Добавил:
gen7976@yandex.ru Почётный профессор Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, член Союза журналистов России Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Этюды о жизни и криминологическом творчестве

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.09.2022
Размер:
1.45 Mб
Скачать

201

речиями между ветвями власти; обострением проблемы федерализма; ослаблением исполнительной власти; игнорированием правовых принципов в юридической практике, в социальном, и особенно в государственном, управлении; переделом собственности и др.

Через такого рода преступления-индикаторы реализуется симптоматическая функция преступности. Именно изменения в преступности, усугубляющие ее общественную опасность, выраженные, например, в увеличении количества тяжких преступлений, организованных форм их совершения, проявление в преступлениях небывалой жестокости и т.п. ориентируют субъектов государственно-правовой политики на эти и другие негативные процессы в обществе, которые влекут за собой ослабление режима законности, а, следовательно, и правопорядка.

Сегодня, к сожалению, уже не являются редкостью массовые нарушения правопорядка и, в частности, уголовно-правовых запретов: несанкционированные забастовки, митинги, блокирование автомобильных и железных дорог, уклонение от уплаты «драконовских» налогов и др. Эти и аналогичные им преступления как бы «предостерегают» субъекта государственного управления от того, что в создавшихся условиях бессмысленно ужесточать уголовную политику. Больше того, и сама уголовная политика здесь также теряет смысл.

Индикаторная диаграмма преступности «высвечивает» глубокое несоответствие правовых предписаний условиям их реализации. «Действительно,

– пишет профессор В.В. Гриб, – если правовые нормы предписывают одно, а социально-экономические условия жизни – другое, то решающую роль в конечном счете сыграют социально-экономические факторы»137.

* * *

137 Гриб В.В. Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего. Юрист.1998. №5. С.40.

202

ИБОГ ЕСТЬ, И ЖИЗНЬ – ПОСЛЕ СМЕРТИ

Снедавнего времени я стал все больше осознавать, и даже в какой-то мере испытывать на себе, непонятную для меня закономерность во всем, что происходит вокруг меня, да и во мне. Будто не я определяю свою жизненную стратегию, или линию моей жизни. Ее выстраивает Некто. А я имею божественное предназначение на земле. Не спешите обличать «возомнившегося».

Бог как высший предмет религиозной веры представляется людьми в виде «сверхъестественной» могущественной безличностной силы. Разумеется, к этому представлению следует относиться с уважением. В моем же представлении Бог – это неведомая могущественная организующая и управляющая сила природы. Не столь важно, в каком образе находят для себя люди Бога, важно то, что Бог во всех случаях выражает собой Основной закон Вселенной. Поэтому «божественное» я понимаю соответствующим образом, т. е.

как закономерное, обусловленное этим Основным законом Вселенной. Задача знания исследовать и постигать действительный разум природы,

писал Гегель, должна заключаться в исследовании и постижении не проявляющихся на поверхности образований и случайностей, а вечной гармонии, которая выступает «в качестве ее имманентного закона и сущности»138. Тем не менее, в религиозном образе Бога как уникальном следствии «образования», или творения культурной мысли человеческой я нахожу выражение этого закона.

А потому как фаталист, вовсе не призываю скорбеть по ушедшему и тем более по неизбежному собственному уходу. Всему свое время. При этом очень хочется верить в бессмертие сущности человека, а, следовательно, и в собственное бессмертие. И к тому имеются основания.

Нейрофизиолог с мировым именем, академик Н.П. Бехтерева, возглавляющая Институт мозга человека в Санкт-Петербурге, уверена, что «мозг не

138 Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.,1990. - С. 47.

203

просто функционирует, как другие органы тела, а живет собственной жизнью»139. А ведущий научный сотрудник Института микроэлектроники РАН, доктор физико-математических наук В.И. Рудаков, разделяя мнение некоторых своих коллег, утверждает, что кроме закона сохранения энергии существует и закон сохранения информации. И после смерти информация не исчезает, а переходит в другую форму. «С каждым умершим человеком выбрасывается сгусток энергии, – пишет ученый. – Образуется поле, которое неизбежно воздействует на живущих. Это часть той самой ноосферы, понятие о которой впервые сформулировал Вернадский. Ноосфера в определенной степени диктует наше с вами поведение, действуя на уровне законов и закономерностей. И вот в таком виде, как неизбежность, закономерность, я как ученый-физик могу принять идею Бога»140.

Невидимыми нитями (наверное, можно сказать, энергоинформационного обмена) связаны наши души с душами ушедших в многомерную Вселенную, оставаясь под управлением Высшего Разума. Не вмешиваясь в нашу земную жизнь, они, тем не менее, страхуют нас, очевидно, через интуицию, сновидение, молитву, иные феноменальные явления.

