Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
9-_stadi_-_2011-_61_str_dop_inform.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
697.86 Кб
Скачать

§ 4. Оконченное преступление. Определение момента окончания преступления

Оконченным преступлением признается такое деяние, кото­рое содержит все признаки состава преступления, предусмотрен­ного уголовным законом, когда виновный достиг результата, охва­тываемого его умыслом.

При признании преступления оконченным следует исходить из законодательной конструкции соответствующего преступления, предусмотренного в Особенной части УК. Точное определение мо­мента окончания преступления имеет большое значение для пра­вильной квалификации совершенных общественно опасных деяний.

В зависимости от вида состава того или иного преступления по его законодательной конструкции определяется и момент его окончания. Так, преступления с материальным составом призна­ются оконченными с момента наступления общественно опасных последствий совершенного деяния Если такие последствия не наступили, содеянное подлежит квалификации как покушение на преступление при наличии соответствующих признаков данной стадии предварительной преступной деятельности.

Преступления с формальным составом по общему правилу признаются оконченными с момента совершения деяния при усло­вии, что имеются в наличии все признаки преступления, предусмот­ренного в соответствующей статье Особенной части УК. Иными словами, при оконченном преступлении выполнены полностью дей­ствия (бездействие), образующие объективную сторону данного преступления. Например, незаконное производство аборта врачом, имеющим высшее медицинское образование соответствующего профиля (формальный состав) признается оконченным с момента совершения действия (производства аборта), независимо от наступ­ления последствий (ч. 1 ст. 156 УК). Если в результате этого преступления наступят последствия в виде смерти потерпевшей или причинения тяжкого телесного повреждения (материальный состав), то данное преступление считается оконченным с момента наступле­ния любого из указанных последствий (ч. 3 ст. 156 УК).

Продолжаемые преступления признаются оконченными с мо­мента совершения последнего из тождественных деяний, образую­щих продолжаемое преступление, и достижения преступного ре­зультата, охватываемого единым умыслом виновного.

Длящиеся преступления для целей их квалификации призна­ются оконченными с момента начала невыполнения обязанностей, возложенных на виновное лицо (этот момент считают моментом юридического окончания преступления). Фактически оконченны­ми длящиеся преступления признаются с момента добровольного или принудительного их прекращения (например, добровольная сдача огнестрельного оружия, задержание лица, незаконно хранивше­го такое оружие, и т.п.). Момент фактического окончания длящего­ся преступления имеет значение для решения вопроса о примене­нии сроков давности привлечения к уголовной ответственности за такие преступления.

Несмотря на указанные общие правила определения момента окончания преступлений, в отдельных случаях в силу особеннос­тей конструкции того или иного состава преступления требуются дополнительные разъяснения по этому вопросу, даваемые, как пра­вило, Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь, либо в те­ории уголовного права.

Так, применительно к хищениям имущества Пленум Верхов­ного Суда в п. 33 постановления от 21 декабря 2001 г. № 15 (в ред. от 26 сентября 2002 г. и от 25 сентября 2003 г.) «О применении су­дами уголовного законодательства по делам о хищениях имущее ­тва» разъяснил, что хищение, за исключением разбоя и вымога­тельства, следует считать оконченным, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им распоряжаться по свое­му усмотрению или пользоваться им. Разбой признается окончен­ным с момента применения насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения такого насилия с целью не­посредственного завладения имуществом, а вымогательство — с момента заявления требования о передаче имущества, подкреплен­ного угрозой совершения действий, перечисленных в ст. 208 УК '.

В п. 8 постановления от 28 июня 2001 г. № 6 (в ред. от 26 сен­тября 2002 г.) «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности» Пленум Верховного Суда разъяснил, что незаконная предпринимательская деятельность, сопряженная с получением дохода в крупном или особо крупном размере, признается оконченным преступлением с момента полу­чения соответствующего дохода. Если доход в указанном размере не был получен виновным в связи с наступлением обстоятельств, не зависящих от его воли (например, в связи с пресечением неза­конной предпринимательской деятельности правоохранительными органами), такие действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 14 и ч. 1 либо ч. 2 ст. 233 УК (п. 8)2.

Применительно к получению взятки, даче взятки и посредни­честву во взяточничестве, являющимся преступлениями с фор­мальным составом, Пленум Верховного Суда в п. 6 постановления от 26 июня 2003 г. № 6 (в ред. от 25 сентября 2003 г.) «О судебной практике по делам о взяточничестве» разъяснил, что эти преступ­ления признаются оконченными с момента принятия должнос­тным лицом материального вознаграждения. В случаях, когда обусловленная взятка не была получена по причинам, не завися­щим от воли взяткополучателя, содеянное образует покушение на получение взятки. Если же предлагаемая взятка отвергнута, дей­ствия взяткодателя следует рассматривать как покушение на дачу взятки, а посредника — как покушение на посредничество3.

1 Судовы весшк. 2002. № 1. С. 19.

2 Там же. 2001. № 3. С. 8. 1 Там же. 2003. № 3. С. 6.

В п. 7 постановления от 25 сентября 2003 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и дея­тельностью организованных групп, банд и преступных организа­ций» Пленум Верховного Суда разъяснил, что создание банды признается оконченным преступлением с момента ее образования банды независимо от реального совершения бандой нападений. Если же действия лица по созданию банды не привели к ее образо­ванию, содеянное подлежит квалификации по ст. 14 и ст. 286 УК1.

Соответствующие разъяснения по вопросу о моменте оконча­ния конкретных видов преступлений Пленумом Верховного Суда давались и в других постановлениях с учетом общих правил опре­деления момента окончания преступлений и особенностей кон­струкции их составов.

Однако и при наличии разъяснений Пленума Верховного Суда на практике при решении вопроса о моменте окончания преступления нередко возникают трудности, которые имеют своим следствием неправильную квалификацию содеянного.