Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раздел 4.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.5 Mб
Скачать

372 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 373

Однако и романтики начала XIX века тоже считали глубокую друж­бу большой редкостью. По словам немецкого писателя Л. Тика, все люди любят, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». А. Шопенгауэр вос­хищался дружбой и в то же время сомневался в ее существовании: «Истинная, подлинная дружба предполагает сильное, чисто объектив­ное и вполне бескорыстное участие в радости и горе другого человека, а это участие, в свой черед, предполагает действительное отождествле­ние себя с другим. Это настолько идет вразрез с эгоизмом человеческой природы, что истинная дружба принадлежит к вещам, относительно ко­торых... остается неизвестным, принадлежат ли они к области басен или действительно где-нибудь существуют».

Гуманисты эпохи Возрождения обращались к античным образцам дружбы, но и античные авторы горько сетовали на оскудение человечес­кого общения.

Так когда же была «настоящая дружба», и была ли она когда-нибудь вообще? В европейской культурной традиции царством под­линной дружбы издавна считалась античная Греция.

Древнегреческое слово philia, часто переводимое как дружба, не имеет точного соответствия в современных европейских языках, обозначая не только «дружбу», но и «дружественность», «расположение». Словом этим мы обязаны Пифагору, который называл дружбой единение всего со всем, в том числе человека с человеком. В чем-то аналогично пифаго­рейской дружбе конфуцианское «жэнь» (человечность): это то свой­ство натуры человека, благодаря которому он оказывается связанным со всем — с людьми, животными, природой.

Слово philos — друг имело и значение обладания — «свой». Так, например, назывались все, кто жил в доме Одиссея, кого он мог считать «своим». Чужой человек оказывался «своим», если его принимали в члены семьи или племени.

Первый очерк теории дружбы как самостоятельного отноше­ния, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмо­циональных привязанностей, создал Аристотель, подвергший друж­бу философско-эстетическому и психологическому анализу. Дружба, по Аристотелю, — величайшая ценность, самое необходимое для жизни: никто не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага.

Совершенная, истинная дружба бескорыстна. Но, в то же время, друж­бу питают к другу «во благо самого себя», ибо, «если добродетельный становится другом, он становится благом для того, кому друг». Поэтому отношение к другу не отличается от отношения человека к самому себе. Благодаря этому дружба является также необходимым средством само-познания: «Как при желании увидеть свое лицо мы смотримся в зерка­ло и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга». Ближе друга у человека никого нет, считает Ари­стотель, поэтому количество друзей имеет пределы: близкая дружба — это дружба с немногими.

По сути, Аристотель сформулировал все важнейшие вопросы психо­логии и этики дружбы, рассматривая ее как особый вид эмоциональной привязанности.

Итак, дружба — древнейшее понятие, в которое каждая эпоха привносит что-то новое. Неизменным остается одно: во все времена дружбу считали одной из высших ценностей в жизни человека. С чем связано такое отношение? Ответ следует искать в самом определе­нии понятия дружбы.

Этика определяет дружбу как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения своей цели, дружба — отношение само­ценное, само но себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу».

В отличие от кровно-родственной связи, где люди связаны узами кровной или родственной солидарности, дружба — индивидуально-из­бирательна и основана на взаимной симпатии.

Наконец, в отличие от поверхностного приятельства, дружба — от­ношение глубокое и интимное, предполагающее внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego (другим Я).

Таким образом, дружба предполагает наиболее тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длитель­ному разнос?пороинему общению. Большая близость и эмоциональ­ность, связанные с избирательностью и исключительностью друж­бы, усугубляют и делают еще строже такие ее критерии, как беско-