
Халпахчьян О., Архитектура крымских армян, 2019
.pdf
гостиница и целебный источник1. Не исключено, что обитель заняла место другого, давно разрушенного армянского монастыря, каковых вокруг этого бывшего армянского села было несколько. На месте, где она возникла, ранее были замечены следы фундаментов, которые архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил связывал с греками2.
Судя по содержанию армянской надписи на западном фасаде церкви, онапосвященаПятничнойдеве – Свя- той Урпат и подновлена «с основ» в 1702 году: «Сей божественный слав- ный храм... вторично подновлён с ос- нов... во имя Святой Пятницы… под начальством Акоба – мудрого учите- ля, и надзирательством магдуси Ио- анна из Кафы, руками каменщиков Григора и Тонакана в лето 1151 [=
1702 году]3*.
Учитывая композиционную бли- зость церкви Святой Урпат с церко- вью Святого Саркиса в том же селе, надо полагать, что она возведена вскоре после неё. По всей видимости, из-за небольших размеров церковь Святого Саркиса не могла вмещать всех прихожан, возросших в числен- ности, и к XV веку, времени наивыс- шего развития армянских поселений на полуострове, на окраине села был организован второй духовный центр, служивший также жителям села. По- сле завоевания Крыма турками-осма- нами и резкого сокращения христи-
анского населения монастырь пришёл в запустение, и только с начала XVII века, когда численность армян возросла за счёт новых эммигрантов, церковь возобновила свою дея- тельность4*.
Осуществлённые в начале XVIII века строительные работы очевидно включали в себя не только подновление здания церкви, но и постройку других сооружений. Судя по фото- снимку, сделанному в конце XIX века и помещённому в работе Хр. Кучук-Иоаннесова под номером 16, таковые располагались у подножия холма с западной стороны церкви, где в настоящее время имеются остатки каменного строения. Со стороны южного подножия холма протекала обеспечивавшая водоснабжение монастыря речка Мокрый Индол, обра- зовавшая здесь небольшое озеро.
1 Крым: путеводитель / под ред. К. Ю. Бумберга и др. – С. 632.
2 Гавриил, архиепископ Херсонский и Таврический. Остатки христианских древностей в Крыму. Уезд Феодосийский. – С. 325.
3 * Исправленное и переосмысленное прочтение надписи, равно как и подробное исследование памятника, его надписей и декора см: Саргсян Т. Э. Село Тополевка в Крыму и его армянские памятники // ВА. – № 2. – Ереван, 2015. – С. 84–118; Саргсян Т. Э. Село Тополевка в Крыму и его армянские памятники // ИНК. – Вып. 27. – Симферополь, 1916. – С. 48–72.
4 * Армянские монастыри, не уединённые в глуши, а расположенные на окраинах населённых пунктов, точнее – на тракте, существовали также в Кафе и Сурхате, а возможно и в других местах на полуострове. После установления турецкого господства они либо полностью прекратили свою деятельность, либо стали служить как приходские духовные центры.
281

Церковь Святой Пятницы в селе Тополевка. Западный фасад. Современное состояние.
На северо-западном склоне холма, на относительно пологом скате, пролегала каменная лестница в 80 ступеней, которая подводила к церкви. Располагающиеся вокруг лестницы погребения с каменными нетёсаными надгробиями свидетельствуют о былой численности обитателей монастыря.
Здание церкви Святой Урпат своей восточной половиной врезано в косогор. Именно поэтому алтарная апсида, расположенная на высшей отметке холма, с внешней стороны частично погружена в грунт1. По примеру церкви Святого Саркиса в том же селе Топ- ты, церковь Святой Урпат принадлежит к типу небольших зальных строений с основ- ной площадью молитвенного зала в 48,42 м2. Сводчатое перекрытие держится на четырёх подпружных арках стрельчатого очертания. Расположенные на равном удалении друг от друга арки подчёркивают ритмичность членения интерьера. Алтарная апсида полуцир- кульная, чётко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника.
В оформлении интерьера показательна гармоничная согласованность завершённых профилированными тягами стройных пилястр с опирающимися на них заострёнными ар- ками, выгодному восприятию которой способствует устройство основных источников ос- вещения на продольной оси здания. Этому благоприятствует также нахождение единст венного входного проёма с правого края западного фасада, отчего зритель воспринимает молитвенный зал в ракурсном расположении его вертикальных и криволинейных члене- ний.
1 * Контраст между внешними преземистыми и внутренними стройными пропорциями церкви заставляет думать, что нижняя её полвина преднамеренно внешне засыпана землей, чтобы не привлечь внимания. Этот приём характерен для содержания христианских культовых построек в турецкий период.
282