Например, сновидение потенциально способностью приоткрывать нам наше будущее, т.е. заглядывать в картины предстоящей, определенной заранее (запрограммированной) нашей жизни, прошедших или предстоящих событий.

Вспомним знаменитую нашу Марину Попович, заслуженного летчикаиспытателя, единственного в мире пилота, который установил более ста (!) мировых рекордов на самолетах различных типов, с ее «прогностическими» снами. А, о ее невероятно загадочной бабушке, предсказательницы, обладавшей способностью воспринимать зрительную информацию. Она могла сказать любому обворованному человеку, где находится украденная у него

139Вспомнить все! // Аргументы и факты. – 2003. № 1 – 2.

140Скибинская О. Душа человека весит 12 граммов. Ярославский физик убежден, что после смерти она не исчезает // Российская газета. 2003. – 19 июня.

204

вещь, скотина. И вещь, скотину находили. Но вора она не называла, опасаясь расправы.

Вспоминаю события, связанные с торжественной передачей Ватиканом (делегацией Папского Совета по содействию христианскому единству) Русской православной церкви одного из списков чудотворной иконы Казанской богоматери вновь был обнародован исторический факт, связанный с событиями 1579 года, т. е. страшным пожаром в Казани, уничтожившим большую часть города. Привожу описание этого факта из публикации в центральной прессе: «Две недели спустя (после пожара – авт.) девочке по имени Матрона Онучина трижды являлась во сне Пресвятая Дева, настоятельно требуя, чтобы она сообщила Казанскому архиепископу о Ее святом образе, который находится в подвале сгоревшего дома Онучиных.

Сначала девочке не поверили, но после новых явлений Богородицы, решили все же копать в указанном Богородицей месте. На метровой глубине была найдена необычная икона Богоматери, отличавшаяся от традиционных образов»141.

Сегодня мы имеем возможность узнавать немало из того, что когда-то было тайной за семью печатями, например, о такой науке, как проскопия – предвидение прошлого и настоящего.

В специальной литературе можно встретить множество примеров такого рода (зрительной) информации. Достаточно вспомнить сон М.В. Ломоносова, в котором он увидел на затерянном в море острове тело погибшего отца. Когда тело нашли, выяснилось, что картина, увиденная Ломоносовым во сне, точно совпала с реальной. Академик Н.П. Бехтерева в одном из интервью, говоря о монахе Авеле, который предсказывал будущее царских семей, призналась: «Я сама за две недели со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери»142.

141Соколова М. Взятие Казанской // Российская газета. – 2004. – 27 августа.

142Кожемякин В. Наталья Бехтерева. Лабиринты мозга (часть 2) // Аргументы и факты. – 2003. – № 3.

205

Но кто-то все равно назовет это чудачеством, в лучшем случае – артефактом. Хотя то, что наука не в силах объяснить многие явления в нашей жизни, вовсе не означает, что таких, очевидных, подчеркну, явлений не существует.

И, например, мне не кажется таким уж странным описанный в «Комсомолке» (в апреле – мае 2003 г.) феномен Наташи Бекетовой, которая вспомнила эпизоды прошлых своих жизней и заговорила на древних языках и наречиях – случай, кстати, не такой уж исключительный. Способность разговаривать на неизвестных ранее языках («ксеноглоссию») ученые исследуют уже более сорока143. Речь идет о реинкарнации, или переселении душ.

Профессор психиатрии Вирджинского университета (США) Ян Стивенсон исследовал более двух тысяч таких случаев перевоплощения. По его мнению, классическими источниками информации о них являются рассказы детей. Но к восьми годам память о предыдущих жизнях стирается. Очевидно, не зря восточные мудрецы утверждают, что прошлое сокрыто от нас из милосердия: пережить тысячи смертей и принять неизбежность бесконечного пути способны пережить немногие. Потому, наверное, прошлое озаряется в памяти только в особых случаях, когда психика человека подвергается серьезной «встряске», например – от травмы головы, психического расстройства, кратковременного расстройства сознания (транса), или во сне, в том числе в гипнотическом144.

Приведу, в свою очередь, описание такого случая реинкарнации из книги Стивенса, который опубликован в «Комсомолке»:

«В одну из мексиканских психобольниц поступил пациент Хуан, который жаловался на то, что его «одолевают загадочные картинки». Хуан видел себя жрецом огромного храма на каком-то большом острове. Каждый день он клал высушенные мумии в большие глиняные кувшины-саркофаги, кото-

143 См.: Кузина С. Переселение душ существует? // Комсомольская правда. 2003. 23

мая.

144 См.: Там же.

