Добавил:
gen7976@yandex.ru Почётный профессор Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, член Союза журналистов России Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Этюды о жизни и криминологическом творчестве

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.09.2022
Размер:
1.45 Mб
Скачать

221

Как заметил протоиерей Василий Попов, «по мысли святых отцов, несравненно большим злом, чем зависимость человека от общества является внутренняя несвобода (курсив мой – Г.Г.) человека, его порабощенность злым страстям и своим прихотям»163.

Поэтому, можно делить в принципе людей на «светлых» и «темных» (одинаковых – не должно быть: в ином случае не будет разных потенциалов). «В принципе», поскольку каждый из них – «светлый ли «темный» – в свою очередь подвержен внутренней борьбе. Ее состояние (именно ее текущее состояние, а не результат, поскольку борьба эта извечная) зависит от условий, точнее, от внешних (осознаваемых, не осознаваемых человеком) воздействий

– на социально–моральном, духовно–психическом, как Вы пишете; энергоинформационном, добавлю или, скорее, уточню. В основе своей, очевидно, люди изначально разделены на «светлые» и «темные» в силу своего предназначения, своей функциональности

3. Я выделяю в качестве самостоятельного пункта мои размышления о Вашей трудно воспринимаемой (мне, например, для этого не хватает азбучных истин, т. е. хотя бы владения терминологией) но чрезвычайно интересной теме. Я бы ее очень условно назвал «Пиктографическая превенция в неконвенциональной теории криминального детерминизма (или детерминации преступности)».

Очевидно, Вы читали работы А.А. Тер-Акопова. Его последнюю, посмертную, к сожалению, работу («Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М., 2003). Я ссылаюсь на ученого в своей книжке («Лазурные дали». Сыктывкар, 2005); отрывочек из рукописи я Вам направлял. Извлечение из этой книги:

«В своем «Преддверии к манускрипту» («Эниология: чудеса без мистики. Книга научных версий» (М., 1999 – авт.) доктор философии Зденек Рейдак, президент Международной ассоциации по исследованию вопросов пси-

163 Попов В. Судьбы христианского мира в свете православного учения о свободе :URL: http://www.vob.ru/public/bishop/vrn_beseda/vb1.htm (дата открытия: 05.08.2005).

222

хотроники, пишет о «несчастной» эре научно-технической революции, в которой только наука и техника должны были царить над всей жизнью, где «специализация углубилась до такой степени, что понимать друг друга стали специалисты в области родственных дисциплин. А с середины XX века перестали понимать друг друга порой физики одного и того же института, даже если их разделяла всего только деревянная перегородка…Если бы мы прокламировали революцию научно-человеческую, сегодня мы бы чувствовали себя по-другому, комфортнее, и нам бы не пришлось противостоять озоновым дырам, парниковому эффекту и повышенной радиации»164.

Ученый призывает коллег отказаться от вульгарно-позитивистского материалистического мышления, которое в качестве категорического императива поставило стену между религией и наукой, и вернуть науке душу с ее могуществом. Тот, кто начнет принимать во внимание, что у человека есть душа, и она сильна, ему откроется совершенно иное понимание мира. Даже Папа Пий XII, признавая миссию науки, мудро провозгласил: «Природа – это разнообразная мастерская Господа Бога, и задачей ученых является в покорности изучать ее»165. А потому и науке стоит спуститься со своих высот «вульгарно-позитивисткого материалистического мышления» и «подать руку религии», признать в качестве научной категории существование могущественной души. Это признание вовсе не открывает двери в новую эру - иррациональности в науке, а наоборот, избавляет ученых «от иррационального идолопоклонства науке и материи». И наука при этом не только не теряет в научности, а, «наоборот, становится более естественной и человечески необходимой»166, и как инструмент социальной жизни не «просто» используется в постижении смысла нашего бытия, но придает ему «личностное звучание»167.

164Рейдак З. Преддверие манускрипта: na půl cesty – на полпути // Ханцеверов Ф.Р. Эниология: непознанные явления биолокации, телекинеза, уфологии, ясновидения, телепатии, астрологии. Кн. 1. От интуитивных догадок – к современной науке / Международная академия энергоинформационных наук. М.: издательство АМН, 1996. С. 5.

165Там же. С. 8.

166Там же.