Церковь Святой Пятницы в селе Тополевка. Фасад (70-е годы XIX века) и вид с юга востока.
Пять небольших, нарядно убранных стенных ниш различного назначения, устроенных
ввосточной части интерьера, не нарушают чёткости его общего объёмного восприятия. Та- кое построение интерьера несомненно было связано с его украшением росписями. В част- ности, в середине ХIХ века ещё просматривались фрагменты сцены «Благовещение» с Де- вой Марией и Архангелом Гавриилом соответственно справа и слева от алтарной апсиды1.
Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные медальоны. Это круги,
вкоторые вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырьмя ле- пестками между ветвями креста. По свидетельству П. К. Тыглиянца, такие медальоны в сочетании с росписью были обнаружены Е. В. Веймарном и Ю. В. Кухарским в 1950–1951 годах при раскопках небольшой часовни (размеры: 3,8х4,45 м) у подножия Алуштинского холма, рядом с могильником Х–XVIII веков.
Чёткость построения архитектурной композиции очевидна и во внешнем облике зда-
ния. Выложенные из мелких камней гладкие продольные фасады, завершённые повсе- местно распространённым в Армении карнизом из скошенных по низу прямоугольных плит, акцентированы крупными блоками известняка. Из таких же камней осуществле- на средняя часть внешней поверхности алтарной апсиды, что образовало широкий свое образный пояс, выделяющий эту часть здания от боковых фасадов.
Богаче решён западный фасад. Расположение элементов убранства асимметрич- но. Центральная ось подчёркнута высоким прямоугольным окном, обрамлённым крупны- ми камнями. Такое же обрамление находим на входном проёме с полуциркульным вер- хом. Выше проёма выступает стрельчатая арка на профилированных консолях. Обод её в сечении прямоуголен. Тимпан внутри арки некогда украшала роспись с изображением Богоматери с младенцем2*, о которой есть упоминания в источниках3.
1 Гавриил, архиепископ Херсонский и Таврический. Остатки христианских древностей в Крыму. Уезд Феодосийский. – С. 325.
2 * Необходимо отметить, что декор западного фасада церкви Святой Урпат претерпел значитель- ные изменения. Относительно раннюю его композицию можно увидеть на рисунке, сделанном не ранее 70-х годов XIX века.
3 Гавриил, архиепископ Херсонский и Таврический. Остатки христианских древностей в Крыму. Уезд Феодосийский. – С. 325.
283

Западный фасад и план церкви Святой Пятницы в (автор – М. В. Петросян).
Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на прямоугольном каменном блоке тёмного цвета. Тёсанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, окружённое грубо обработанным мелким кам- нем. Текст несколько сдвинут к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку он не уместился на предусмотренной площади, дату написания высекли на широком левом бор- тике, а окончание на правом – узком.
284

Церковь Святой Пятницы в селе Тополевка. Вид на апсиду.
Надпись выполнена выпуклыми буквами. Строки отделены друг от друга небольшой полоской, выступающей на уровень букв. Использованы совмещения, вязи и криптограм- мы. Слова поставлены друг за другом без промежутков, что позволило иметь сплошную поверхность, имитирующую своеобразный орнамент1*.
1 * В 2004 году обвалилась восточная часть свода церви и потянула за собой центральную. Запад- ный и северный фасады изрезаны широкими вертикальными трещинами. Церковь Святой Урпат имеет высший статус государственной охраны. В украинском реестре она фигуровала как памятник национального значения, а в российском – как объект культурного наследия федерального значе- ния. И, несмотря на это, вот уже несколько десятилетий у памятника нет балансодержателя. Он бесхозяйный и продолжает активно разрушаться. Неоднократные обращения в епархии Армянской церкви также пока не дали результата.
285

