Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

592

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
677.09 Кб
Скачать

сфера, компьютерная сфера, сфера высоких технологий, а также формирование новых видов преступности, таких как киберпреступность. Многие новые, фактически общественно опасные деяния не подпадают под признаки ни одного из преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации7 (далее – УК РФ). Саморазвитие также проявляется и в новых формах противодействия преступности со стороны государства. Сюда же относятся и многочисленные схемы легализации денежных средств, полученных преступным путем. Саморазвитие – необходимый атрибут функционирования организованной преступности, и государство не всегда успевает за темпами такого развития, так как в ход идут самые передовые технологии, в том числе в науке и технике.

Государство всячески пытается противодействовать тенденции организованной преступности к саморазвитию, самоорганизации и вообще к существованию. Проявляется это, например, в принятии соответствующих норм права. В ст. 35 УК РФ даны понятия организованной группы и преступного сообщества. В соответствии со ст. 63 УК РФ совершение преступления в составе организованной группы или преступного сообщества признается обстоятельством, отягчающим ответственность. В ст. 210 УК РФ установлена уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней). В Уголовнопроцессуальном кодексе Российской Федерации8 существуют специальные нормы, направленные на обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства. Кроме этого, 20 августа 2004 г. был принят Федеральный закон № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»9.

Помимо законодательных, также предпринимаются и меры организационного характера, например, создание подразделений правоохранительных органов, специализирующихся на противодействии организованной преступности. Существуют своего

7Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

8Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.

174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

9Российская газета. 2004. 25 авг.

81

рода «фильтры» по недопущению криминалитета во власть: наличие требований при поступлении на государственную службу, контроль за расходами, требования к моральному облику лиц, замещающих государственные должности. К сожалению, перечисленные меры, в том числе уголовно-правового характера, недостаточно эффективны для нашего современного общества. Обеспокоенность вызывает отношение части общества к организованной преступности. Вокруг «благородных бандитов» создан ореол «справедливости». Важную роль здесь играют средства массовой информации и кинематограф. Уже не один год мы можем наблюдать факты откровенной героизации бандитской жизни, ее «романтику», всевластие членов организованных преступных формирований и их способность решать любые вопросы через коррумпированные связи. Типичным стало освещение событий, происходящих в криминальном мире, который, по мнению некоторых информационных ресурсов, является «органической частью» современного общества. Есть факты подробного описания в прессе новостей, главными героями которых являются криминальные авторитеты и «воры в законе». При этом подается такая информация в «прайм-тайм». Например, убийство «деда Хасана» – криминального авторитета Аслана Усояна. Информация об этом 17 января 2013 г. не сходила с первых строк информационных агентств и была первой в рейтинге новостей информационно-поисковых ресурсов, например, Яндекса. Освещение происшествия с участием Усояна затмило даже многие события, произошедшие в этот день в международной политике.

К сожалению, зачастую государству остается лишь реагировать на проявления организованной преступности, предпринимать ответные шаги. Это мы можем наблюдать на примере того же законодательства: процесс законотворчества не всегда успевает за уже сложившимся положением дел – когда те или иные общественные отношения берутся под охрану после продолжительного негативного на них воздействия.

Одним из крупнейших трудов последнего времени, посвященным противодействию организованной преступности с позиций ее понимания как системы, способной к самовоспроизводству, является монография президента Российской криминологической ассоциации А.И. Долговой, в которой отмечается следующее: «Организованная преступность – это не когда много организованных формирований, это – сложная система, именно система, организованных преступных

82

формирований, их отношений и деятельности. Это организация со сложными взаимодействиями и связями между собой. Их связи выходят во вне: в государственные, в политические структуры, экономические структуры, религиозные и другие. И в этой системе существуют надорганизационные органы: воры в законе и другие преступные сообщества, которые выполняют функции, управленческие функции…, функции координирующие. Мало считать количество организаций, надо еще смотреть, как действует эта система»10.

К сказанному можно добавить, что организованную преступность отличает использование в своей деятельности негласных методов и средств, конспиративность, использование пробелов в законодательстве, стремление приспособить окружающую среду под себя, преобразовать общественные отношения в своих интересах. Организованная преступность способна влиять на принятие экономических, социальных, политических, законодательных и иных решений, опираясь на значительную часть общества.

«Организованные преступные формирования постоянно находятся в развитии, изменяются их количественные и качественные характеристики. Это происходит под влиянием изменений широкой социальной среды, и во взаимодействии с нею под воздействием диалектики самой преступной деятельности, складывающихся отношений лидеров криминальной среды. Очень трудно уверенно говорить об их общем числе, даже о том, «развенчан» «вор в законе» либо остается таковым в глазах преступного мира. Все это создает трудности отражения в законодательстве организованной преступности и ее конкретных проявлений»11.

Развитие организованной преступности прямо пропорционально криминальной деформации общества, а также степени его неспособности сопротивляться преступности в целом. Криминальной части общества зачастую удается криминализовывать

10 См.: Рекомендации ООН «Практические меры борьбы с организованной преступностью», утв. Международным семинаром по борьбе с организованной преступностью 21-25 октября 1991 г. С. 237.

