Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Власть, бизнес, общество в регионах неправильный треугольник - Петров Н., Титков А. (ред

.).pdf
Скачиваний:
50
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
10.19 Mб
Скачать

«Иркутский феномен» объясняется несколькими факторами: традиционно высоким уровнем компьютеризации населения, здоровой и жесткой конкуренцией между семью интернет-провайде- рами, сильным сообществом веб-разработчиков, создавших с момента появления Интернета в Иркутске в 1994 г. довольно много сайтов гуманитарной направленности, политической активностью населения.

За счет высоких темпов разработки сайтов и большого количества веб-студий (более 50 в 2005 г.) уже к 2003 г. в регионе практически все офлайновые региональные СМИ имели интернет-представи- тельства, что создавало существенный объем информации в местном интернет-пространстве. В то же время регион значительно отстает от конкурентов по уровню развития интернет-бизнеса, что объясняется преобладанием в региональной экономике челночной торговли, большого количества китайских и кавказских бизнесменов

иобщей компьютерной неграмотностью регионального бизнеса.

Вто же время с 2001 г. у БАБР.RU так и не появилось ни одного значительного конкурента, хотя портал из-за недостатка сотрудников

иматериальных ресурсов охватывает далеко не все сферы обществен-

ной жизни. Наиболее близко по общей посещаемости к БАБР.RU подошел портал «Твой Иркутск» (http://www.irk.ru), который зачастую даже превосходит его по дневной посещаемости. Однако анализ показывает, что 80—85% его посетителей интересуется исключительно сервисом отправки SMS-сообщений. Портал «Твой Иркутск» не имеет собственных журналистов и пользуется преимущественно заимствованной информацией, а потому на рынке региональных интернет-СМИ не занимает значимого положения.

Не являясь конкурентами БАБР.RU, по общей посещаемости его стабильно обгоняют два иркутских сайта — «WWWoman» (http://www.newwoman.ru) и «Cooler» (http://cooler-online.com). Это специализированные персональные сайты, имеющие широкую российскую аудиторию и не играющие значительной роли в региональном сообществе. Долгое время конкуренцию порталу БАБР.RU пытался составить портал «Виртуальный Иркутск», однако так и не смог найти собственную нишу и перешел на публикацию новостей от БАБР.RU.

В 2004—2006 гг. БАБР.RU занял достаточно четкую позицию сопротивления действиям федеральной власти по изменению Кон-

400

Ч А С Т Ь В Т О Р А Я

ституции и нарушениям экологического законодательства. В этом интересы редакции БАБР.RU во многом совпали с представителями оппозиции, в основном такими, как «Гражданский конгресс», СПС и НБП. Отсутствие в регионе сколько-нибудь значимых оппозиционных СМИ привело к тому, что БАБР.RU фактически стал информационным центром гражданского общества, дискуссионной площадкой, на которой обсуждаются все острые политические и общественные проблемы.

Постоянным партнером БАБР.RU всегда были региональные экологические организации, в первую очередь «Байкальская экологическая волна» (http://baikalwave.eu.org) и «Гринпис». После возникновения конфликта между федеральным Центром и населением Прибайкалья по поводу прокладки нефтепровода по берегу Байкала БАБР.RU взял на себя функции информационного и своеобразного диспетчерского центра, обеспечивавшего взаимодействие различных протестных групп сначала в регионе, а затем и по всей России. Именно в этом конфликте наиболее ярко проявились все возможности современных информационных технологий. При этом следует заметить, что экологическая защита и экологические действия никогда не являлись основной задачей портала, поэтому он выполнял исключительно функцию информационного сопровождения деятельности экологических организаций.

Динамичное развитие портала остро ставит вопрос о его перспективах. Основная проблема — его объем и сложность навигации. К концу 2006 г. общий объем портала достиг 100 тыс. документов, которые требуют оптимизации и ускорения доступа. Вполне вероятно, в ближайшее время будет принято стратегическое решение по реорганизации портала из «горизонтального» в комплекс «вертикальных» порталов, специализированных по тематике и объединенных единым брендом.

Ш к о л а

пу б л и ч н о й п о л и т и к и : 1 0 0 0 к и л о м е т р о в

гр а ж д а н с к о г о

об щ е с т в а

А л е к с е й П е т р о в

Байкальский региональный фонд гражданских инициатив «Открытая Россия — Иркутск» был создан в августе 2005 г., когда программы Межрегиональной общественной организации «Открытая Россия» уже два года работали в регионе. Именно в Иркутск на открытие Школы публичной политики летел 25 октября 2003 г. председатель правления «Открытой России» Михаил Ходорковский, когда его задержали в Новосибирском аэропорту.