Монастырь Спасителя в селе Бахчи-Эли (Богатое)
Монастырский комплекс Аменапркич, или Всеспасителя, известный в литературе так- же как Святого Спасителя и Святого Ильи, расположен на южной окраине села БахчиЭли (сейчас – Богатое), в 15 км к востоку от Карасубазара (Белогорска). Время его осно- вания точно не установлено. Предположительно, в XIII–XIV веках армяне имели здесь небольшое культовое здание, которое после реконструкции в XIV–XV веках стало главной постройкой сформированного вокруг благоустроенного монастыря.
В литературе монастырь известен с начала XIX века. Его краткую характеристику приводит М. Бжишкян. Из авторов XIX–XX веков к этой святыне обращаются О. ТерАбраамян, В. Смирнов, А. Маркевич, Гр. Григорян, Э. Корхмазян и другие. Относитель- но подробное описание можно найти в публикациях А. Л. Якобсона и Ю. А. Таманяна, специально посвящённых этому памятнику, а также в наших работах1.
Монастырь Святого Спасителя на окраине села Бахчи-Эли. Фото конца XIX века.
Современисвоегооснованиявплотьдо1920-хгодовмонастырьСпасителяпользовался большой популярностью среди крымских армян, не только как святая обитель, но и как место оздоровления, что было обусловлено наличием в нём святого источника с целебной водой. Активное посещение паломников благоприятно отражалось на деятельности мо- настыря, позволяло увеличить число обитателей, улучшить жилищные и хозяйственные условия, благоустроить территорию. Это подтверждается как историческими данными, так и сохранявшимися ещё в середине ХХ века постройками. Запущенное состояние па-
1 Якобсон А. Л. Армянский монастырь XIV века близ Белогорска в Крыму // ИФЖ. – № 4. – Ере- ван, 1964. – С. 230–236; Таманян Ю. А. Архитектура армянского монастыря Спасителя в Крыму // ИФЖ. – № 1. – Ереван, 1990. – С. 234–237 (на арм. яз.); Якобсон А. Л., Таманян Ю. А. Армянская архитектура в Крыму. – С. 27–31; Халпахчьян О. Х. Армянский монастырь Аменапркич в селе Бахчи-Эли // Архитектура мира. Материалы научной конференции «Проблемы истории архи- тектуры». – Вып. 1. – Москва, 1992. – С. 24–29; Халпахчьян О. Х. Стилистические особенности армянских памятников Крыма // АН. – Вып. 41. – 1996. – С. 27.
286

мятника в последние десятилетия привело к утрате всех его строений и к катастрофичес ки быстрому разрушению уникального в зодчестве Крыма церковного здания.
Занятая монастырём относительно прямоугольная, располагавшаяся на скате возвы- шенности территория на востоке замыкается лесистым склоном, а на западе – простира- ющейся вниз к подножию равниной. Ограниченное по размеру подворье было обнесено высокими основательными каменными стенами на известковом растворе, что придавало комплексу вид небольшого укрепления. Главные ворота находились на западной, обра- щённой к подъездной дороге стороне. Перед ними, с внутренней и внешней сторон име- лись площадки для гужевого транспорта приезжавших паломников. На проходящей че- рез ворота оси участка, в удалении к востоку, стояла церковь, вблизи которой находились кухня-трапезная (на южной стороне), маленький монастырский фонан, хозяйственные и жилые помещения.
Храм Святого Спасителя. Вид с юго-запада. Современное состояние.
Вне ограждения, юго-западнее от ворот, располагался большой монастырский фон- тан1. Он был представлен оригинальной крытой постройкой (разобрана в 1950-х годах), в которой имелось четыре водомёта, расчитанных на единовременное пользование водой нескольких человек – ещё одно свидетельство, подтверждающее активное посещение мо- настыря многочисленными паломниками2.
По свидетельству М. Бжишкяна в 20-х годах XIX века над западным отрезком камен- ного ограждения, по обе стороны от ворот, были построены жилые каменные строения. В начале ХХ века в заглублённом в косогор первом ярусе этих строений находились столо- вая с кухней и различного рода кладовые помещения. Верхний ярус занимала функцио- нировавшая вплоть до 30-х годов ХХ века гостиница «с 20-ю удобными номерами»3.
1 Бжишкян М. Путешествие в Польшу. – С. 260.
2 Халпахчьян О. Х. Архитектура родников крымских армян. – С. 240. 3 Крым: путеводитель / под ред. К. Ю. Бумбера и др. – С. 634.
287

Храм Святого Спасителя. Интерьер. Вид на запад.
Церковь – главное сооружение монастырского комплекса – до наших дней сохранила первоначальный архитектурно-художественный облик со следами нескольких перестро- ек. Согласно армянской надписи на южном входе (не сохранилась), последний по времени ремонт имевшейся здесь двери завершился 16 января 1810 года. Другая надпись, поме- щённая рядом с аркой западной двери, повествовала о подновлении храма, но дата в ней не читалась1.
Датируемая по основным архитектурно-конструктивным особенностям серединой XIV века, церковь Спасителя композиционно отлична от всех памятников крымских армян, что вызывает повышенный к ней интерес. Интерьер прямоугольного в плане удлинённого в направлении восток-запад здания с востока завершается глубокой алтарной апсидой с небольшими арочными нишами по сторонам. Апсида, в зависимости от рельефа местнос ти, имеет высокую, около 90 см, солею с лестницей на продольной оси здания. В апсиде нет окон, она освещается за счёт молитвенного зала.
Уникальна для армянских культовых памятников планировка окружающих апсиду помещений, вписанных в прямоугольный периметр сооружения. Так, с восточной стороны апсиду огибает, связанный с ней низкой арочной дверью узкий коридор (ширина от 0,8 до 0,9 м). Дугообразно изогнутый в плане и перекрытый наклонными плитами коридор соединяет небольшие двухъярусные помещения (1,1х1,5 м) по обе стороны апсиды. Поме- щения не имеют окон, за исключением нижнего с южной стороны, обращённого в сторону
1 Бжишкян М. Путешествие в Польшу. – С. 261.
288