167Кравченко А.И. Социология: Учебник. М: Академический Проект, 2004. С. 4.

223

Между тем, в Российской академии наук даже создана специальная комиссия, которая решает, какие гипотезы, эксперименты, описания фактов следует признать научными, а какие – ложными. И сама комиссия именуется как «Комиссия по борьбе с лженаукой», решительно выступает против всего того, что лежит именно в иррациональной сфере. Мне это абсолютно не понятно. Если эмпирическое познание пытается ответить на вопрос «Что?», то обязанность науки, на мой взгляд, должна заключаться, во-первых, в грамотной постановке проблемы, во-вторых, в поисках ответа на вопрос «Почему?», но никак ни в поспешном отрицании или утверждении проблемы как лженаучной со всеми вытекающими из этого последствиями для тех умов, которые заняты поиском ее решения.

Но как бы не спорили между собой ученые умы по поводу того, что признавать, что не признавать с позиции (отнюдь не всемогущего познания, не всемогущей науки), а уголовно-правовая, криминологическая наука и практика сталкивается с реальной проблемой нетрадиционных (нефизических) способов совершения преступлений. Упомянуты выше известный правовед, философ, глубоко верующий человек, проф. А.А. Тер-Акопов (к глубокому сожалению, преждевременно ушедший из жизни) написал ряд интересных работ, посвященных нефизической причинности в уголовном праве, безопасности человека. Рассматривая, в частности, нетрадиционные способы воздействия на психические процессы, ученый выделил в числе их источники биопсихической энергии и не определенные источники психологической опасности. К первым – он отнес малоисследованные носители информации: биополе, которое обеспечивает магнетическое воздействие; биопсихологический контроль (зомби); энергетические феномены в виде гипноза, телекинеза и др. Ко вторым – источники, не поддающиеся пока рациональному объяснению (феномены НЛО, полтергейста, сновидения и др.)168.

168 Тер-Акопов А.А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М.: изд-во МНЭПУ, 1998. С. 109.

 

 

 

 

 

224

С

помощью

таких

источников

энергии,

представляю-

щих психологическую опасность, возможно достижение и преступных целей, с помощью психического насилия. «Возможно осуществление контроля над сознанием (зомбирование), – пишет проф. А.А. Тер-Акопов, – когда воля жертвы, заменяется волей оператора…

Используя экстрасенсорные способности либо спекулируя на них, отдельные преступники совершают хищения чужого имущества. Возможен забор энергии, энергетическое опустошение, лишающее жертву, способности активного сопротивления. И, наконец, паралитическое воздействие, когда человек оказывается неспособным к телодвижениям»169.

Нефизический детерминизм ставит нас перед необходимостью искать нефизические меры превенции. И здесь Ваша инициатива заслуживает поддержки.

Например, мне импонируют ученые ВНИИ МВД РФ, которые занимаются такого рода поисками. В частности, интересуются проблемой «психотронного терроризма». Меня это тоже интересует. «Несчастный случай» с Лебедем, Евдокимовым возвращает меня к работам А.А. Тер-Акопова, А.И. Скрыпникова и др.

4. Последнее, – о пиктограммах. Я от этого феномена очень далек. Ваши объяснения (и в прошлый раз мне было интересно читать Ваше послание мне), безусловно, интересны. В настоящей статье об этом Вы пишете чрезвычайно скупо. Очевидно, все-таки Вы ориентируетесь на тех, кто Вас прекрасно понимает. Но нужно не забывать и о тех, кто хотел бы Вас понять, например, студентов.

В перспективе я думаю написать учебное пособие по темам преступность и причины преступности, но освещение ее намереваюсь дать, главным, образом, в нетрадиционном аспекте (чего нет в учебниках, но что есть в жизни, и пробивает дорогу в науку, в том числе в криминологию). Если бы Вы в тезисном порядке написали мне о Вашей концепции (космологическом ас-

169 Там же.

225

пекте криминологии?), я бы с удовольствием сослался на Ваши размышления...

