Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уч-п.экспрс.Лаб.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
2.72 Mб
Скачать

1.2.Невербальное выражение личности как интегратор осознаваемых и неосознаваемых психологических особенностей.

Для визуальной диагностики является принципиальным положение о соотношения осознаваемых и неосознаваемых компонентов в структуре невербального выражения личности. В связи с данной проблемой ставятся традиционно три вопроса. Первый - насколько осознанно субъект коммуникации управляет своим экспрессивным поведением? Ответ на этот вопрос сводится к тому, что субъект общения, как правило, не управляет своим невербальным выражением и оно передает не только осознаваемые личностью состояния, отношения, но и бессознательные или мало осознаваемые ею состояния, отношения, переживания, возможно, смысловые установки.

Второй вопрос имеет отношение к субъекту диагностики- насколько осознанно он фиксирует различные психологические и социально-психологические особенности личности на основе ее экспрессивного поведения? Один из ответов состоит в том, что человек реагирует на экспрессию другого человека неосознанно, бессознательно, поскольку само экспрессивное поведение – это неосознаваемый компонент в структуре поведения личности, выражающий ее бессознательное. Другой ответ базируется на том, что человек осмысливает связи, установленные им между внешним и внутренним, и интерпретирует их в соответствии с уровнем развития его личности.

Третий вопрос, неизбежно, появляется тогда, когда рассматриваются механизмы, условия понимания, интерпретации личностных особенностей человека на основе его невербального выражения. Ответы на этот вопрос включают как обращение к иррациональным (например, проницательность, вчувствование, бессознательное имитирование экспрессии другого), так и к рациональным механизмам, например, интерпретации. Вместе с ними рассматриваются такие механизмы, как эмпатия, рефлексия, понимание. Ответы на поставленные вопросы формируется отношение к невербальному выражению личности, как к интегратору осознаваемых, мало осознанных и бессознательных состояний, отношений, переживаний, мотивов, установок личности. Приписывание невербальному выражению личности функции интеграции осознаваемых и неосознаваемых компонентов личности усложняет процесс визуальной диагностики.

Таким образом, невербальное выражение личности - это внешний невербальный образ Я личности, включающий осознаваемые компоненты и неосознаваемые. Совокупность и сочетание этих компонентов (внешнее Я) выявляет «внутреннее Я», обладает свойством «вечного изменения». Выразительное, невербальное поведение как компонент внешнего образа Я личности, связанный с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, всегда выражает, как осознаваемое, так и не осознаваемое самой личностью, выражает постольку, поскольку осознаваемые и неосознаваемые элементы образуют различные системы и подсистемы личности. Взаимосвязь между ними представлена в различных психологических свойствах, качествах и характеристиках личности.

Осознаваемые и неосознаваемые невербальные компоненты выражения личности, образующие внешний невербальный образ Я личности, несут информацию: о темпераменте, об актуальных психических состояниях, о модальности, знаке отношения к себе и к другому, о желаниях, ценностных установках, о переживаниях и стремлениях личности, о ее социальном и социально-психологическом статусе. Они указывают направление идентификации – отчуждения личности.

Камнем преткновения для визуальной диагностики становится сочетание таких свойств внешнего невербального Я личности как «самоизваяние» (преднамеренность, осознанность, осмысленность и т.д.) и динамичность, неосознанность, не подвластность экспрессии самому человеку. Поэтому исследователи (Harrison R. Past problems and future directions in nonverbal behavior research: the case of the face // Nonverbal behavior perspectives applications intercultural insights. Toronto. 1984. Р. 317 – 331) отмечают, что психологическую суть экспрессивного невербального поведения личности как сложно опровергнуть, так и нелегко подтвердить. Человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое невербальное поведение, которое не имеет безусловных формальных характеристик и остается как бы «неуловимым» как для субъекта, так и для партнера.

Совокупность движений, образующих структуру экспрессивного поведения, представляет из себя целостность, трудно разложимую на отдельные единицы, где преобладают непроизвольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми, неинтенциональные над интенциональными, неконвенциальные над конвенциальными. В этой связи, довольно часто, обращается внимание на такие способы проникновения во внутренний мир человека, как проницательность, интуиция, эмпатия, подчеркивается роль бессознательных механизмов познания другого человека, и на второй план ставятся рациональные механизмы понимания и интерпретации личности на основе ее внешнего невербального образа. Но в контексте профессиональной визуальной диагностики, где задача «выявления внутреннего на основе внешнего» является задачей, сформулированной целенаправленно и осознанно, важно опираться не только на эмпатию и интуицию, но и на понимание и интерпретацию. Способность к интерпретации невербального выражения личности является основой визуальной диагностики. При этом опора в практике визуальной диагностики на интерпретацию не исключает доверия к эмпатии и интуции, так как невербальное выражение личности интегрирует осознаваемые и неосознаваемые компоненты.