Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уч-п.экспрс.Лаб.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
2.72 Mб
Скачать

Раздел 1. Теоретические основания визуальной диагностики личности.

1.1. Экспрессия как средство визуальной диагностики личности

В современных гуманитарных науках, произошел «настоящий переворот», обусловленный усилением интереса к изучению визуальной культуры. В этом контексте перспективы развития социальной психологии также связаны, с так называемым “визуальным поворотом», наблюдаемом в историко-культурологических работах, постулирующих переход от вербального языка к визуальному. Особенно важными для социальной психологии становятся визуальные исследования в связи с продолжающейся трансформацией визуальной культуры эпохи постмодерна.

На первое место выдвигается вопрос о влиянии процесса визуализации реальности на развитие общества и личности, на формирование новых способов, средств и форм общения с другими и с самим собой. Об этом свидетельствует, например, появление философско- психологических, (Р.Барт 1997; 2003; Е. Петровская, 2001, В.В. Нуркова, 2006, В.Подорога,2001, В.Савчук,2005,А.А. Чернов, 2003), психотерапевтических работ (А.И.Копытин, 2003), основное содержание которых посвящено разнообразным функциям фотографии, или, рассмотрение фото и кинодокументов, в качестве визуальных репрезентаций «глубинных стереотипов советской эпохи» (В, Аристов, Н, Козлова, О.Ванштейн, 2000, А.Усманова, 1999).

Социальная психология, как ни одна другая отрасль психологического знания нуждается в обсуждении методологических вопросов «визуального поворота» не только потому, что появились новые течения в гуманитарных науках, но и потому, что изучаемая ею реальность репрезентируется все чаще и все больше с помощью визуальных средств.

Один из теоретиков визуальных исследований (Mitchell W.J.T.1995) заявляет, что необходимо изучение визуальной культуры для того, чтобы лучше понять особенности «общества спектакля», а также, для того, как подчеркивает А. Усманова (1999), чтобы рассмотреть «аудиовизуальные технологии симуляции», что представляет особый интерес для социальной психологии. Многие социально-психологические явления предстают не только как визуальные конструкты, требующие научной интерпретации, или их изучения как феноменов массовой визуальной культуры, но и как свидетельства вариативности репрезентаций одних и тех же явлений в соответствии с культурно-историческим контекстом.

У социальной психологии появляется возможность создать «визуальную социально-психологическую историю» не только общества, группы, но и конкретной личности. Одновременно, перед социальной психологией встает задача осмысления человеческого бытия в мире визуальной культуры, тем более, что она многократно обращается к таким явлениям, как «образ мира», «картина мира».

Но в социальной психологии сложилась традиция относится к различного рода визуальным репрезентациям, как к иллюстрациям, не имеющим самостоятельного научного значения. Данная традиция нарушается в небольшом количестве работ, утверждающих, что визуальные образы передают, чаще всего, невербализуемые смыслы (А.Г. Асмолов, 2006) и нуждаются в особой методологии исследования. В них также отмечается неизбежность противоречий между вербальными и визуальными репрезентациями тех или иных психологических явлений.

Особый интерес представляют для социальной психологии не только исследования, направленные на изучение влияния визуальной культуры на формально-содержательные трансформации традиционно изучаемых феноменов (социально-перцептивных образов, представлений, эталонов, стереотипов, этнической, социальной идентичности и т.д.), но и исследования, которые бы ставили задачу изучения виртуального, визуального опыта, подменяющего, порой, реальный социально-психологический опыт и приводящий к «фиктивному» опыту, сконструированному с помощью визуальных технологий.

Дискуссия о том, каким образом современные гуманитарные науки могут использовать в своих целях «визуальные материалы», еще далека от своего завершения. В теоретической социальной психологии данный вопрос не обсуждается активно, несмотря на то, что в практической социальной психологии, так называемые «визуальные практики», визуальные технологии применяются все чаще и чаще. Именно, практическая социальная психология пытается смягчить противоречия между вербальными и визуальными репрезентациями, включая в арсенал приемов, воздействий, влияний и т.д., такие средства, которые относятся к визуальным, например, фотография, документальное и художественное кино.

С теоретической и практической точки зрения является важным вопрос о «пределах», «границах» интерпретаций визуальных документов, как документов, фиксирующих социально-психологические явления.

Таким образом, перед социальной психологией, с одной стороны, стоит задача более широкого привлечения визуальных источников для понимания направлений социальных изменений, а, с другой стороны, создания теоретической модели визуальной социальной психологии. Ее построение предполагает обсуждение проблемы, касающейся специфики «визуальных документов», методов их анализа и особенностей научной интерпретации.

