Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
think_money.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
269.82 Кб
Скачать

Экономическая арифметика

Учет фактора времени ведется обычно через дисконтирование — приведение стоимости денег, расходуемых и получаемых в разные периоды, к одному моменту. Если ставка банковского процента составляет двенадцать процентов в год, это означает, что сто рублей сегодня эквивалентны ста двенадцати рублям через год. Ста двадцати пяти рублям и сорока четырем копейкам — через два года. Ста сорока рублям и пятидесяти копейкам — через три. И так далее.

Или наоборот. Сто рублей через три года равны семидесяти одному рублю восемнадцати копейкам сегодня.

Представьте себе человека, который не знает, куда девать несколько миллионов долларов. Сердобольные приятели предлагают ему на выбор два варианта. В первом из них, вкладывая сегодня десять миллионов, богатенький Буратино в течение десяти лет будет ежегодно получать по два миллиона той же валютой.

Во втором, отдав аналогичную сумму, может рассчитывать на пять с половиной миллионов в год. Но в течение трех лет.

Какой вариант выбрать?

С точки зрения простого сложения — первый. Ведь 20 миллионов долларов явно больше, чем 16,5.

С точки зрения двенадцати процентов годовых — второй. Приведенные к сегодняшнему дню доходы первого варианта превращаются в 11,3 миллиона. Против 13,2, в которые трансформируются доходы второго варианта.

А если предположить, что ставка банковского процента равняется шести, то варианты практически равновыгодны. И там, и там получается по 14,7 миллиона на круг.

Так что крылатое выражение «время — деньги» имеет абсолютно точный экономический смысл.

Прибыльная благотворительность

Правда, помимо величины банковского процента, существует еще такая вещь, как инфляция. Рост цен, съедающий приращение дохода. В условиях галопирующей инфляции практически любое вложение капитала лишается экономического смысла. Цена денег падает быстрее, чем растет их количество. Однако если для инвестора и кредитора большая инфляция — беда, то для заемщика — праздник.

В 1993-94 годах я участвовала в международном консультационном проекте по совершенствованию системы управления воздушным движением России. Плата за аэронавигационное обслуживание только-только начинала вводиться. И одна из уже существовавших структур — Главный центр управления воздушным движением — взяла на себя функции агента по сбору и распределению соответствующих платежей.

Маститые иностранные консультанты задали руководителю Центра вопрос: «А какое агентское вознаграждение вы получаете за эту работу?» И услышали потрясший их до глубины души ответ: «Никакого».

В недоумении иностранцы обратились ко мне, как к аборигену, с просьбой объяснить им причину удивительного российского альтруизма. На самом деле никакого альтруизма, конечно, в помине не было.

Доход Центра от участия в сборе и распределении средств формировался за счет задержки перечисления получаемых денег. Задержки относительно небольшой — несколько недель. Но с учетом уровня тогдашней инфляции и соответствующей ей стоимости денег, выручка от прокручивания этих средств с лихвой перекрывала все мыслимые размеры агентского вознаграждения.

Бесплатные услуги всегда оказываются самыми дорогими.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]