Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Rock6 / 07Egorov

.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
41.98 Кб
Скачать

Проблема художественной целостности рок-произведения

Е.А. ЕГОРОВ

Самара

ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

РОК-ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Серьезное и пристальное изучение рок-поэзии уже имеет свою хоть и не многолетнюю, но историю. Тем удивительнее, на первый взгляд, что на каждой конференции или семинаре, посвященным данной теме, поднимается вопрос: что такое, собственно, рок-поэзия и как ее нужно изучать? Вопрос этот, так или иначе сформулированный, встает как неразрешенный прежде и требующий немедленного разрешения в настоящий момент. Тем не менее (и это как раз гораздо удивительнее) при подведении итогов научных встреч приходится констатировать, что в крайнем случае намечены лишь какие-то подходы к решению названной, самой главной, проблемы, но до окончательного ответа еще лежат «дистанции огромного размера».

С другой стороны, ничего особенно удивительного нет как в самом факте внимания к природе (либо специфике, что, в конечном счете, одно и то же) рок-произведения, так и в кажущейся бесплодности размышлений на эту тему. Рефлексия по поводу природы, например, литературного творчества насчитывает многовековую историю, причем в течение последнего столетия она активно проявляет себя собственно в художественной литературе. В связи с чем литературоведение избавлено от необходимости задаваться столь глобальными и неразрешимыми вопросами и может спокойно сосредоточиться на частностях.

Иное дело – научное изучение рок-поэзии. Сама рок-культура как феномен осознала себя лишь несколько десятилетий назад, причем природа этого феномена нуждается как в синхроническом, так и диахроническом обосновании. Отметим, что и в том, и в другом аспекте рок-культура сталкивается с трудностями в самоопределении.

Действительно, как часть музыкальной культуры, рок должен отделить себя от прочих ее разновидностей, например, от поп-музыки. Провести четкую границу здесь, вероятно, невозможно вовсе. Можно говорить только о тенденциях: «Рок проявляет себя как ранний тип мышления, главной отличительной чертой которого становится избегание типовых схем, стремление к индивидуализации решений. (В этом смысле рок и поп-музыка прямо противоположны. Последняя как раз и характеризуется тенденцией к стандартизации или, по выражению автора классического труда по массовой культуре Макдональдса, гомогенизацией. Гомогенизация ведет к потере стилевой и национальной самобытности – того, что рок в своих лучших формах сумел сохранить)»1.

Для процитированного музыковеда совершенно очевидным и естественным (по крайней мере, в рамках упомянутой статьи) является отнесение рока к музыкальной культуре. Возможно, для западного рока это по преимуществу справедливо. Что же касается явления, именуемого русским роком, то в нем вербальная составляющая имеет зачастую ничуть не меньшую, если не бо̀льшую, значимость, нежели музыкальная. В свете чего становится непонятным, в какую же историю вписывается рок-культура: историю литературы или историю музыки? Песенная культура вообще не отрефлексирована в науке как явление со своей особой историей. Песня изучается лишь в качестве элемента древнего синкретизма, но наработки специалистов по античной культуре вряд ли могут нам существенно помочь. Античная песня как изначально нерасчлененное на слова и музыку целое лишь в общих чертах напоминает песню современную, в которой вербальная и музыкальная составляющие могут быть созданы отдельно друг от друга, причем разными авторами2. Истории изучения подобных явлений, еще раз повторимся, в современной науке, по существу, нет. Отчасти это, видимо, связано и с тем, что художественная ценность большинства песенных произведений вызывает сомнения.

Впрочем, литература тоже подразделяется на артефакты, имеющие бо́льшую или меньшую художественную ценность, и литературоведение проблемы из этого не делает. Большинство исследователей исходят из «презумпции художественности» объекта своих изысканий либо, если изучается заведомо «низкохудожественная», массовая литература, говорят о неких шаблонах, готовых сюжетных схемах, используемых авторами таких произведений. В сущности, разница между «высокохудожественной» и массовой литературой аналогична разнице между рок и поп-музыкой, если брать в качестве критерия уже упоминавшиеся тенденции к индивидуализации или стандартизации решений, избегание типовых схем или стремление к ним.

Однако это общая посылка, а если вдаваться в частности, найдется множество препятствий к тому, чтобы при анализе рок-произведения пользоваться привычными литературоведческими методологиями.

Поскольку, что художественная целостность песенного произведения складывается совокупностью нескольких знаковых рядов (в первую очередь музыкального и вербального), мы можем наблюдать совершенно противоположные вышеупомянутые тенденции в разных составляющих произведения. На неординарный музыкальный ряд может быть положен текст, весьма заурядный с литературной точки зрения, или наоборот. Так что литературоведческое исследование словесного текста и музыковедческое исследование текста музыкального могут оказаться неудовлетворительными и бесплодными, даже если будут каким-то образом соединены. Художественная доминанта может крыться не в особенностях каждой из составляющих произведения (помимо музыки и словесного ряда, сюда нужно включить еще как минимум аранжировку и вокал), а в специфике их взаимоотношений. Показательным примером подобного рода является песня группы «Доктор Александров» «Стоп наркотикс», где и музыка, и текст характеризуются как раз намеренным стремлением к типовым схемам, но в «сумме» это ведет к созданию совершенно неординарной, своеобразной художественной целостности3.