Следует отметить, что данные вопросы поставлены в исторических исследованиях, в историко-психологических (В.А. Шкуратов), они волнуют представителей гендерной теории.

Насколько применимы в социальной психологии «модели», подходы, созданные в рамках этих наук? Думается, что ответ на этот вопрос мог бы быть утвердительным, если подходить к самой социальной психологии как истории (Дж.Герген), если усиливать значение вариативности социальных контекстов изучения социально-психологических явлений (Г.М. Андреева) и, если социальный психолог будет проявлять интерес к визуальной культуре, к сложившимся визуальным практикам. В этом случае, любой фильм, фотография и т.д. может оказаться интересным материалом, и как отмечает А. Усманова (1995), репрезентирующем «не факты, но мысли, мнения, идеологические установки того или иного исторического периода».

Одной из визуальных практик, сложившихся в истории человечества, является практика «визуальной психодиагностики личности на основе ее внешнего облика и экспрессивного поведения». Данный вид визуальной практики активно применяется как в научных целях, так в практико-ориентированной деятельности психолога, психотерапевта. Для практикующих психологов является аксиомой то, что люди реагируют раньше и быстрее на невербальном уровне, чем оказываются готовы или способны выразить словами свои чувства и мысли. В целом, общение начинается до того момента, как человек произнесет первое слово. Оно начинается на невербальном уровне, поэтому в обыденном общении каждый из партнеров осуществляет визуальную диагностику на основе экспрессивного поведения.

В социальной психологии принято считать, что «знаки внешнего облика», которые порождаются в момент взаимодействия между людьми и группами людей и которые воспринимаются, главным образом, с помощью зрительного анализатора, являются визуальными знаками. На основе этих знаков в процессе непосредственного общения и восприятия человека человеком осуществляется визуальная диагностика личности( см. Е.А. Петрова Знаки общения. М.-2001).

В отечественной психологии внешний облик человека рассматривается «как совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков, доступных конкретно-чувственному отражению» (Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей//Вопросы психологии1974, №2, С.59). Е.А. Петрова, с целью объединения всех компонентов внешнего облика человека вводит понятие «визуальный текст общения». Все компоненты внешнего облика образуют специфическую пространственно-временную целостность, и, одновременно, они могут существовать в качестве «отдельных объектов восприятия и интерпретации. В этой связи можно говорить о визуальной диагностике личности на основе: физических (конституциональных, индивидных характеристик); социальных признаков или социального оформления внешнего облика; экспрессивного поведения. К среднеустойчивым компонентам относят все способы оформления внешнего облика, динамика которых сопряжена с гендерно-возрастными, статусно-ролевыми конструктами, стилем эпохи, модой, с принятой в обществе социальной символикой. Наиболее динамичными компонентами внешнего облика являются различные элементы и подструктуры выразительного, экспрессивного поведения личности, которые организуются в пространственно - временные структуры и перестраиваются по ходу развития личности, интегрируя ее сознательную и бессознательную сферы.

Исходя из многокомпонентной структуры внешнего облика, как « визуального текста общения», формируется и развивается физиогномика, психосемантика оформления внешнего облика, (например, одежды, прически, различных аксессуаров и т.д.), подход к внешнему облику, как невербальному выражению личности, в рамках которого, в большей степени, акцент делается на использовании экспрессивного поведения в целях визуальной диагностики личности.

Несмотря на огромный интерес к «визуальной психодиагностике личности на основе ее внешнего облика и экспрессивного поведения», на тот факт, что в последнее время все больше и больше появляется книг, претендующих на освещение вопросов, касающихся визуальной диагностики личности (см. Самойлова Е. Комплексная визуальная диагностика. М., 2007; Попов С.В. Визуальное наблюдение. Санкт-Петербург, 2002; Степанов С. Язык внешности. М., 2004; Богуславский В.М. Оценка внешности человека. М., 2004; Беликова Т. Лицо и личность. Питер, 2007; Глас Л. Я читаю ваши мысли. М., 2006 и многие другие), проблема в теоретическом, практическом и обучающем планах остается недостаточно решенной.

В рамках психологии социального познания, межличностного восприятия и понимания уделяется особое внимание определению роли различных компонентов экспрессии человека, как системы визуальных знаков, в формировании представлений о нем.