11 Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011. С. 292.

83

общественные отношения, вовлекать в свою орбиту массу новых лиц. Нахождение в криминальной части общества для многих его представителей безальтернативно, потому что продвижение по «карьерной лестнице» зачастую связано с жертвами, лишениями, насилием. Лидеры преступной среды отдают себе отчет в том, что в законопослушной части общества они окажутся на нижних строчках социальной иерархии.

У криминологии достаточно сложный и многоаспектный предмет исследования. И все же для того, что бы изучать преступность и давать действенные рекомендации по противодействию ей, необходимо обладать знаниями о закономерностях правомерного поведения. Ведь законопослушная часть общества, а это, безусловно, большая часть, остается в рамках правового поля благодаря срабатыванию соответствующих механизмов.

Государство, обеспечивая безопасность и правопорядок, обязательно должно создавать механизмы противодействия самодетерминации преступности, чтобы не порождать в ходе борьбы с преступностью еще более тяжкие последствия для будущего этого общества. Интересно в этом смысле высказывание известного норвежского криминолога Нильса Кристи: «Опасаться надо не столько преступности, сколько последствий борьбы с ней»12.

_____________

12 См.: Кристи Н. Простые слова для сложных вопросов / Под общ. ред. Я. Гилинского; пер. с норвеж. Е. Рачинской; лит. ред. Л. Альперн; пред. Я. Гилинского.

СПб.: Алетейя, 2011. С. 68.

84

И . А . М а с л е н н и к о в а

(ФГКУ «ВНИИ МВД России»)

ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, что представляет серьезную угрозу безопасности государства.

Любая принимаемая антинаркотическая стратегия – как международная, так и национальная – держится на трех ключевых аспектах: во-первых, на снижении спроса; во-вторых, на ликвидации предложения наркотиков; в-третьих, на повышении эффективности инструментария международного взаимодействия, направленного против распространения наркотиков.

В 2010 году Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года1, необходимость которой обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных, прежде всего, с появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ; устойчивым сокращением численности населения России вследствие расширения незаконного распространения наркотиков. В частности, принятие данного документа повлекло внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации2 (далее – УК РФ) и в отдельные законодательные акты Российской Федерации, где введены принципиально важные и новые изменения, в частности ст. 821 УК РФ: «осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление,

1 Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 24. Ст. 3015.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

85

предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медико-социальной реабилитации, но не более чем на пять лет».

Существует ошибочное, как нам представляется, мнение некоторых авторов, где, в частности, С.Ф. Милюков замечает, что недостаток института отсрочки отбывания наказания больным наркоманией в том, что этот закон не только не стимулирует виновного на раскрытие подпольных наркосетей и выдачу правосудию активных наркодилеров, но и, напротив, побуждает его всячески скрывать свою подлинную осведомленность об этом3. Трудно согласиться с таким мнением, так как перед тем, как подозреваемый (обвиняемый) предстанет перед судом, с ним будет работать не одна служба правоохранительной системы. И данная норма только на первый взгляд кажется большой лазейкой для ухода от наказания. Следует заметить, что в данной статье перечислены основания и условия для отсрочки по преступлениям небольшой тяжести (в соответствии с учетом изменений в ст. 15 УК РФ, внесенных Федеральным законом № 420-ФЗ4), и суды редко назначают за их совершение наказания в виде реального лишения свободы. Вероятно, законодатель, взяв за основу зарубежный опыт и спроецировав его на национальные реалии, внедряет в практику новейшие нормы права, пока еще не прошедшие апробацию.

С точки зрения практики применения данной нормы существует ряд недоработок, которые можно объяснить новшеством и «необкатанностью», что вызывает много вопросов в реализации данной нормы. Так, например, до настоящего времени в УК РФ и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации5 не определен сам момент выражения желания обвиняемым на лечение от наркомании. Получается, что само желание обвиняемый может

3 См.: Милюков С.Ф. Российская уголовная политика: перманентная революция? // Современная уголовная политика: поиск оптимальной модели. М., 2013. С. 109-115.

4 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.

5Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.

174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

86

заявить после вынесения обвинительного приговора, поскольку оправдательный приговор исключает применение ст. 821 УК РФ. Разъяснение подсудимому права добровольно пройти лечение от наркомании могло бы иметь смысл, если бы закон определил не отсрочку отбывания наказания, а прекращение уголовного дела.

Кроме того, возникает вопрос при определении сроков: отсрочка предоставляется не более чем на пять лет, а срок ремиссии должен быть не менее двух лет. Получается, что суд должен отменить отсрочку и направить осужденного для исполнения лишения свободы, если осужденный добросовестно проходит лечение и медико-социальную реабилитацию, но срок наступившей ремиссии менее двух лет, а общий период лечения выходит за пятилетний рубеж. В данном случае предлагается отказаться от указания в ч. 1 вышеуказанной статьи максимального срока предоставляемой отсрочки.