апсиды щелевидным проёмом. Следовательно, будучи тёмными, эти помещения не могли служить дьяконником и жертвенником, как полагает А. Л. Якобсон1, а скорее всего пред- назначались для хранения церковного инвентаря. Это тем более вероятно, поскольку во все четыре помещения проходили не из молитвенного зала или алтарной апсиды, а из огибающего апсиду с востока узкого и тёмного коридора, что не показательно для культо- вых памятников армянского зодчества. Лестница в северо-восточном углу здания вела на верхний ярус и покрытую каменными плитами двускатную кровлю.
Храм Святого Спасителя. Южный портал.
В коридор, который, возможно, также был двухъярусным (этот участок сильно разру- шен), попадали снаружи, через располагавшуюся по оси восточного фасада служебного на- значения дверь. Согласно обмеру, выполненному в конце 1950-х, ширина входного проёма составляла 90 см. В настоящее время сзади него – завал. А. Л. Якобсон и Ю. А. Таманян, обследовавшие следы остатков стен на восточном конце южного фасада, полагают, что к юго-востоному углу церкви примыкала постройка, по-видимому – служебного назначения2.
Оригинальна композиция молитвенного зала, представляющего собой помещение, пе- рекрытое различными по форме сводами. Однако архитектурное сочетание этих сводов неизвестно не только в армянских церквях Крыма, Армении и армянских колониях, но и в христианских памятниках других стран. Помещение расчленено на три, разделённые подпружными арками, части. Узкие восточная и западная части, перекрытые стрельча- тыми сводами, фланкируют квадратную среднюю часть, завершённую крестовым сводом на скрещивающихся гуртах. Этим подчёркивается её главенствующее значение в интерье- ре, воспринимаемого цельно из всех трёх входов. Видимо, по замыслу зодчего, перекрытие
1 Якобсон А. Л. Армянский монастырь XIV века близ Белогорска в Крыму. – С. 232.
2 Там же; Таманян Ю. А. Архитектура армянского монастыря Аменапркич в Крыму. – С. 23.
289

центральной части имело значение купола, воздвигнутого над наиболее торжественной ча- стью молитвенного зала. Это в определённой степени нашло отражение в кровельном по- крытии сооружения, выполненного по форме шатрового с небольшими уклонами.
Расположение оконных проёмов, обеспечивающих достаточное освещение молитвен- ного зала и алтарной апсиды, отличается рациональностью, продиктованной объёмнопространственной композицией интерьера. Низко поставленные широкие прямоугольные окна со стрельчатыми завершениями на внутренней стороне, сохранили следы переделок. К одной из таких переделок относится закладка крайнего южного окна на востоке, визави с которым в северной стене находится святая купель. В связи с этим примыкающее к алтар- ной апсиде отделение интерьера освещалось прямым светом из большого окна над запад- ным входом и второстепенными источниками из ближайших окон в центральной части.
Три входа в западной половине здания обеспечивали быстрое заполнение молитвенно- го зала и эвакуацию посетителей на окружающую церковь просторную территорию.
Храм Святого Спасителя. Северный портал.
Своеобразен внешний облик церкви, уникальный по своей архитектуре в строительной практике армян. Снаружи она представляет собой прямоугольный объём с расположенны- ми в восточной части контрфорсами, поддерживающими слабые участки стены. Конструк- тивно ту же фунцию выполняют высокие объёмные порталы на южной и северной сторонах.
Верх основной части здания завершается тонким карнизом с высоким парапетом на редко расположенных консолях, скрывающих различные формы кровельных покры- тий. Парапет западного фасада украшен повторяющим уклоны бывшей кровли фронто- ном, имеющим также художественное значение; возможно, то же было выполнено и на восточном фасаде. Устройство таких парапетов неизвестно в армянском зодчестве, поэто- му можно предположить его заимствование из зарубежной практики.
Объёмные порталы – редкий случай в строительной традиции крымских армян, обыч- но оформлявших входные проёмы своих культовых зданий плоскими орнаментирован-
290