посмеяться первым, чтоб последнему не досталось.

Самый нетерпимый для Вас недостаток в людях? – Предательство.

Что Вы больше всего цените в людях? – Душевную красоту, надеж-

ность.

Ваш самый любимый человек? – Моя одноклассница, жена, подарившая мне и воспитавшая двух замечательных сыновей. Она ушла из жизни.

Каково место любви в Вашей жизни? – В любви (взаимной) – стержень личной жизни, источник творческого успеха. И вообще – вся жизнь.

Продолжите фразу: «Моя жена – это… – лучшее, что было в моей жизни, и никогда уже не будет.