Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бау-ВОСПОМИНАНИЯ.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
1.11 Mб
Скачать

I. Родители

Родители – начало жизни и на долгие годы опора во всём. Отец – Баумштейн Александр Борисович (Исаак Бениаминович, Исаак Борисович) – родился в Туле 20 августа, а по старому стилю 7 августа 1897 года.

Отец (1916 год) [1]2

Мама – Баумштейн Людмила Наумовна (в девичестве Дубинская Блюма Нахаймовна) – родилась в Молдавии в селе Рашково 5 марта (23 февраля по ст. ст.) 1904 года.

Мама (1923 год) [2]

Когда родители были ещё живы (отец умер ноября 1962, а мама – апреля 1980) и могли поведать много интересного о своей жизни, я тогда всё время куда-то спешил, жил в состоянии постоянного цейтнота и рассказы дорогих мне людей слушал в пол-уха. Но работа над воспоминаниями заставила отыскать в провалах памяти то, что было почти забыто (молодые годы жизни папы и мамы), и найти в завалах домашнего архива то, что казалось навсегда утерянным («Военный билет» отца 1949 года и повторное «Свидетельство о браке» родителей 1961 года). Короче, мне удалость выяснить следующее.

Родителям моей мамы – сверхэнергичным Нахайму и Кларе Дубинским – было тесно жить в рамках старейшего сельского поселения Приднестровья. Главным для жителей Рашково было земледелие и виноградарство; многие занимались торговлей и ремёслами, возделывали пшеницу, ячмень, просо, картофель, сахарную свёклу, виноград, табак, бахчевые. Но наибольшее развитие получило садоводство.

Село Рашково (начало хх века) [3]

Мама с удовольствием вспоминала своё беззаботное детство, фруктово-ягодный сад, виноградную лозу и высокое синее небо над головой. Винограда кругом было так много, что всё, что из него делали – ели и пили каждый день. Даже на прохладное «лето» (зимние месяцы) оставляли запасы. Ну, а когда наступало настоящее лето, а затем приходила осень, начинался виноградный беспредел. В результате дети, буквально, писали виноградным «соком», а взрослые – слегка креплёным «вином».

Стены их уютного одноэтажного домика (мазанки) были покрыты белой гашёной известью и жарким летом в нём всегда было прохладно, а тёплой зимой – не холодно. Жилось здесь сытно и вольготно. Но мои дедушка и бабушка были убеждены, что человек, особенно, если он по национальности еврей, обязан расширять свои горизонты в прямом и переносном смысле. Поэтому через какое-то время многодетная мамина семья переезжает жить из села Рашково в Москву, на Новую Басманную улицу, которая благодаря купцам Алексеевым, Прове, Мальцевым к тому времени уже была застроена доходными домами и модными «новорусскими усадьбами».

Новая Басманная улица (начало хх века) [4]

По тому, как одевался дед, какую он носил бороду и куда переехала жить его семья, очень может быть, что он был из купцов. Бабушка Клара, отличающаяся сильным характером и не терпящая возражений, вела большой дом.

Поскольку молдавская семья Дубинских была иудейского вероисповедания, то по законам самодержавия она попадала под черту оседлости и, следовательно, могла селиться только за 100 км от Москвы (2). Поэтому я не исключаю, что их переезд в Москву состоялся только в преддверии или сразу после Октябрьского переворота 1917 года, когда все унизительные ограничения были сняты. С 1918 по 1922 год Новая Басманная была переименована в улицу Коммуны.

Несмотря на многие трудности московской жизни (дороговизна жилья, безумный предреволюционный антисемитизм и проч.), здесь, тем не менее, можно было значительно больше зарабатывать, но главное – дать возможность детям получить отличное образование. Мама вспоминала, что её отец – мой дедушка – любил часто повторять: «Нужно обязательно чему-нибудь научиться, что могло дать средства к безбедному существованию». Бедность считал огромным несчастьем. В общем, прописная истина, о которой, почему-то, часто забывают.

В семье родителей моего отца – Бениамина и …?… Баумштейнов – было четверо детей: Соня, Зина, Павел и Исаак. Все они родились в Губернском городе Туле в конце XIX – начале XX века.

В составе Российской Империи Тульская губерния считалась одним из захолустий. При этом в начале XX века уровень промышленного развития в губернии был довольно высоким по российским масштабам. Тула была одним из крупнейших промышленных центров России.

Характерной особенностью тульской дореволюционной промышленности была тесная связь между крупной промышленностью и мелкими кустарными заведениями.