Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мелочи в интенсивной медицине. Поляков Г.В..doc
Скачиваний:
263
Добавлен:
14.06.2014
Размер:
947.2 Кб
Скачать

3.2. Интенсивный уход, лечение

Здесь не будут представлены методы интенсивной респира­торной терапии. Они прекрасно описаны в монографиях А.П. Зильбера, Г.А. Рябова, Ю.Н. Шанина и других классиков реаниматологии. Задачей автора является привлечь внимание коллег к элементарным приемам, не требующим ни специального оснащения, ни сложных профессиональных навыков, но существенно повышающих эффек­тивность реаниматологического пособия. Впрочем, одно условие обязательно: способность персонала вживаться в образ пациента, СОЧУВСТВОВАТЬ.

3.2.1. Положение на кровати

Если для неотложных мероприятий по классической схеме АВС комфорт пациента имеет второстепенное значение (важнее немедленно восстановить системы жизнеобеспечения), то успех продолжительной интенсивной терапии в значительной степени зависим от условий применения специальных реаниматологических методов. Наши пациенты часто лишены способности само­стоятельно располагаться в оптимальном положении. Мало того, они нередко волей-неволей принимают положение, опасное для жизни, и требуют фиксации. Да и в состоянии двигательной активности больной не всегда может выбрать положение, способ­ствующее исцелению или хотя бы не мешающее последнему. К сожалению, в современных классических изданиях эта часть на­шей работы освещается все меньше. Где еще, кроме старых книг, встретишь описание положения пациента как положение Тренделенбурга, положение Фовлера? А ведь положение пациента в кровати - это один из компонентов лечебно-диагностического процесса. Оно само по себе не всегда интенсивно, но всегда про­должительно влияет на саногенез. Профессионалы используют это обстоятельство во благо. Так, оптимальным положением больного в постели обеспечивается постуральный дренаж. При воздушной эмболии поворот пациента на левый бок с опускани­ем головы сам по себе является важным лечебным фактором (П.Лоран, 1978).

Легкие как один из наиболее гидрофильных органов довольно быстро реагируют на смену или задержку смены положения в кровати. Застойные пневмонии среди наших пациентов, к сожалению, далеко не экзотика.

Из напоминания о застойной пневмонии вытекает, что больных надо поворачивать. Это все знают. Зачем еще размазывать эту тему? Опыт свидетельствует, что и это благое мероприятие (поворачива­ние пациентов) нередко превращается в бесполезную, а иногда и вредную показуху. В данном случае нелишне напомнить, что польза будет только тогда, когда реаниматолог представляет, что происхо­дит в организме пациента в этом его положении, какова скорость происходящих изменений, в какое время и как надо переместить больного для достижения следующей цепи. Обоснование оптималь­ного положения пациента в постели представляется еще более важным при понимании зависимости от положения тела таких патогенетических факторов, как застой жидкости в легких и шунтирование крови.

Недыхательные функции легких зависят от общего перифери­ческого кровотока, что особенно важно для больных в критическом состоянии. Значительная часть наших пациентов склонна к центра­лизации кровообращения. Охлаждение - один из мощных провока­торов спазма периферических сосудов, который легче всего вызы­вается на стопах и кистях. Предохранить от охлаждения конечности - значит хотя бы частично обеспечить условия для хорошей микроцир­куляции, способствовать саногенезу легких.

Следует помнить, что, предупреждая одно из осложнений -неблагоприятного положения в постели, можно создать предпосыл­ки для возникновения другого. Признавая бесспорную полезность расширения двигательного режима пациентов вообще, конкретные приемы для каждого пациента определяются в соответствии с его состоянием и другими параллельными лечебно-диагностическими про­цедурами. Важно обеспечить взаимодополняемость, синхронность, с одной стороны, поворота пациента, а с другой - санации бронхов вышерасположенного легкого или рентгеновского исследования лег­ких после смены положения тела.

Конструкция любой функциональной кровати призвана обеспе­чить наиболее рациональное положение на ней больного человека. К сожалению, лечебные свойства функциональных коек (даже исп­равных) не всегда используются.

Преимущественно пассивное положение пациента в посте­ли, тем более если он некритичен и возбужден, нередко сво­дит к нулю усилия персонала по обеспечению двигательного ре­жима пациента. Ну что же? Это, так сказать, штатная ситуация. Она не оправдывает отказ от скрупулезной работы, направлен­ной на компенсацию опасных движений больного человека. Та­кая работа включает в себя продолжительную отработку навыков лечебных действий подчиненного персонала, расширение знаний у сотрудников. Даже санитарка должна знать порочные положения пациента на кровати и уметь активно помогать мед­сестре (врачу) в ее мероприятиях по уходу за больным челове­ком. Естественно, прежде всего сам врач должен знать, что полусидячее положение обеспечит оптимальную подвижность диафрагмы только при распрямленном позвоночнике, когда край кровати, край матраса и затылок расположены на одном уровне (Э.РэГессе и соавт., 1936). При этом под приподнятыми бедрами должна быть опора, предупреждающая постепенное сползание пациента (фото 11). В положении на боку пациент распопагается в выемке койки, опираясь на приведенное к животу выше­лежащее колено. Нижележащая рука ролжна быть вытянута из-под туловища. Под кистью должна быть опора. С помощью по­душки голова поддерживается в пределах сагитальной плоскости (фото 12). Отказ от оснащения подушками коек интенсивных блоков нельзя признать допустимым. Без них затруднительно обес­печить свободную проходимость дыхательных путей у коматоз­ные БОЛЬНЫХ.

В общем, для пациентов многопрофильных отделений реанимации наиболее приемлемыми положениями в кровати являются полусидячее положение и положение на боку. Кстати, положение на левом боку с опущенной головой само по себе является важным лечебным фактором при воздушной эмболии (П.Лоран, 1978). Три-четыре раза в сутки по 30 - 40 минут ноги больных приподнимаются на 30 градуссв (фото 13). В горизонтальном положении на спине больной оставляется только в исключительных случаях: 2 контрольных часа после операции, опасная для жизни артериальная гипотония, мероприятия по схеме АВС (Кассиль В.Л., 1987).