Фонд «Открытая Россия — Иркутск» объединил все иркутские проекты «Открытой России». Какую цель мы ставили перед собой, создавая фонд гражданских инициатив? Прежде всего хотели найти активных, желающих изменить что-то в обществе граждан и предоставить им площадку для дискуссий и ресурсный центр для работы общественных организаций. В правление фонда вошли семь известных в регионе представителей власти, общества и бизнеса.

За три года работы «Открытой России» в нашем регионе появилась не только Школа публичной политики. Работали Школа гражданского общества и центр «Помоги советом», осуществлялась программа «Наше либеральное наследие». К сожалению, из-за известных событий практически все проекты пришлось свернуть. В настоящее время продолжает работать только Школа публичной политики.

402

Ч А С Т Ь В Т О Р А Я

« С о ю з 2 5 о к т я б р я »

За время работы Школы публичной политики состоялось 15 семинаров. Только в 2006 г. проведено более 10 «круглых столов». Встретиться с молодыми общественными и политическими лидерами в Иркутск приезжали московские политики и политологи Михаил Делягин и Александр Иванченко, Алексей Кара-Мурза и Гарри Каспаров, Владимир Рыжков и Никита Белых. Прошла видеоконференция с известным юристом Сергеем Пашиным. В работе школы участвовали также местные эксперты — доктор исторических наук Виктор Дятлов, заместитель главы администрации области Владимир Третьяк, лидер регионального отделения Союза правых сил Алексей Козьмин, научный директор Центра независимых исследований и образования Михаил Рожанский.

Представители власти чаще отказывалась, чем соглашалась принять участие в мероприятиях школы. Это лишний раз свидетельствует о том, что публичной политики в регионе, да и в стране в целом пока нет, и у нашей школы еще много работы на пути создания нового поколения общественных и политических лидеров, для которых политика — прежде всего поиск взаимовыгодных решений в диалоге с обществом.

Однако среди представителей власти есть и такие, кто разделяет наши ценности и постоянно сотрудничает со школой. С большим интересом участвовала в работе одного из семинаров вице-спикер регионального парламента Людмила Берлина. Другой заместитель председателя ЗС Геннадий Истомин сказал, что демократия может быть создана только снизу, самими людьми, а не властью, и «именно ШПП может решить эту задачу». Депутат Юрий Фалейчик вошел в состав правления Фонда «Открытая Россия — Иркутск», а сотрудники отделов по связям с общественностью городской и областной администраций регулярно приходят на наши семинары и «круглые столы».

Программа «Кадры нового поколения для местного самоуправления» уже принесла результаты. Некоторые слушатели не только выдвинули свои кандидатуры на депутатские места в органах местного самоуправления, но и выиграли выборы.

Среди выпускников и слушателей Школы публичной политики — 2 мэра городов, 2 депутата Законодательного собрания, член областной избирательной комиссии, 13 депутатов городских дум из восьми городов, более 20 помощников депутатов разных уровней, около 10

3 . О Б Щ Е С Т В О

403

чиновников областного и муниципального уровня, более 20 журналистов, 30 предпринимателей. Школу окончили представители разных партий: Татьяна Воронова («Единая Россия»), Георгий Кузьмин («Родина»), Александр Николаев («Яблоко»).

104 питомца Школы публичной политики создали Ассоциацию выпускников «Союз 25 октября». 25 октября — день рождения школы, и не только. По мнению участников «Союза», это эпохальная дата в истории страны: в 1917 г. в этот день прозвучал выстрел «Авроры» и начался штурм Зимнего дворца, произошла Октябрьская революция, 25 октября 2003 г. был арестован Михаил Ходорковский, основатель «Открытой России». Цель «Союза» — создание сообщества социально и экономически активных людей, заинтересованных в развитии Школы публичной политики.

Один из первых результатов деятельности «Союза» — создание экспертного совета, который анализирует выпускные проекты участников образовательно-просветительских программ и помогает в реализации лучших из них. Особой популярностью пользовался дискуссионный клуб «Политический Иркутск», который два раза в месяц проводил общественные дискуссии и дебаты в формате телепередачи «К барьеру» (НТВ).

В 2006 г. фонд ежемесячно проводил экспертный опрос «Самый...

самый», в котором 50 выпускников Школы публичной политики определяли наиболее авторитетную фигуру месяца в трех номинациях — «Политика», «Бизнес», «Общество и образование», а также лидера антирейтинга. Его результаты публиковались во многих печатных и электронных СМИ региона.

