Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бахин - Криминалистика_проблемы и мнения, 2002.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.62 Mб
Скачать

4. Способ совершения преступления

Способ совершения преступлений - это выражение и отра­жение образа действий преступника при совершении им противоп­равных действий. Поэтому он всегда был и остается определяю­щим ядром деятельности по раскрытию и расследованию преступ­лений. На этапе неизвестности виновного способ совершения прес­тупления (через образованные следы и их характерные особеннос­ти) позволяет решать задачи установления преступника, а при на­личии подозреваемого - определять содержание и степень проти­воправности осуществленных действий (320,17,23).

Способ совершения преступлений является межотраслевым по­нятием ряда юридических наук, каждая из которых изучает его в соответствии со своим функциональным назначением. Содержа­тельное наполнение понятия «способ совершения преступления» в различных отраслях весьма различно: в уголовном процессе оно трактуется шире, чем в уголовном праве, а в криминалистике шире, чем в уголовном процессе. Так, процессуалисты понимают под спо­собом совершения преступления комплекс совершенных в опреде­ленной последовательности действий, обусловливающих наступле­ние преступного результата. Криминалисты расширяют понятие способа на стадии подготовки и сокрытия преступления, включая в него место, время, средства, особенности личности и т.д. (32,253-254). Для криминалистики главное в способе не достигнутый ре­зультат, а процесс достижения цели, механизм ее достижения. Спо­соб совершения преступлений рассматривается в криминалистике как источник информации о закономерностях возникновения дока­зательств, необходимой для разработки средств и методов раскры­тия и расследования преступлений (322).

Способу совершения преступлений в криминалистике всегда уделялось большое внимание, поскольку он выступает «ключом» к раскрытию преступлений, отражает характерные особенности действовавшего лица, является определяющим звеном в разработке частных методик и в ряде случаев «разграничителем» отдельных видов преступлений (грабеж, кража, хищение), выступает основ­ным элементом криминалистической характеристики преступле­нии (308,43), рождаясь в новом качестве, ставит перед криминалис-

197

тикой новые задачи и т.д. В одном из первых отечественных учеб­ников криминалистики указывалось: «Данные, получающиеся в ре­зультате выявления и классификации применявшихся и могущих применяться приемов и способов совершения и сокрытия преступ­лений, служат материалом для разработки наиболее совершенных методов обнаружения и исследования доказательств, необходимых для раскрытия преступлений» (324,13). Однако до 60-х годов спосо­бу совершения преступлений в основном уделялось внимание как элементу уголовной регистрации. Одними из первых к выяснению содержания способа обратились А.Н. Колесниченко и А.Н.Савчен­ко, указавшие, что «способ совершения преступления - это все то, что характеризует действия преступника при подготовке (прииска­ние места, предмета посягательства, приготовление орудий и средств, необходимых для осуществления преступной цели, и др.), совершении преступления и сокрытии его следов» (325,62). Г.Г.Зуйков всесторонне исследовал детерминированность и повто­ряемость способа совершения преступлений. «Абсолютная повто­ряемость способов совершения преступления,- указывал он, - во всех их признаках полностью исключена. Способы совершения преступлений повторяются, если сохраняется действие определен­ных факторов, их детерминирующих..., а так как детерминирую­щие факторы изменяются и в количественном, и в качественном от­ношениях, то в нем неизбежно изменяются и способы совершения преступлений, сохраняя, однако, некоторую совокупность повто­ряющихся признаков» (326,50). Однако углубленному изучению природы способа совершения преступлений, их классификации долгое время не уделялось должного внимания, поскольку отрица­лось наличие профессиональной преступности.

В настоящее время в связи с качественным изменением преступ­ности и условий, в которых осуществляется и развивается преступ­ная деятельность, значение, место и роль способа совершения прес­туплений требуют нового осмысления и дальнейшей разработки данной криминалистической категории. Прежде всего требует уточнения само понятие и содержание способа совершения прес­туплений.

Наряду с термином «способ совершения преступления» в кри-

198

миналистике встречаются «способ совершения и сокрытия преступ­ления» (327,41), «способ подготовки, совершения и сокрытия прес­тупления» (328,78). С учетом этого способы совершения преступле­ний подразделяют на полно и неполноструктурные (327,50). В кри­миналистическом аспекте действия по подготовке к совершению преступления включаются в способ тогда, когда, во-первых, они, естественно, наличествуют, а, во-вторых, оставляют конкретные следы, характеризующие образ действий преступника и позволяю­щие разграничивать различные способы. А действия по сокрытию преступления относятся к способу совершения преступления в том случае, если они охватываются умыслом и планом действий прес­тупника на момент совершения преступления.