206

рые затем относил к алтарям в бесчисленных маленьких комнатках храма. Причем Хуан описывал происходящее в мельчайших деталях вплоть до голубых платьев с вышитыми на них синими розами у прислуживающих ему жриц. На стенах же комнаток, куда помещали кувшины, по его словам, были нарисованы птицы, рыбы и дельфины синего цвета. Разобраться помог случай. Стивенсон в одном из научных журналов нашел статью о легендарном Лабиринте на острове Крит, который оказался не дворцом, как считали долгое время, а некрополем – гигантским городом мертвых. Обряд захоронения полностью соответствовал тому, что «видел» мексиканец Хуан, никогда не слышавший об острове Крит. И тем более не знавший, что голубой и синий цвета у древних греков были символами скорби, а птицы, рыбы и дельфины сопровождали души умерших в подземный мир»145.

Информация – невероятно таинственный феномен. И некоторые ученые предлагают рассматривать мир не только как единство материи и духа, но как триединство – материи-духа-информации. Последняя – как бы, обладает способностью соединения тела и души. В том числе, можно предположить, и соединения с душами умерших предков, что, кстати, рассчитывают установить японцы, работающие над созданием сверхчувствительного компьютера146.

Муромские коллеги-криминологи подарили мне в знак благодарности за научное сотрудничество великолепное издание Международной академии энергоинформационных наук, два тома из четырехтомного сериала «Эниология»: Фирьяз Ханцеверов «Эниология: непознанные явления биолокации, телекинеза, уфологии, ясновидения, телепатии, астрологии» (М., 1996) и «Эниология: чудеса без мистики. Книга научных версий» (М., 1999). Выше я уже ссылался на вторую книгу147.

145Там же.

146См.: Скибинская О. Указ. соч.

147«ЭНИОЛОГИЯ» - наука об энергоинформационном обмене в природе и обществе. Термин составлен из аббревиатуры ЭНИО (ЭНергоИнормационный Обмен) и известного греческого слова «логос» (понятие, учение).

207

В своем «Преддверии к манускрипту» доктор философии Зденек Рейдак, президент Международной ассоциации по исследованию вопросов психотроники, пишет о «несчастной» эре научно-технической революции, в которой только наука и техника должны были царить над всей жизнью, где «специализация углубилась до такой степени, что понимать друг друга стали специалисты в области родственных дисциплин. А с середины XX века перестали понимать друг друга порой физики одного и того же института, даже если их разделяла всего только деревянная перегородка… Если бы мы прокламировали революцию научно-человеческую, сегодня мы бы чувствовали себя по-другому, комфортнее, и нам бы не пришлось противостоять озоновым дырам, парниковому эффекту и повышенной радиации»148.

Ученый призывает коллег отказаться от вульгарно-позитивистского материалистического мышления, которое в качестве категорического императива поставило стену между религией и наукой, и вернуть науке душу с ее могуществом. Тот, кто начнет принимать во внимание, что у человека есть душа, и она сильна, ему откроется совершенно иное понимание мира. Даже Папа Пий XII, признавая миссию науки, мудро провозгласил: «Природа – это разнообразная мастерская Господа Бога, и задачей ученых является в покорности изучать ее»149. А потому и науке стоит спуститься со своих высот «вульгарно-позитивисткого материалистического мышления» и «подать руку религии», признать в качестве научной категории существование могущественной души. Это признание вовсе не открывает двери в новую эру - иррациональности в науке, а наоборот, избавляет ученых «от иррационального идолопоклонства науке и материи». И наука при этом не только не теряет в научности, а, «наоборот, становится более естественной и человечески необ-

148 Рейдак З. Преддверие манускрипта: na půl cesty – на полпути // Ханцеверов Ф.Р. Энио-

логия… Книга 1. – С. 5. 149 Там же. – С. 8.

208

ходимой»150, и как инструмент социальной жизни не «просто» используется в постижении смысла нашего бытия, но придает ему «личностное звучание»151.

Между тем, в Российской академии наук даже создана специальная комиссия, которая решает, какие гипотезы, эксперименты, описания фактов следует признать научными, а какие – ложными. И сама комиссия именуется как «Комиссия по борьбе с лженаукой», решительно выступает против всего того, что лежит именно в иррациональной сфере. Мне это абсолютно не понятно. Если эмпирическое познание пытается ответить на вопрос «что», то обязанность науки, на мой взгляд, должна заключаться, во-первых, в грамотной постановке проблемы, во-вторых, в поисках ответе на вопрос «почему», но никак ни в поспешном отрицании или утверждении проблемы как лженаучной со всеми вытекающими из этого последствиями для тех умов, которые заняты поиском ее решения.