Фонд «Открытая Россия — Иркутск» не может пожаловаться на недостаток внимания со стороны иркутских массмедиа. О деятельности фонда вышло свыше 300 публикаций и более 30 телесюжетов. Иркутский интернет-портал БАБР.RU занял первое место в России по количеству материалов о деятельности «Открытой России».

С а м о у п р а в л е н и е н а ч и н а е т с я с к л у м б ы

Центр «Помоги советом» проработал чуть больше года. За это время в нем получили консультации и нашли помощь в решении

404

Ч А С Т Ь В Т О Р А Я

своих проблем почти 2 тыс. человек, появились первые добровольцы

ипомощники. Центр постоянно проводил семинары по социальному менеджменту для активистов студенчества и лидеров местных сообществ. Например, организация территориального общественного самоуправления иркутского микрорайона Солнечный нашла в центре поддержку своих инициатив. А появилась она очень прозаично: в один весенний день несколько человек вместе вышли с лопатами во двор своего дома и разбили первую клумбу. Сейчас это одна из самых мощных организаций общественного самоуправления в Иркутске. Так, с первой совместно разбитой клумбы, и появляются в России «корневая демократия» и территориальное общественное самоуправление. Появляются не без проблем: в нашей стране нет отработанных механизмов их функционирования. Помочь наладить эти механизмы, оказать консультационную поддержку лидерам таких организаций — одна из основных задач центра «Помоги советом».

Де й с т в и т е л ь н о

от к р ы т а я

Ро с с и я

Уфонда «Открытая Россия — Иркутск» сложились особые отношения с соседями — партнерскими организациями в Красноярске, Улан-Удэ, Владивостоке, Барнауле, Новосибирске и Томске. Не случайно в июне 2006 г. именно Иркутск стал местом проведения первого в истории организации совещания директоров школ публичной политики Сибири и Дальнего Востока и подписания «Байкальского соглашения».

Партнерами фонда выступают десятки неправительственных организаций, независимые исследователи и политологи, представители власти, ученые и десятки волонтеров.

О программах фонда знают в Иркутске и Братске, Черемхове

иСвирске, Байкальске и маленькой Чуне. Можно сказать, что фонд «Открытая Россия — Иркутск» взялся за построение гражданского общества на территории диаметром 1000 километров. Именно на таком расстоянии друг от друга находятся районные центры Иркутской области Байкальск и Братск, в которых реализуются программы нашего фонда.

3 . О Б Щ Е С Т В О

405

В сентябре 2005 г. фонд «Открытая Россия — Иркутск» стал членом Объединенного совета некоммерческих организаций города Иркутска и Иркутской области. За это решение единогласно проголосовали члены совета. И никто не вспомнил о том, что за несколько дней до этого на федеральном Первом канале «Открытую Россию» обвиняли чуть ли не в заговоре, направленном на свержение существующего строя. Люди знают: «Открытая Россия» работает не на революцию, а на эволюцию. Только путем долгой и ежедневной работы в России возможно вырастить демократию. Как цветок не растет без корней, так и демократию нельзя привить в стране, в которой не сформировалось гражданское общество. Пока оно очень слабое. Поэтому мы продолжаем работать. У нас большие планы. Наша Россия — действительно открытая.

Сейчас организация переживает трудные времена. Но школа продолжает свою деятельность. Есть еще порох в пороховницах, наступит новая фаза развития, а значит, будут новые семинары и «круглые столы», в Иркутск приедут федеральные эксперты, и общество, которое принято называть гражданским, получит новых активистов в свои пока еще редкие ряды.

С а м о о р г а н и з а ц и я д и а с п о р в И р к у т с к е

В и к т о р Д я т л о в

Диаспору я понимаю как особый тип человеческих взаимоотношений, как специфическую систему формальных и неформальных связей, жизненных стратегий и практик, основанных на общности исхода с «исторической родины» (или на представлениях, исторической памяти и мифах о таком исходе), на усилиях по поддержанию образа жизни «в рассеянии» — в качестве национального меньшинства в иноэтничном принимающем обществе. Диаспора — не данность, ее существование (или несуществование), возникновение и исчезновение могут быть ситуативным ответом на вызовы времени, места и обстоятельств. Если исходить из такого подхода, то наличие совокупности лиц одной национальности, живущих вне национального очага, пусть даже многочисленных и укорененных на новой родине, — это еще не диаспора, а только необходимое условие ее реализации. Другими словами, одни и те же люди, их совокупность могут быть, а могут и не быть диаспорой 1.

