Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
755.76 Кб
Скачать

4) Допускает правопреемство.

• Верховный Суд РФ в определении от 10.04.2007 № 5-В06-159 указал, что преимущественное право покупки доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, как и производное от него право участника долевой собственности требовать перевода прав и обязанностей покупателя при продаже доли в праве общей долевой собственности с нарушением его преимущественного права покупки, не относится к правам, которые в силу ст. 1112 ГК РФ являются личными и относительно которых невозможно правопреемство. Таким образом, для определения возможности (невозможности) правопреемства надлежит исследовать природу защищаемого права.

Частные случаи

Требование о переводе прав и обязанностей покупателя в случае нарушения преимущественного права продажи доли в праве общей долевой собственности на имущество (ст. 250 гк рф).

В соответствии с п. 3 ст. 250 Кодекса при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Как разъяснено в п. 20 Постановления № 8, иск о переводе на истца прав и обязанностей покупателя должен быть заявлен не позднее чем в течение трех месяцев после продажи доли третьему лицу (п. 3 ст. 250 ГК РФ). Данный срок является пресекательным, поэтому исковые требования, заявленные с пропуском этого срока, подлежат отклонению.

Указанный срок восстановлению не подлежит, и требования, заявленные по его окончании, не подлежат удовлетворению.

• При этом некоторые судебные инстанции полагают, что, поскольку установленный п. 3 ст. 250 ГК РФ срок является сокращенным сроком исковой давности, его исчисление нужно производить по правилам п. 1 ст. 200 ГК РФ, т. е. со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (постановление ФАС Центрального округа от 16.02.2007 по делу № А09-2126/06-6).

Следует иметь в виду, что предъявленный в подобной ситуации иск о признании сделки недействительной не подлежит удовлетворению.

• Интересным представляется вывод ФАС Волго-Вятского округа, содержащийся в постановлении от 20.07.2007 по делу № А29-7006/2006-2э. Суд, в частности, указал: в случае нарушения преимущественного права покупки участник долевой собственности не вправе требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя по п. 3 ст. 250 ГК РФ, если предметом договора купли-продажи является конкретное имущество, а не доля в праве собственности на него.

К такому же выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 01.11.2005 № Ф04-7693/2005(16335-А03-36). В удовлетворении иска о признании недействительным договора купли-продажи нежилого помещения отказано правомерно, поскольку по договору была передана не доля в общей собственности, а отдельное помещение, находившееся в собственности ответчика; единый адрес здания, в котором расположены объекты недвижимости различных собственников, не может служить доказательством, характеризующим имущество как долевое.

Норма п. 3 ст. 250 ГК РФ неоднократно выступала предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ.

Так, в Определении КС РФ от 23.06.2005 № 283-О, по мнению заявителя, данная норма, неправомерно допуская возможность перевода в судебном порядке прав и обязанностей покупателя комнаты в квартире коммунального заселения на собственников других комнат в этой квартире при возмездном отчуждении комнаты другим лицам, тем самым ставит в неравные условия граждан — собственников отдельных квартир и граждан — собственников комнат в квартирах коммунального заселения в случае их продажи, что противоречит ст. 2, 8 (ч. 2), 15 (ч. 1), 17 (ч. 3), 18, 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 2) и 40 (ч. 1) Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемое положение ГК РФ, устанавливая специальный срок, в течение которого участник общей собственности, права которого нарушены, вправе требовать их защиты, направлено не только на обеспечение интересов любого участника общей долевой собственности, но и на реализацию положений Конституции РФ, ее ст. 19, 35, 45 и 46, и потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявительницы.

По мнению другого заявителя, предусмотренный п. 3 ст. 250 ГК РФ механизм защиты права преимущественной покупки доли в праве собственности является избыточным, так как существуют другие способы защиты прав, которыми может воспользоваться заинтересованное лицо.

Конституционный Суд РФ в Определении от 16.03.2006 № 80-О указал, что ГК РФ не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу ст. 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом ст. 12 ГК РФ, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024