Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Rock6 / 12Tera.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
89.6 Кб
Скачать

4. Миры Павла Заичека

Тексты Павла Заичека, работающего с командой «DG 307», можно без преувеличения назвать одним из вершинных достижений чешской рок-поэзии. Само название группы («DG 307» – медицинский код, обозначение психической болезни) многое говорит об отношении к окружающему миру и жизни, выраженному в текстах Заичека. После вынужденной эмиграции в 80-х годах группа умолкла, но под руководством Заичека возобновила свою деятельность в 90-х. Необходимо заметить, что его творчество не только не исчерпало себя, но, наоборот, стало глубже и серьезнее.

Лирика Заичека сопоставима с произведениями крупнейших чешских средневековых и современных поэтов, таких, как Маха, Бржезина, Демл, Реинек, Заградничек или Голан; близка им по выбору основных тем. Экзистенциальная чувствительность, духовные колебания – характерные черты чешской поэзии от самых ее истоков, и Заичек сознательно или бессознательно ориентируется на них.

Заичек пишет книгу, для которой отсутствуют слова, историю, творимую хаосом. Он все время хочет уловить нечто неуловимое, высказать нечто невысказываемое. Он говорит: «Я это искал в книгах – не нашел, искал я это в тишине – не нашел, искал я это в путешествии – не нашел». Мотив поиска, устремления в недостижимую даль у него всегда остается пробуждающей тревогу темой. Нельзя просто так стоять на месте, просто так жить на этом свете, есть же все время что-то, что нас заставляет познавать до глубины самих себя, но и гонит от себя, толкает и к греху, и к Богу. «Я искал ослепление в городе выкрика, в городе без имени, в улицах покорности, в хоралах тишины, в улицах Содома-Гоморры». Заичек углубляется в некий мир, который видится ему совсем иным, чем нам, этот мир – «Содом-Гоморра, отзвук Вавилона, одно большое кровавое блядище» (kurviště). Его мир – фантастическая смесь обрывков времени, снов и воспоминаний. «Там, за небосклоном, за галлюцинацией мгновения, лежит место моих мечтаний и моего детства, в том месте без разума <…>. Розовый туман, закутавший край, как образ любовного акта, выход солнца, странное ощущение того, что не повторяется». Этим чествуются в поэзии Заичека невыразимая ВЕЧНОСТЬ, тоска по раю и божьей бесконечности, жажда той единственной жизни, которая не может не быть абсолютно прекрасной, правдивой, полной и вечной. Она противостоит ужасу и шизофрении этого мира. «В неоконченных историях бывает что-то скрытое, птицы улетают на остров тишины, унося эти истории с собою, на своих крыльях, на улицах города падающие листья, дождь, лик как ангел Боттичелли». Миры Павла Заичека действительно чем-то похожи на картины Боттичелли, где танцуют ангелы, но эти ангелы теряют направление, падают в грязь, их калечит грязный и грешный мир. Самоощущение лирического героя Заичека можно характеризовать строчками из стихотворения известного чешского поэта Яна Заградничека: «Я здесь – Боже мой, на планете нашей, быстро крутящейся, в гостях у красоты, живу в ужасе»; «это прикосновение красоты, резня человечности, это хроника, написанная хаосом» («Je to dotek krásy, je to masakr lidskosti, je to kniha psaná chaosem»).

Соседние файлы в папке Rock6