На протяжении всей истории изучения экспрессии личности с точки зрения психологии общения и познания людьми друг друга исследователи обращаются к одному и тому же кругу вопросов:

1.Насколько точно можно судить о психологических особенностях человека на основе его выразительного поведения;

2.Каковы социально-перцептивные механизмы, обеспечивающие точность понимания другого на основе его экспрессии;

3.Какие факторы, условия межличностного общения влияют на адекватность ее интерпретации;

4.Какое место занимают экспрессивные характеристики личности в различных социально - перцептивных образованиях (эталонах, стереотипах, представлениях), в таких феноменах, как первое впечатление и т.д.

В результате многочисленных исследований стало известно,

что познающий субъект включает в образ о другом человеке, наряду с его физическими, индивидуально-психологическими особенностями, деятельностные, коммуникативные, рефлексивные характеристики,

стремится к интерпретации причин, мотивов поведения,

к социально-психологической типизации.

Иными словами, в образах и представлениях о другом человеке отражаются все компоненты структуры личности и характер ее связей с другими людьми в процессе общения и совместной деятельности.

Проблема заключается в выделении той психологической и социально-психологической информации, которую несет экспрессия человека, в определении компонентов личностной структуры, которые имеют внешние экспрессивные формы репрезентации, в объяснении того, как фиксируются в общении связи между экспрессивным поведением и психологическими особенностями личности?

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы необходимо:

1)признать объективный статус экспрессии, ее неоднозначную связь с психологическими характеристиками личности;

2)признать наличие широкого психосемантического пространства у экспрессивных знаков;

3)признать в качестве базовой характеристики динамичность экспрессии, представленную в совокупности определенных экспрессивных знаков, организующихся в пространственно-временные структуры и "непрерывно перестраивающихся" в соответствии с состояниями и отношениями личности, возникающими по ходу деятельности и общения.

Что же выступает предметом, объектом восприятия, понимания, интерпретации в том случае, когда речь идет об экспрессии?

Объектом восприятия, понимания, интерпретации выступает экспрессия не столько как нечто внешнее, объективно данное, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения психических процессов и свойств личности. В этом смысле должна рассматриваться экспрессия в различных вариантах социально-перцептивных процессов. Схема видов социальной перцепции была предложена Г.М.Андреевой [Г.М. Андреева Социальная психология. М. 2004]. В ее основу положены противопоставления "личность - группа" относительно субъекта, "личность - группа" относительно объекта и их локализация (внутригрупповая и межгрупповая).

Экспрессивное поведение в соответствии со схемой социально-перцептивных процессов выступает в качестве объекта интерпретации в трех ипостасях: экспрессия отдельной личности; экспрессивное взаимодействие и экспрессия малых групп; экспрессия больших групп. В первом случае, как показатель психологических особенностей личности, во втором, как знак процессов, разворачивающихся в малой группе, и в третьем случае, как характеристика общности (невербальный этикет, невербальный ритуал, невербальные стереотипы поведения).

Обращение партнеров к психологическому анализу экспрессии предопределено самим фактом общения и совместной деятельности. В этой связи превращение экспрессии в знаки определенных состояний и намерений человека и группы зависит от тех функций, которые выполняет экспрессивное поведение в общении и межличностном познании.

Исходя из выше обозначенных особенностей экспрессии, визуальная диагностика личности, диадного и группового взаимодействия должна осуществляться на основе следующих положений:

1)экспрессии человека – это явление, имеющее прямое отношение к психологическим особенностям личности и социально - психологическим параметрам группового поведения;

2)экспрессивные невербальные средства создают образ и выявляют внутреннюю структуру человека. Демонстрируемые личностью экспрессивные невербальные паттерны поведения отражают не только историю формирования, социализации конкретного индивида, но и общности, к которой он принадлежит.

3)экспрессия – это «осязаемое данное» (С.Л. Рубинштейн), наделенное самостоятельными функциями в общении,: коммуникативной, когнитивной, аффективной, регулятивной;

4) элементы экспрессивного поведения отличаются степенью их доступности для осознания и контроля со стороны человека;

5) экспрессивное поведение является интегратором осознаваемых, мало осознанных и бессознательных состояний, отношений, переживаний, мотивов, установок личности. 6)экспрессия человека и группы оказывает непосредственное влияние на результаты визуальной диагностики, основывающейся на ряде социально-перцептивных образований;

7) экспрессия актуализирует физиогномические эталоны, стереотипы, интерпретационные схемы выразительного поведения, сложившиеся у личности.