Мощную динамику придал процессу диаспорализации интенсивный рост потоков трансграничных миграций. С распадом СССР

в эту категорию вошла часть прежде внутренних миграций. Вчерашние соотечественники превратились в «граждан ближнего зарубежья» с принципиально новым статусом и набором проблем (экономических,

3 . О Б Щ Е С Т В О

407

культурных, правовых). Остро встали проблемы поддержания связей с родиной, которая оказалась теперь хоть и ближним, но зарубежьем. Эта задача требует теперь больших усилий, лучше всего коллективных. То же относится к проблемам статуса, зашиты экономических прав, сохранения языка и культуры и т. д. На родине идут бурные процессы «национального возрождения», строительство новой государственности часто происходит на этнократической основе. Человеческие и материальные ресурсы мигрантских сообществ рассматриваются там как важные факторы этого строительства и борьбы за власть. Поэтому метрополии прилагают большие усилия для консолидации соотечественников в России — как правило, на этнической основе. Количество мигрантов из «ближнего зарубежья» резко возрастает, меняются тип мигранта, его система мотиваций, образ и стиль жизни, адаптационные возможности и ресурсы. Мигрант этой волны и этого типа неизмеримо больше нуждается в системе групповой поддержки, в сети родственных, клановых, этнических связей.

Бурно формируются миграционные потоки из стран «старого зарубежья». И здесь наиболее значимыми как для России в целом, так и в особенности для ее восточных регионов становятся мигранты из Китая. Они уже стали необходимым элементом формирующейся рыночной экономики. По многим причинам миграционный приток из Китая будет в обозримом будущем возрастать. Китайские трудовые мигранты демонстрируют корпоративную, общинную модель поведения и интеграции в принимающем обществе.

Все эти факторы радикально увеличивают структурообразующее значение этничности, национальной самоидентификации, формируют диаспоральное самосознание, дают мощный толчок к строительству диаспор. Структуры и сети на этнической основе, существовавшие и прежде, разрастаются, качественно меняется их значение как ресурса выживания, делового и социального успеха.

Дело не ограничивается количественными переменами, хотя в ряде случаев количественный рост уже привел к качественным сдвигам. Совершается «ментальный рост» — появление этих групп (именно в качестве групп) в сознании, как собственном, так и окружающих. И новые мигранты, и старожилы, приписанные советской властью к той или иной этнической группе и в той или иной степени ощущающие связь с нею, начинают чувствовать себя группой, в некоторых ситуациях ведут себя как члены группы, формируют сеть

408

Ч А С Т Ь В Т О Р А Я

связей и отношений на этнической основе, как сейчас принято говорить, позиционируют себя в таком качестве.

Диаспорализация происходит двумя путями. Один из них традиционный — приходят новые люди, мигрировавшие из «национальных очагов», они остаются, так или иначе интегрируются в принимающее общество и одновременно консолидируются в землячества, общины, кланы, создают сети связей и отношений на этнической основе (или этнически маркированные). Это может актуализировать этническую самоидентификацию соотечественни- ков-старожилов, тех, кто прибыл давно или вообще родился здесь, полностью интегрировался. Более того, наблюдения показывают, что именно такие люди могут становиться ядром формирующихся диаспор. Это и есть другой путь — диаспорализация старожилов, движение от совокупности тех, кто считал себя и/или кого считали представителем неких пришлых национальных меньшинств, к актуализации этничности и групповому структурированию.

Исходя из такого понимания, можно вести речь о диаспорах как новом элементе социальной жизни. Происходит радикальный сдвиг — от присутствия представителей этнических меньшинств к их структурированию, формированию общин с их институтами, активистами, поиском ниши, выдвижением коллективных (или от имени коллектива) целей.

Из многовекового опыта общемирового феномена «торговых меньшинств» известно, что общинность — это важнейший ресурс их экономического успеха 2. Более сложен и неоднозначен вопрос о роли этого фактора в процессе адаптации. С одной стороны, сам факт экономического успеха для трудового мигранта — это и индикатор успешности адаптации, и залог дальнейшего продвижения на этом пути. Диаспоральная инфраструктура, сети и механизмы взаимной поддержки могут стать и становятся инструментами интеграции мигрантов в принимающее общество.

Это можно наблюдать уже сейчас. Создаются формальные и неформальные сообщества и организации, которые (помимо исполнения других функций) помогают мигрантам осваиваться в социальном пространстве российских городов. Такие сети удовлетворяют их базовые потребности в чужом обществе, к которым относятся безопасность, информация, связь, инфраструктура обеспечения проживания и деятельности.

3 . О Б Щ Е С Т В О

409

Соседние файлы в предмете Экономика