Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Трудовые споры (под ред. В.А. Сафонова, Е.Б. Хо....rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
05.08.2019
Размер:
2.05 Mб
Скачать

Стороны и третьи лица

Трудоправовая процедурная и процессуальная правосубъектность субъектов трудового права, принимающих участие в рассмотрении трудовых споров, является элементом их материальной трудовой правосубъектности*(87). В самом деле, например, для работника его способность быть субъектом трудового правоотношения означает способность не только иметь права и обязанности, возникающие в связи с осуществлением труда в пользу и под руководством работодателя, своими действиями приобретать, изменять и прекращать их, быть субъектом дисциплинарной и материальной ответственности, но в то же время и способность вступать в другие правоотношения, в том числе и возникающие в связи с защитой этих своих материальных трудовых прав.

Гражданская процессуальная правосубъектность сторон и третьих лиц по общепринятым в науке гражданского процесса представлениям, будучи особым свойством субъекта этой отрасли права, является производной от правосубъектности в материальном праве. Как указывал выдающийся русский ученый-юрист Е.В. Васьковский, "процессуальная правоспособность соответствует гражданской правоспособности... В самом деле, раз за кем-либо признана способность вступать в юридические отношения и обладать правами, то ему должна быть предоставлена и возможность обращаться к суду в случае надобности оградить свои права от нарушения... каждое правоспособное лицо должно иметь право быть субъектом процесса"*(88). Таким образом, поскольку мы ведем речь о трудовых спорах, субъектами возникающих в связи с этим гражданских процессуальных правоотношений выступают лица, обладающие трудовой правосубъектностью.

Учитывая нормативное разделение трудовых споров на два вида, можно говорить о сторонах индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Сторонами индивидуального трудового спора являются работник и работодатель (ст. 381 ТК РФ). Таким образом, в процессуальных отношениях, возникающих в рамках трудового права, трудовая процессуальная правосубъектность сторон индивидуального трудового спора является элементом их общей трудовой правосубъектности.

В гражданско-процессуальных правоотношениях трудовая правосубъектность сторон трудового спора является необходимой предпосылкой гражданской процессуальной правосубъектности, последняя возникает одновременно и на тех же условиях, что и трудовая правосубъектность. Рассмотрение индивидуального трудового спора в суде осуществляется на началах искового производства с особенностями, устанавливаемыми трудовым законодательством, что находит свое проявление, в частности, и в правовом положении сторон. В гражданском судопроизводстве сторонами спора являются истец и ответчик (ст. 38 ГПК РФ). По общему правилу, истцом в трудовом споре является работник, ответчиком - работодатель. Исключение составляют случаи привлечения работника к материальной ответственности (ст. 248 ТК РФ). В сфере трудовых процессуальных правоотношений в качестве заявителя (лица, инициирующего трудовой спор) выступает исключительно работник (ст. 386, 387 ТК РФ).

Работник как субъект трудового права - это физическое лицо (гражданин РФ, иностранец или лицо без гражданства*(89)), достигшее установленного в законе возраста. По общему правилу, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста 16 лет (ст. 20 ТК РФ). Следовательно, с этого возраста у лица возникает полная трудовая правосубъектность, а значит, и его способность быть участником трудовых процессуальных и гражданских процессуальных правоотношений. При этом следует подчеркнуть, что особенностью трудовой правосубъектности работника является то, что трудовая право-, дее- и деликтоспособность как ее элементы обычно возникают одновременно.

Вместе с тем, сказанное имеет значение лишь общего правила. В строго оговоренных законом случаях допускается заключение трудового договора и с более раннего возраста, в том числе с малолетними, т.е. лицами, не достигшими 14 лет (ст. 63 ТК РФ)*(90). Таким образом, законодатель легитимирует малолетнего (а также, при определенных условиях, - и недееспособного) в качестве субъекта трудового права, т.е. лица, обладающего трудовой правосубъектностью. Однако эта правосубъектность не может не иметь усеченного характера, и, следовательно, она подлежит восполнению за счет правосубъектности иного лица (родителя или опекуна). Таким образом, мы сталкиваемся в этой области с феноменом множественности лиц на стороне работника в трудовом договоре. В силу ст. 52 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (законные представители). Можно предположить, что аналогичное правило должно применяться и в сфере трудовых процессуальных правоотношений (ч. 3 ст. 387 ТК РФ).

Работодателем, в силу определения законодателя (ст. 20 ТК РФ), способны быть: а) юридическое лицо (организация), б) физическое лицо и в) в случаях, предусмотренных федеральными законами, - иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Физическое лицо, действующее в качестве работодателя, вступает в трудовые правоотношения, обладая общей или специальной трудовой правосубъектностью. Специальной правосубъектностью обладают, в частности, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, индивидуальные частные предприниматели и др. Как и в отношении юридических лиц, трудовая работодательская правосубъектность физических лиц, относящихся к указанной категории, возникает с момента их легитимации в соответствующем качестве. Например, юридические лица и индивидуальные частные предприниматели приобретают правосубъектность с момента их государственной регистрации.