Также возникает вопрос и по установленному сроку ремиссии – не менее двух лет. В настоящее время медицинской наукой не определены эффективные средства и методы лечения, в результате ремиссия наступает только у 10-20% находившихся на излечении6. В настоящее время государственная наркологическая служба не совсем готова для решения вопроса о длительном, отчасти принудительном лечении. Продолжается уменьшение числа наркотических диспансеров и учреждений, имеющих в своем составе наркологические отделения и кабинеты7. Следовательно, сократилось и общее количество коек. Основной формой прохождения курса лечения от наркомании, по мнению практикующих наркологов, является проведение длительного курса обязательного стационарного или амбулаторного лечения наркологических больных в учреждениях здравоохранения (в предпочтении все же это реабилитационные центры)8.

Также до сих пор не регламентирован перечень специализированных медицинских центров наркологического профиля, как на федеральном уровне, так и на региональном, при

6URL: http://www.stratgap.ru.

7См.: Основные показатели деятельности наркологической службы // ФГУ «Национальный научный центр наркологии» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. М., 2013. С. 2.

8См.: Игонин А.Л., Клименко Т.В., Баранова О.В. Практика применения в России законодательства о недобровольном лечении наркологических больных (1960-2010 гг.) // Наркология. 2011. № 2. С. 45.

87

наличии которых суд имел бы возможность в решении указать конкретное учреждение.

Главной проблемой на настоящий момент является отсутствие разработанных совместных рекомендаций между ФСИН России, которая осуществляет контроль за лицами, получившими отсрочку от отбывания наказания согласно п. 4 ст. 178.1 Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации9, и Минздравом России, осуществляющим медико-социальную реабилитацию. Однако ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с ФГБУ «Национальный научный центр наркологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации разработали методические рекомендации по организации лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией, совершивших преступления небольшой тяжести и получивших отсрочку отбывания наказания.

Тем самым новые законодательные нормы об отсрочке отбывания наказания реализовали давно назревшую необходимость легального стимулирования добровольного лечения лиц, страдающих наркоманией. А кроме того, данная отсрочка освобождения от наказания может способствовать снижению количества заключенных в местах лишения свободы, так как наказание реализуется без целей реального отбывания в условиях контроля, которые достигаются не карательными мерами, а медицинскими и социальными мерами ресоциализации и реабилитации, а также осуществлению более конкретизированного контроля учетных сведений больных наркоманией.

В некоторых европейских странах опыт по замене больным наркоманией реальных сроков лишения свободы на лечение весьма успешен. К примеру, в Австрии прокурор и суд обязаны приостановить уголовное преследование на двухлетний испытательный срок в случае хранения или приобретения незначительного объема психотропных или наркотических веществ для личного употребления. Если правонарушитель нуждается в лечении, временная приостановка уголовного преследования зависит от его желания пройти курс лечения. В Бельгии прокурор, обладая широкими полномочиями, может предложить правонарушителю,

9Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г.

1-ФЗ // Российская газета. 1997. 16 янв.

88

который заявит о своей наркозависимости, пройти курс лечения. В таком случае производство по делу будет прекращено, а само дело закрыто. В свою очередь суд может назначить испытательный срок, отложить или приостановить исполнение приговора. Также условием предоставления испытательного срока является желание и согласие подсудимого пройти курс лечения. В Англии, чтобы разорвать связь между приемом наркотиков и правонарушением, в 1998 году как часть Закона о преступлениях и беспорядках была принята «Инструкция о лечении и проверке наркоманов». Эта инструкция расширяет полномочия судей применять к правонарушителю с его согласия меры медицинского характера. По законам Дании прокурору предоставляется возможность выбора, предъявлять обвинение или нет, применив при этом альтернативные варианты тюремного заключения – приостановление исполнения приговора или условное освобождение. В противоположность Дании в Испании прокурор не наделен полномочиями принятия таких решений, однако суд может побудить больного наркоманией согласиться на лечение, условно приостановив исполнение приговора на срок не менее двух лет. А при положительном прохождении курса реабилитации уголовное преследование прекращается. Германское законодательство позволяет при определенных условиях прекратить судебное преследование. При вынесении приговора на срок менее чем два года исполнение приговора может быть приостановлено, если подсудимый собирается пройти курс лечения.

Желание заимствования российским законодателем рассмотренной зарубежной практики понятно. Однако в реальности существует еще много недоработок. Но и эти вопросы медленно, но последовательно, путем проработки, анализа и внесения изменений в действующее законодательство решаются. Совершен большой скачок в применении закона – право выбора обвиняемым альтернативного лечения при совершении преступного деяния небольшой тяжести. Кроме того, данное законодательство дает возможность «выводить», особенно молодых пациентов, из пенитенциарной среды, давая возможность осознания своего преступного шага и в то же время дав шанс исправиться, это позволяет в полной мере реализовать принцип гуманизма. Таким образом, обозначенные в данной статье проблемы уголовного

89

законодательства требуют незамедлительного решения, при этом необходимо использовать положительный зарубежный опыт.

_____________

90

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]