Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
проблематика.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
211.3 Кб
Скачать

Порок концепции 1864 г.

Мы неоднократно подчеркивали мысль, что в современном российском уголовном процессе следователь (в целом лицо, осуществляющее предварительное расследование) - не только умозрительная правовая конструкция (институт), но и ключевая фигура, от деятельности которой зависят перспективы возбуждения дела, его добросовестного (недобросовестного) расследования, скажем честно - конечный итог судебного разбирательства. Причем, вклад следователя в этот итог зачастую более чем формален, поскольку основную массу доказательственной информации ему "поставляют" органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность. "Умелый" следователь в удобоваримую судом "конфетку" мастерски завернет как реальные факты, так и откровенный фальсификат.

За примерами далеко ходить не надо. По приговору Ленинского районного суда г. Смоленска от 6 февраля 2014 г. оправдан Лазарев, бывший глава администрации областного центра, обвинявшийся органами предварительного расследования по ч. 1 ст. 286, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).

Этим приговором были признаны недостоверными доказательствами показания его бывшего заместителя П., данные им в ходе предварительного расследования о том, что с приходом Лазарева на должность сити-менеджера в аппарате сложилась негативная ситуация, связанная с разгулом коррупции и хищениями денежных средств, применялись схемы "подвода" коммерческих организаций к системе муниципального заказа за соответствующее денежное вознаграждение - "входной билет".

23 ноября 2016 года Смоленским областным судом по п. п. "б", "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ был осужден сотрудник МВД РФ Голубцов, который, согласно версии, выдвинутой органами предварительного расследования, явился организатором череды незаконных ОРМ (фактически провокаций) в отношении сотрудников администрации г. Смоленска. Результат хорошо известен из СМИ: один чиновник оговорил себя, был за это формально осужден, после чего под руководством все тех же пребывающих вне рамок уголовного процесса чиновников активно принялся изобличать свое руководство. Порочный круг: фальсификация доказательств - признание вины - досудебное соглашение о сотрудничестве - гарантированный обвинительный приговор - был разорван привлечением к уголовной ответственности главного инициатора провокаций Сугробова. Подчеркнем, и следователь, проводивший полноценное расследование в отношении Лазарева, и прокурор, утвердивший обвинительное заключение по делу в отношении него, и государственный обвинитель сомнений в виновности последнего никогда не выражали. Данные факты не что иное, как подтверждение слов Л.М. Володиной о том, что действующие механизмы предварительного расследования, прокурорского надзора и суда и сами по себе, как об этом сорок лет назад писал Е.Г. Мартынчик, еще ничего не гарантируют <10>. Данный тезис время от времени пытаются оспорить, ибо если из уголовного процесса выбросить догмы, то в нем ничего и не останется. Такую попытку в рамках Курса советского уголовного процесса, изданного под редакцией А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца, предприняла Л.Б. Алексеева. Ссылаясь на Э.Ф. Куцову, Лидия Борисовна констатировала, что для правильного понимания сути гарантий нужно лишь правильно толковать их.