Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раздел 4.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.5 Mб
Скачать

366 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

менты здесь бессильны — он не воспринимает их. В-четвертых, нетер пимость к иной точке зрения, к инакомыслию, когда любой несогласный со мной воспринимается враждебно и вызывает не желание понять, а раз дражение и желание дать отпор.

Маргинал подходит к другому человеку с сугубо утилитарных позиций (зачастую не осознавая этого). Стиль его отношений с дру­гими («чужими») — это «стиль-вампир»: он использует человек;! (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» принципу «использовал — выбросил».

Но самое страшное в маргинальное™ — ее воинствующий ха рактер, уверенность маргинала в собственной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Марги-нальность зачеркивает всякую возможность компромисса и взаимо­понимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и про­граммы действий. Эта направленность на противостояние может проявляться в общественной жизни, профессиональной деятельнос­ти или личных отношениях, но в любом случае она не просто мало­продуктивна, но и привносит большое моральное зло в систему меж­личностных отношений и коммуникации.

Таким образом, если принять за основу, что культура общения предполагает отношение к другому как к равному мне субъекту, за которым я готов признать право на самость, «инаковость» и к кото­рому я готов относиться терпимо и с уважением, то маргинальность — это антикультура в общении.

Таким же проявлением антикультуры, причем очень близким и по форме, и по сути, выступает феномен насилия, сущностью кото­рого являются: неприятие права партнера на автономность, не­зависимость, самость; апелляция к силовым приемам и методам давления; использование страха и принуждения как главных «ар­гументов» в общении.

Насилие как принцип общения всегда сопровождало человечес­кие отношения. Но особенно массовым, распространенным и изощ­ренным (если не считать период первобытной дикости) оно стало в наше время. Тому есть ряд причин — социальных, психологичес­ких, нравственных.

Социальные корпи насилия в общении следует искать в особен­ностях XX века. Революции, войны, диктаторские и тоталитарные

Глава 15. Этика и культура общения 367

режимы и репрессии против личности и наций — все эти катаклиз­мы медленно, по верно обесценивали человеческую жизнь, делали ее разменной монетой в политических играх «борцов за власть», а лю­дей приучали «общаться» через мушку прицела. Правда, существу­ет точка зрения (Б.-А. Леви, А. Глюксман), согласно которой обес­ценивание человеческой жизни — не синдром XX века, а медленный, ио верный процесс, связанный с развитием западноевропейского рационализма, приучавшего людей к холодному взвешенному праг­матизму, к подавлению чувств и эмоций сострадания и милосердия. Просто XX век оказался как бы временем «собирать камни», когда массовость и значимость вражды и противостояния стали не только вытеснять порой межличностные человеческие отношения, но и при­вносить в них привычку к насилию.

Психологические основания насилия в общении убедительно рас­крыл фрейдизм, показав, что насилие дает ощущение власти над дру­гим, выступая своеобразным способом самореализации (об этом доста­точно доказательно писал Э. Фромм в «Бегстве от свободы»). Причем уровень и размах подобного «самоутверждения» могут быть самыми разными — от гитлеровского тоталитаризма до семейной тирании.

Нравственными причинами возможности насилия в общении выступают прежде всего «иротокультура» и «барьеры» общения, о которых говорилось выше. Кроме того, попустительствует наси­лию и анонимность моральной жизни, связанная с урбанизацией, которая скрывает от людского суда беспредел, творимый некоторы­ми гражданами.

Что касается области распространения насилия, то следует кон­статировать, что границ оно, к сожалению, не знает, проникая в са­мые разные сферы общения — в межличностные и семейные, груп­повые и межгрупповые, деловые и политические, профессиональные и другие отношения.

Так, неимоверно вырос уровень насилия в семье — и у нас, и за рубе­жом. Истязания, которым подвергаются дети в некоторых семьях, не поддаются описанию. Так родители отыгрываются на них за собствен­ные неудачи и ошибки. Но и в так называемых благополучных семьях общение с детьми с позиций силы — окриком, физическим наказанием, унижением — зачастую является нормой.

Насилие может проявляться в разных формах — как психологи­ческое давление, моральное подчинение, физическое принуждение.