Но, как бы не спорили между собой ученые умы по поводу того, что признавать, что не признавать с позиции (отнюдь не всемогущего познания, не всемогущей науки), а уголовно-правовая, криминологическая наука и практика сталкивается с реальной проблемой нетрадиционных (нефизических) способов совершения преступлений. Известный правовед, философ, глубоко верующий человек, проф. А.А. Тер-Акопов (к глубокому сожалению, преждевременно ушедший из жизни) написал ряд интересных работ, посвященных нефизической причинности в уголовном праве, безопасности человека. Рассматривая, в частности, нетрадиционные способы воздействия на психические процессы, ученый выделил в числе их источники биопсихической энергии и не определенные источники психологической опасности. К первым – он отнес малоисследованные носители информации: биополе, которое обеспечивает магнетическое воздействие; биопсихологический контроль (зомби); энергетические феномены в виде гипноза, телекинеза и др. Ко

150Там же.

151См.: Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М., 2004. – С. 4.

209

вторым – источники, не поддающиеся пока рациональному объяснению (феномены НЛО, полтергейста, сновидения и др.)152.

С помощью таких источников энергии, представляющих психологическую опасность, возможно достижение и преступных целей, с помощью психического насилия. «Возможно осуществление контроля над сознанием (зомбирование), – пишет проф. А.А. Терп-Акопов, – когда воля жертвы заменяется волей оператора…Используя экстрасенсорные способности либо спекулируя на них, отдельные преступники совершают хищения чужого имущества. Возможен забор энергии, энергетическое опустошение, лишающее жертву, способности активного сопротивления. И, наконец, паралитическое воздействие, когда человек оказывается неспособным к телодвижениям»153.

Права академик Н.П. Бехтерева, говоря, что в познании нового «не существует априорных критериев правильности или неправильности гипотезы или эксперимента»154. Действительно, как можно оценить не известное науке или, тем более, гипотетическое явление – «правильно» оно или «неправильно» априори и заранее отрицать его как «ложное». Но оно же существует. Даже, если обсуждается идея его существования, и если уж сам скептик в силу «традиционного», «научно-технического» мышления не способен включиться в процесс познания или просто считает, что это ему «не к лицу», то, хотя бы не препятствовал научно-человеческому познанию. Процесс познания имеет чрезвычайно сложный характер, и в нем не может не возникать сомнений. Больше того, с сомнений нередко и начинается познание. Вспомним его «три стадии»: 1) «этого не может быть» → 2) «в этом что-то есть» → 3) «кто же в этом сомневался».

Один мой коллега из нашей большой семьи ученых, именуемой Российской криминологической ассоциацией, где мне оказали честь быть одним из ее, теперь уже почётных вице-президентов (президентом является извест-

152 См.: Тер-Акопов А.А. Безопасность человека (теоретические основы социальноправовой концепции). – М., 1998. – С. 109.

153Там же.

154Бехтерева Н. На все науки цензор? // Российская газета. – 2003. – 25 июня.

210

нейший российский правовед, доктор юридических наук, профессор Азалия Ивановна Долгова), Борис Васильевич Тайлашев (ниже я вернусь к этому ученому) прислал мне по электронной почте интервью, которое он взял у своего друга Ю.А. Бабикова. Интервью называется «О «святых» огнях Иерусалима и иных «чудесах» церкви (или о подоплеке возникновения этих «чудес»)». В нем речь идет именно о том, что в своей сущности очень четко и лаконично отражено в названии интервью. Главная идея его идея во многом совпадает с тем, о чем я писал, выражая свою солидарность с грустными размышлениями философа З. Рейдака. Я приведу из интервью, с некоторыми сокращениями, рассуждение ученого, одного из Посвященных в Истину Вселенной, как его представляет Б.В. Тайлашев.

Юрий Анатольевич размышляет об историческом периоде, «пролегающем» между нынешним нашим существованием, перешедшим из века XX в век XXI, и временем появления христианства. К тому времени, пишет ученый, были достаточно развиты культура, наука и техника. Древние шумеры (халдеи) еще в 625 г. до н.э. вычислили все планеты Солнечной системы, определили, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, даже рассчитали ее радиус. Об этом знали и древние греки. В частности, один из древнегреческих ученых великий физик Эратосфен Киренский в 210 г. до н.э. сделал более точные расчеты земного радиуса, чем – халдеи.

На полуострове Малая Азия и в Греции строились из мрамора великолепные дворцы и общественные здания. Очевидно, что возвести такие грандиозные сооружения в десятки метров высотой, с многотонными мраморными блоками было невозможно без применения соответствующей техники, подъемно-транспортных механизмов. Например, как можно было бы без применения высокопрочного стального инструмента и мощных грузоподъемных приспособлений нарезать в карьерах заготовки мрамора, которые весили десятки тонн, и из них сооружать огромные блоки? Также без мощных токарных станков невозможно было изготовить высокоточные мраморные цилиндры, из которых собирались многометровые колонны. Следовательно,