Упоминание аранжировки и вокала как составляющих художественной целостности рок-произведения, вскользь сделанное в предыдущем абзаце, на самом деле заслуживает куда большего внимания, когда речь идет об исполнении песни. Возникает вопрос о границах этой художественной целостности. Можно было бы провести аналогию опять-таки из области литературоведения: существует целостность драматического произведения как литературного текста, выраженного исключительно вербально, и целостность театральной постановки с иными художественными составляющими (помимо собственно текста пьесы, это еще и пластика, свет, голос и т.п.), изучаемая другой областью науки – театроведением.

Однако проецировать подобные суждения на рок-культуру вряд ли правомерно. Словесный текст песни, сопровожденный нотной записью и партитурой, никак не аналогичен тексту пьесы. Во-первых, подобное образование, даже если где-то и публикуется, то наверняка в считанном количестве экземпляров и, если так можно выразиться, «для служебного пользования». На восприятие реципиентом рассчитан именно звучащий текст (в широком смысле), и единственно возможными способами публикации рок-произведения являются звуковые носители (магнитная пленка, компакт-диск, MP-3 и т.п.) либо «живое» исполнение песни на концерте4.

И тут выявляются, быть может, самые главные и трудноразрешимые для понимания художественной целостности рок-произведения проблемы. Первая: какую художественную целостность считать «канонической» – ту, что записана на звуковом носителе и растиражирована или ту, которая звучит при «живом» исполнении (то, что эти версии могут порой кардинально отличаться друг от друга, думается, в доказательствах не нуждается – примеры весьма многочисленны)? Кроме того, различные версии одной и той же песни могут записываться одним и тем же исполнителем на разных альбомах5, а иногда и на одном6. Вероятно, одним из путей решения указанной проблемы была бы выработка представления о художественной целостности рок-произведения как 1) совокупности всех вариантов его исполнения и публикации либо как 2) некоей доминанты, позволяющей воспринимать все варианты этой песни именно как варианты одной песни, а не разные произведения. Подобный подход, впрочем, порождает новые проблемы, связанные с невозможностью даже теоретически учесть все версии исполнения (когда речь идет о «живом» выступлении). Кроме того, рано или поздно в силу разных причин песни перестают исполняться «вживую» и сохраняются только на звуковых носителях. Компакт-диск можно было бы счесть аналогом книги, но и это вызывает ряд возражений, на которых сейчас незачем подробно останавливаться, поскольку данная статья посвящена постановке проблем, а для их разрешения требуются долгие и, видимо, коллективные исследовательские усилия.

Другая проблема заключается в том, что природа рок-произведения требует двух фактически взаимоисключающих рецепций. С одной стороны, всякое художественное произведение, и рок-произведение тоже, предполагает медленное, вдумчивое восприятие для постижения его смысловой целостности. С другой стороны, рок-произведение рассчитано на восприятие моментальное, актуальное, непосредственно в течение того времени, пока песня звучит7. Как эти разнонаправленные тенденции взаимодействуют между собой и как они влияют на формирование художественной целостности – тема отдельного исследования, которое, возможно, многое сумело бы прояснить в понимании природы рок-произведения.

Наконец, последняя (по порядку, но не по значимости) из проблем, о которых хотелось бы упомянуть в связи с изучением рок-культуры, – это проблема авторства. Многие литературоведческие исследования исходят из того, что именно авторская интенция служит основанием формирования художественной целостности произведения. При изучении рок-культуры данное положение становится сомнительным, поскольку в создании песни чаще всего участвуют несколько авторов. Исследование этой проблемы могло бы прояснить либо действительную роль авторской интенции в формировании целостности литературного произведения, либо (если таковая обнаружится) специфику взаимоотношений между авторскими интенциями и целостностью именно в рок-произведении.

1 Сыров В. Рок и классическая музыка. К проблеме контакта // Музыкальная академия. 1998. № 2. С. 142-143.

2 Авторство – вообще особая проблема, о которой чуть подробнее будет упомянуто в конце настоящей статьи.

3 Вдаваться в тонкости анализа, который выявит, что не все так просто в тексте этой песни, не входит в задачу настоящей статьи. В данный момент речь идет именно о тенденции к стандартизации / индивидуализации как критерии художественности / нехудожественности.

4 Исполнение чужой песни под гитару у костра здесь становится аналогичным пересказу близко к тексту чужого литературного произведения или кинофильма.

5 Так, блюзовая версия песни «Молодая шпана», записанная Борисом Гребенщиковым в альбоме «На Таганке», напоминает «классическую» версию этой песни разве что текстом (кстати, несколько купированным) и нотным рядом.

6 Например, два варианта песни «Крылья» на одноименном альбоме группы «NAUTILUS POMPILIUS» или три версии песни «Серебро» на одном альбоме группы «Би-2».

7 Похожей структурой должны обладать театральная постановка или кинофильм, но исследования на эту тему, если они и есть в театроведении или киноведении, автору данной статьи неизвестны.

118

Соседние файлы в папке Rock6