С позиции криминалистического анализа способов совершения преступлений в целях выявления преступников и раскрытия прес­туплений наиболее важно полноструктурное содержание способа, тем более в настоящее время, когда криминальную «погоду» творят организованная и профессиональная преступность, для которых подготовка к совершению преступлений есть элемент их жизнедея­тельности, а сокрытие преступной деятельности представляет сис­тему обеспечения этой жизнедеятельности. В этих условиях гово­рить, что способ совершения преступления - это время, место, средства и образ действий по достижению преступной цели непра­вильно и недостаточно. Но, по нашему мнению, способ совершения преступления не следует смешивать с механизмом преступления, что сейчас встречается (329,46). Несомненно имеется необходи­мость расширения и конкретизации составляющих способа совер­шения преступления, но в него следует включать (в криминалисти­ческом плане) только то, что служит целям установления преступ­ников и раскрытия преступлений. Совершенно прав Р.С.Белкин, который подчеркивает, что способ совершения - лишь одно из зве­ньев механизма преступления (14,103).

Раньше обычно способ совершения преступления связывался с особенностями действий отдельного лица или определенной груп­пы. Теперь, когда свою преступную деятельность осуществляет преступное сообщество, по единому плану и замыслу может однов­ременно действовать несколько «боевых» групп этой организации,

199

совершая аналогичные преступления. При этом будут проявляться как признаки, характеризуемые замыслом единого руководства, так и обусловленные своеобразием «почерка» каждой отдельной группы исполнителей. Следовательно, необходимо обеспечить тео­ретическую разработку того, как в этих случаях находить единство (общность) «почерка» данной преступной организации при разли­чии «частностей».

Одним из средств защиты преступной организации от разобла­чения при «выходе» правоохранительных органов на одно из ее звеньев является совершение нового преступления другой группой с копированием признаков способа задержанной группы, чтобы создать видимость того, что задержаны не те, а «настоящие» про­должают действовать.

В деятельности одного и того же профессионала, например кил­лера, отмечается разнообразие средств (пистолет, винтовка, взрыв­ное устройство, яд и т.п.) и условий (место, время, способ вступле­ния в контакт с жертвой и т.д.) исполнения «заказов». Снова вста­ет вопрос: как при этом разнообразии «вычислять действие одной и той же руки»? Формальный ответ - уровень профессионализма исполнения. Разумеется, не просто - низкий, средний, высокий, а в части специфичности подхода к выбору условий реализации замыс­ла, приспособления и преодоления объективных препятствий, про­фессионально-технического уровня решения задач при достижении цели, влияния мер собственной безопасности на выбор способа действий и т.д. Отличие действий одного и того же лица или прес­тупной группы при совершении аналогичных преступлений может определяться характером «заказа» (при «разборках», заказных убийствах и пр.): «устранить» жертву любым (безразлично каким) способом, «убрать» определенным предложенным образом. В пер­вом случае индивидуальность образа действий лица проявится, как правило, в максимальной степени, во втором - будет скорректиро­вана поставленным условием.

Совершенствование способов совершения преступлений харак­терно не только для профессионалов, но и для большинства прес­тупников, многократно совершающих преступления. Но иногда это имеет место и у «любителей». Так, по особенностям своей прес-

200

тупной деятельности «взрыватели» подразделяются на три основ­ных категории: а) «случайных», для которых организация и осу­ществление взрыва, как правило, эпизод, б) «любителей», для кото­рых занятие подобным своего рода хобби, и в) профессионалов. В «деятельности» любителей отмечается постепенный переход от простейших по конструкции и используемым материалам взрыв­ных устройств до разработок достаточно высокого уровня (напри­мер, начинает с размещения взрывных устройств в посылках, по­том переходит к бандеролям и затем к письмам, 330,16).

Следовательно, необходим более тонкий уровень анализа для выявления и сопоставления микропризнаков того, что может ха­рактеризовать конкретный «почерк» и выделять стержневую осно­ву данного способа действий преступника.

Конкретный способ совершения преступления - это отражение особенностей его «творца», что и обусловило использование спо­соба для выявления и регистрации исполнителей. В ряде случаев признаки способа действий позволяют выделять достаточно кон­кретные поисковые признаки личности. Так, по следам вскрытия сейфа специалисты определили не только разновидность исполь­зовавшегося газосварочного оборудования, но и то, что применяв­ший его является левшой, что существенно ограничило круг поис­ка и подтвердилось в дальнейшем.

Профессионализм, как уже отмечалось, проявляется не только через свой уровень, но и нередко имеет достаточно четкие качес­твенные характеристики, которые должны использоваться в уста­новлении и розыске преступников. Например, при расследовании криминальных взрывов можно и нужно не только разграничивать действия «дилетанта» и профессионала, но и детализировать исто­ки профессионализма, обусловленные базовой подготовкой. Так, профессионал мог приобрести свои знания и навыки в условиях ар­мейской службы (сапер, взрывник), в различных подразделениях спецназа, в промышленной сфере (геологоразведка, угледобыча и т.п.). И эти умения и навыки будут весьма различны по своему ха­рактеру, поскольку при каждом варианте подготовки ставились и решались специфические задачи и особые методы их достижения. Поэтому при расследовании криминальных взрывов необходимо

201

при консультации со специалистами и назначении экспертиз ста­вить вопрос не только об уровне профессионализма, характеризу­ющем подготовку и осуществление взрыва, но и содержании базо­вой подготовки преступника.

Отмеченное нами - лишь частица того, что характеризует спо­соб совершения преступлений в современных условиях и свиде­тельствует о необходимости дальнейшей углубленной разработки данной криминалистической категории.