Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раздел 4.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.5 Mб
Скачать

Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы

Опасности впадения в нетоманию подвержены также люи с ос­ложненными психическими реакциями, с подавленным настроени­ем. Речь идет не о депрессии: ее на момент ухода в Интернет у че­ловека может и не быть, но непременно имеется какой-то изъян функционирования душевных и эмоциональных механизмов, нару­шение психической и биохимической их сторон. В тех случаях, ког­да возникают тяжелые жизненные ситуации, которые никак не сти­мулируют интерес к повседневной деятельности и общению, человек и уходит в Интернет — где искусственные условия, свои, ирреаль­ные правила игры, своя, игровая стимуляция уводят от реального мира, компенсируют недостающее в эмоциональной сфере, дают об­легчение. Но чем больше отрыв от реальности, тем больше для че­ловека опасность «съехать» с зоны эмоционального равновесия. Эмоциональная подавленность в процессе «лечения» Интернетом лишь усугубляется, и в итоге это неизбежно ведет к депрессивным последствиям.

Как в процессе лечения наркомании, дабы избавиться от пристрастия к наркотику, нужно прежде всего перестать его употреблять, так и тут, чтобы преодолеть депрессию, необходимо сначала «развести» человека и компьютер. Но удалить человека от компьютера, а компьютер от че­ловека — сегодня трудновыполнимая задача, особенно если говорить не о конкретной ситуации, а о человечестве в целом.

Увлеченность человечества Интернетом столь велика, что можно всерьез утверждать: на наших глазах происходит процесс сращи­вания реального и виртуального миров в некий единый мир. На­блюдая и анализируя этот процесс, психологи считают, что необхо­димо, прежде всего, осознать опасности, подстерегающие постоянных пользователей Сети. Надо напоминать им, что Интернет при всех его необычайных возможностях, в принципе, — лишь огромное информационное поле, приложение к реальному миру, но не он сам. Любое смещение представлений об этом постулате грозит человеку бедой.

Проблематика общения в условиях виртуальной реальности, Интернета и прочих компьютерных «заморочек» сегодня столь актуальна, что к ней уже обращается художественная литература. Так, эта тема легко и орга­нично легла в ткань прозы современного российского писателя В. Пеле­вина. Его герои любят играть с компьютером, погружаться в недра па­раллельных компьютерных миров. Персонажи его книги «Generation П»,

410 Раздел IV, Прикладная этика: проблемы и решения

к примеру, уже начинают создавать альтернативную квазиреальность и транслировать ее по телевидению, выдавая за подлинную. Компьютер­ными средствами они создают образы политиков, вкладывают им в уста нужные фразы, дергают их за электронные ниточки. Вместе с тем «ин­терактивность» (способность читателя или зрителя воздействовать на развитие действия) и «виртуальность» (одновременное существование множества реальностей, среди которых нет истинной) — это, как уже отмечалось, то, что объединяет компьютерное сознание с психоделичес­ким. Компьютеры, как и наркотики, давно перестали быть достоянием радикальной культуры. Мода и музыка, кинематограф и другие визу­альные искусства на всех своих этажах — элитарном, мещанском или массовом — давно взяли на вооружение компьютерные и психодели­ческие идеи.

Сегодня мы имеем дело с глобальной тенденцией — современное информационное общество существует не в «реальности», а в про­странствах средств массовой коммуникации. Паутина Интернета стала сама по себе средством изменения состояния сознания. По­этому наркотики и компьютеры нельзя заклеймить как «иллюзию выхода» или «обманный выход», тем более что они и не претендуют на необманность и неиллюзорность. Виртуальность это не ис­кусственная реальность, а отсутствие деления реальностей на истинные и иллюзорные.

Уже вполне сложился миф об особой, постоянно длящейся кибернети­ческой галлюцинации, в которую попадает человек, сосредоточенный на общении с компьютером. Это иная, виртуальная реальность, альтерна­тивная по отношению к наличной и традиционной. Человек уходит туда и уже не хочет возвращаться к сомнительному удовольствию общения с реальным миром и людьми.

Ниже мы приводим «исповедь» одного нетомана: «В сетке человек свободен. В первую очередь — от себя. Он не имеет внешнего вида, не имеет личности. Он может нарисовать себя на белом листе — нарисо­вать себе пол, возраст, карьеру, прошлое, лицо, тело, характер... Он мо­жет примерить к себе любую роль... И сбросить ее, если ему не понра­вится. В любую секунду человек может перечеркнуть все и начать сначала. Жизнь, злая и суровая жизнь, которая не знает пощады, — вдруг дает человеку в сетке неограниченное количество шансов испра­вить свои ошибки, вернуться в этот мир в другом облике, прожить все сначала... В Интернете вы можете повернуть время назад. Вы можете