Рассматриваю пиктограммы, читаю Ваши скромные суждения и вот о чем думаю:

а) если Высший разум заинтересован в контакте с землянами, то почему прибег к такой сложной форме, как рисуночное письмо? Ведь это же пещерный вид контакта. Почему бы не ответить на наши сигналы Космосу? Мы же ищем контакты, используя самые последние достижения космологии и других наук. Почему бы на этой «волне» не выйти на связь с нами? В крайнем случае, могли бы воспользоваться такими рисунками, знаками, которые давным-давно использовались человечеством, и сегодня, спустя многие столетия, специалисты их читают и переводят нам; я не допускаю, что Высший разум не расшифровал бы земные пиктограммы;

б) скорее всего, эти послания не нам адресованы? Июнь–июль, Англия... Возможно, именно оттуда и в это время лучше всего воспринимаются сигналы для неизвестного нам Космического адресата?

А мы, земляне, еще находимся в такой стадии развития, в какой, образно говоря, бродит дрожжевое тесто. Выходится, созреет материал, тогда из него можно лепить, конструировать... (печь пироги, лепешки...).

Извините за такую «некриминологическую ассоциацию», умозрительно связывающую органическое с неорганическим.

С наилучшими пожеланиями – Ваш Г.Н. 15 августа 2005 года.

* * *

226

К СОЖАЛЕНИЮ, ПОРА ПРОЩАТЬСЯ

Вообще-то я не люблю это слово «прощаться», хотя редко, но его приходится говорить. Это – в тех случаях, когда уже нельзя сказать «пока», «до свидания», «до встречи», расставаясь. Прощаться, в моем понимании означает окончательно расстаться с кемили чем-либо. Хотя окончательно – не всегда. Например, дружеское «По соточке – на прощанье» означает вовсе не «раз и навсегда», а «до следующей встречи».

И мне нравится значение слова «прощаться», которое я вычитал в «Толковом словаре русского языка»: «Обменяться приветствиями; приветствовать, уходя, расставаясь».

Прощаясь именно таким образом, ты окрыляешь себя надеждой на новую встречу. А встретиться можно только, расставшись. Вспомним слова припева из песни: «Не бывает встреч без расставаний, без прощаний не бывает встреч».

В моей памяти «застряло» одно из грустных расставаний, а именно прощание с одноклассницей. Вроде и не было оснований для грусти. Мы даже не были друзьями. И товарищами были не по парте, а по классу.

Так уж случилось, что очень ненадолго оказались попутчиками: уезжали из родного села в райцентр, на железнодорожный вокзал, откуда наши пути (железнодорожные и жизненные) разбегались в Неведомое. Нет, разумеется, я ведал, куда ехал: в техническое училище на учебу. Попутчица моя тоже уезжала по определенному адресу, где также намерена была строить самостоятельную жизнь.

«Неведомое» же – это брезжащее начало каждого из нас в не поддающихся нашему воображению Пространстве, Времени и Деятельности, где нам суждено было влиться в армию преобразователей мира (нисколько не высокопарно выражаюсь)…

227

Мы присели («на дорожку») на ступеньки крыльца, и молча смотрели в ночную бездну, на мерцающие в ней орнаменты огоньков… Осознание того, что я уезжал навсегда, и не просто уезжал, а уезжал от своей юности, да, можно сказать, еще от детства, вызывало чувство болезненной грусти. Последней ниточкой, связывающей меня с юностью в те минуты, были отношения с этой вот, даже вовсе не чужой девочкой, тоже по-своему переживающей горечь разлуки с тем, уже никогда не вернется, не повторится…

Мы обнялись, искренне чувственно, пожали друг другу руки и обменялись улыбками. Я резко повернулся и, не оборачиваясь, зашагал к вокзалу… А ведь до сих пор не остыли те чувства расставания. Нет, не с одноклассницей, а хрупкой девчушкой, в которой я вдруг увидел олицетворение

моего детства… Прощался-то я с ним… К сожалению, приходится прощаться.

228

Научно-популярное издание

Горшенков Геннадий Николаевич

Этюды о жизни и криминологическом творчестве

ООО «ГИДРА»

Нижний Новгород 2017

Подписано в печать 25.11.2016 г. Формат 60х84/16. Усл.печ.л. 13,2 Бумага офсетная. Печать цифровая.

Тираж 200 экз. Заказа № 218

Отпечатано в полном соответствии с предоставленным электронным оригинал-макетом

в ООО «Печатная Мастерская РАДОНЕЖ» 603005, Нижний Новгород, ул. Минина, 16а.

Тел. +7(831)418-53-23