Что касается второй категории физических лиц, то они могут привлекать чужой труд для удовлетворения бытовых потребностей и без целей производства прибыли. Трудовая работодательская правосубъектность этих лиц связана с их общей гражданской правосубъектностью. Гражданская правоспособность физического лица возникает с рождения и прекращается смертью; гражданская дееспособность возникает по достижении совершеннолетия, кроме того, в случае обнаружения органических пороков сознания или воли совершеннолетнего лица оно может быть в судебном порядке признано недееспособным. Вместе с тем, недееспособное лицо остается правоспособным и, стало быть, сохраняет способность участия в гражданском обороте в качестве субъекта права (ст. 18 ГК РФ).

Понятно, что реализация ряда из указанных ст. 18 ГК РФ возможностей предполагает, во-первых, потребность, во-вторых - способность в привлечении чужого труда. В самом деле, скажем, будучи собственником определенного имущества, это лицо, с одной стороны, может нуждаться в обслуживании этого имущества посредством труда иных лиц; а с другой стороны - юридически способно выступить работодателем в отношении этих лиц. Стало быть, принципиально возможно, чтобы работодателем выступало любое, в том числе малолетнее и признанное судом недееспособным, физическое лицо, причем исходя из содержания правоспособности, определяемого ст. 18 ГК РФ, эта способность может быть реализована в весьма широком круге отношений гражданского оборота. Действующий ТК РФ делает некоторые шаги по легитимации данной возможности (ст. 20).

В то же время не менее очевидно, что малолетнее (недееспособное) лицо не может самостоятельно осуществлять юридически значимые действия, связанные с реализацией своей работодательской правосубъектности. Такие действия осуществляют его представители.

Легальное определение понятия третьих лиц как участников процессуальных правоотношений отсутствует как в гражданском процессуальном, так и трудовом законодательстве. В литературе по гражданско-процессуальному праву в качестве третьих лиц определяются лица, вступающие в уже начавшийся процесс для защиты своих субъективных прав и интересов, не совпадающих с правами и интересами сторон*(91). Гражданское процессуальное законодательство различает две категории таких лиц: а) заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 42 ГПК РФ) и б) не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 43 ГПК РФ). Основаниями, по которым лицо может быть допущено в процесс в качестве третьего лица, являются: а) возможность предъявления к нему в будущем регрессного иска, б) иная юридическая заинтересованность в исходе дела, в) наличие материально-правовых отношений только с тем лицом, на сторону которого оно привлекается, и отсутствие материальных правоотношений с противоположной стороной*(92).

Типичным случаем возникновения фигуры третьего лица в гражданском процессуальном правоотношении, имеющем связь с трудовым правоотношением, является рассмотрение иска о возмещении вреда, причиненного источником повышенной общественной опасности: водитель, являющийся работником организации, находясь при исполнении трудовых обязанностей, совершил аварию, чем причинил имущественный ущерб другой организации, которая заявила иск о возмещении причиненного вреда. Возникает гражданское дело, рассматриваемое по правилам искового производства, ответчиком по которому будет выступать организация-работодатель, а водитель - участвовать в процессе в качестве третьего лица. После вынесения решения по делу и возмещения вреда в сумме, определенной судом, возможно возбуждение в порядке регресса нового дела, в котором ответчиком будет выступать уже работник, а истцом - его работодатель и которое будет рассматриваться по правилам, установленным для рассмотрения трудовых споров.

Как видим, в данном случае фигура третьего лица появляется, строго говоря, в рамках гражданско-процессуального правоотношения и за границами процесса рассмотрения трудового спора (последний возникает уже впоследствии, когда после исполнения судебного решения работодатель претерпевает материальный ущерб). Вместе с тем, нельзя исключить возникновения этой процессуальной фигуры и в рамках трудовых процессуальных и гражданских процессуальных правоотношений по поводу рассмотрения трудового спора.

В трудовых процессуальных и гражданских процессуальных правоотношениях возможно участие на той или иной спорящей стороне не одного, а нескольких лиц. В доктрине и гражданско-правовом законодательстве такая ситуация определяется как процессуальное соучастие. В силу ст. 40 ГПК РФ процессуальное соучастие имеет место в случае, если иск предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам. Процессуальное соучастие допускается, если: 1) предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков; 2) права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание; 3) предметом спора являются однородные права и обязанности. При этом каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким из соучастников. Принято различать обязательное соучастие (когда невозможно рассмотрение дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения), в этом случае суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе; и факультативное соучастие, когда спорящие стороны связаны между собой однородными и взаимосвязанными требованиями.

В сфере трудовых процессуальных и гражданских процессуальных правоотношений достаточно часто встречается факультативное соучастие. Типичный пример тому - споры о заработной плате, когда заработная плата не выплачивается вовсе или выплачивается не в полном размере не одному, а группе (коллективу) работников. Такие споры, достаточно часто встречающиеся в период экономических кризисов, схожи с коллективными трудовыми спорами, однако не являются ими, поскольку их предмет - защита каждым из группы работников своего субъективного права (на заработную плату), а не установление новых условий труда, что составляет предмет коллективного трудового спора. Иными словами, в данном случае имеет место коллективная защита индивидуальных трудовых прав работников.