Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УчебПособ_ЭиОПдля080500_15.11.12_ред__2.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1 Мб
Скачать
☆

Глава 13. Амортизация и эффективность использования опф

13.1. Амортизация опф

Амортизация — экономическая категория, характеризующая процесс постепенного переноса стоимости ОПФ на готовую продукцию в течение срока службы (срока полезного использования). Сумма износа, переносимая на себестоимость готовой продукции за определенный амортизационный период называется амортизационными отчислениями, которые накапливаются в амортизационном фонде.

Амортизация, накапливающаяся в амортизационном фонде, производится с целью простого и частично расширенного воспроизводства ОПФ предприятия.

Амортизационный фонд остается в распоряжении предприятия. При исчислении чистой прибыли предприятия сумма амортизационных отчислений выводится из-под налогообложения и включается полной суммой в состав чистого дохода предприятия.

Чистый доход ЧДt, остающийся в распоряжении предприятия за анализируемый период t, определяется так:

здесь ЧПt - прибыль после налогообложения (чистая прибыль); Аt – сумма амортизационных отчислений.

Методы определения амортизационных отчислений

1. Линейный метод:

а) годовая норма амортизационных отчислений NA:

*100 %,

где Фп – первоначальная стоимость объекта ОПФ; Л - стоимость ликвидации объекта ОПФ; Тн – нормативный срок службы (срок полезного использования) объекта ОПФ.

Этим способом (пропорционально износу за срок службы) амортизация отчисляется исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств по постоянной годовой ставке - норме амортизационных отчислений, исчисленной исходя из срока полезного использования.

Сумма годовых амортизационных отчислений Аг определяется по формуле:

б) норма амортизации на единицу выработки начисляется пропорционально объему продукции (работы). Как правило, этот способ применяется для транспортных средств:

* 100%,

где L - пробег транспортного средства, тыс. км.

В этом случае норма амортизации измеряется в % на тыс. км пробега. Годовая сумма амортизации транспортных средств определяется по формуле

Сумма амортизации определяется предприятием ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

2. Методы ускоренной (нелинейной) амортизации.

Эти способы применяются с целью ускорения простого воспроизводства ОПФ так, чтобы в первые годы эксплуатации объекта амортизировалась большая часть их первоначальной стоимости. Наиболее часто применяют следующие два способа ускоренной амортизации:

а) метод снижающегося остатка амортизируемой стоимости – годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения амортизации не выше 3, установленного организацией.

,

где Фост - остаточная стоимость объекта ОПФ; - коэффициент ускоренной амортизации.

В каждом последующем году амортизируемая стоимость объекта уменьшается на сумму накопленных амортизационных отчислений. Годовая сумма амортизационных отчислений устанавливается умножением нормы амортизации на амортизируемую стоимость объекта, вычисленную для данного года.

Ежемесячные амортизационные отчисления определяются делением их годовой суммы на 12 месяцев.

Способ уменьшаемого остатка применяется, когда эффективность ОПФ с каждым годом эксплуатации снижается (например, для транспортного средства).

б) метод списания амортизируемой стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – годовые амортизационные отчисления определяются исходя из первоначальной стоимости и годового соотношения числа лет, оставшихся до конца срока службы Тост t, к сумме чисел лет срока полезного использования объекта ОПФ:

* 100% ,

где Tост = Tн - t – количество лет, оставшихся до конца срока службы, определяется как разница между сроком полезного использования Tн и текущим значением срока службы t.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

При ускоренной амортизации большая часть амортизационных отчислений приходится на первые годы эксплуатации ОПФ.