Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Тюмень2014

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.07 Mб
Скачать

гражданской доблести. Герой России имеет право говорить за всех. Он имеет это право, потому что он и есть Россия. И нет таких государственных тайн, которые от него надо скрывать. И нет такого органа власти, где его мнение лишнее. (Как заслужить и получить орден. 15.08.2006).

Никакие усилия государства и общества не могут быть признаны чрезмерными, если они будут направлены на благодарность и на то, чтобы не дать пройти незаметно подлинным проявлениям героизма. (Неизвестные герои. Они закрыли своим телом гранаты и спасли бойцов. Помним ли мы о них? 14.03.2013).

Прославление героев всегда было задачей первых лиц. (Там же).

Пропагандировать их жизнь (героев) на государственном уровне. Они должны быть героями наших дней. (Они сражались за Родину. Художник Александр Шилов представляет свою галерею Героев России. 22.02.2013).

Вследующих отрывках говорится о методах пропаганды высших

ценностей, используемых в других странах (например, США), а также примеры из Отечественной истории:

Мы за то, чтобы государство возвеличивало Подвиг, воспитывало на нем молодежь. Есть такая теория успешности. Она очень хорошо применяется в Америке.

(А за подвиг отдельное спасибо. 27.06.2007).

В США, например, национальный герой, удостоенный высшей американской государственной награды за военные заслуги, получает приглашение на инаугурацию Президента. А когда американский Президент где-то выступает, обратите внимание, за его спиной всегда стоят национальные герои. (Как заслужить и получить орден. 15.08.2006).

В царской России Героев Отечества знала и почитала вся страна. О Героях Советского Союза писали книги, снимали фильмы, плакаты о Героях-"афганцах" висели в каждой школе. А сегодня пропаганда подвигов Героев перестала быть делом государственной важности. (А за подвиг отдельное спасибо. 27.06.2007).

Таким образом, задача прославления героев возложена на государство. Недостаточный уровень пропаганды героизма в России отмечен как Президентом РФ, так и простыми гражданами нашей страны, что отражено в СМИ. Необходимо объединить усилия государства и общества в этом направлении.

71

Далее, попробуем диагностировать представления о героях в современном политическом дискурсе. В результате анализа высказываний В.В. Путина были выявлены следующие номинации концепта «герой»:

Люди, особо отличившиеся на военном поприще, внёсшие большой вклад в укрепление безопасности России, совершивших мужественные поступки.

Нравственный ориентир и пример, высочайшее выражение подлинного патриотизма. (В.В.Путин о поколении ветеранов Великой Отечественной войны).

Представители разных поколений, разных профессий и разных национальностей, которых объединяет одно: вы служите России, своими поступками, своими делами, своим трудом и примером доказываете, что сражаться, созидать, работать для блага других, ради блага страны – это и есть высшая награда. Счастье – жить и побеждать для своей Родины, быть её гражданином и патриотом. (В.В.Путин о Героях Отечества).

Сильные и мужественные люди.

Гордость и достояние нашей страны. (В.В.Путин о Героях труда).

Действительно выдающиеся люди. (В.В.Путин о Героях труда).

Люди, которые не только много сделали, но, безусловно, ещё больше сделают для нашей страны и для нашего народа. (В.В.Путин о Героях труда).

Блестящий и замечательный пример для многих из нас, для всех нас, особенно для молодых людей, которые видят и понимают, что в нашей стране можно и нужно добиваться выдающихся результатов мирового уровня и что эти результаты всегда будут отмечены вниманием Родины. (В.В.Путин о Героях труда).

Люди, которые достигли выдающихся результатов в сельском хозяйстве и промышленности, они спасали человеческие жизни,

72

дарили зрителям художественные шедевры мирового значения.

(В.В.Путин о Героях труда).

Врезультате анализа текстов статей «Российской газеты» были выявлены следующие номинации концепта «герой», вербализованные в сознании носителей русской лингвоментальности: люди особой судьбы; цвет нации; золотой фонд государства; наше секретное оружие; образцовый россиянин; вершины гражданской доблести; горный пик в рельефе; носители вечных ценностей; величайшая драгоценность любой страны; самое великое достояние России; это навсегда; высшее проявление гражданской доблести; люди, до конца выполнившие свой долг; люди, воплотившие в себе лучшие качества человека; святые люди.

Таким образом, содержательная структура концепта «герой» реализована в виде конкретных высказываний Президента и других коммуникантов политического дискурса и состоит из номинаций, обладающих коннотативными значениями, подчеркивающими исключительность героических личностей (метафорические представления, эпитеты, индивидуальные ассоциации, превосходные степени).

Висследовании доказано, что обозначенная проблема отсутствия и необходимости поиска национального героя находит отражение в текстах политического дискурса и вербализована как Президентом РФ, так и в СМИ. Пропаганда героизма и высших духовных ценностей должна проводиться на государственном уровне, что неразрывно связано с необходимостью патриотического воспитания молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Таскаева, А.В. Образ национального героя России (на материале публицистического дискурса) [Текст] / А.В. Таскаева // Шестые Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в начале XXI столетия»: материалы международной научной конференции. Челябинск, 26-27 февраля 2013 г.: в 2 ч. / Челябинская государственная

73

академия культуры и искусств; сост. Л.Н. Лазарева. – Челябинск, 2013.

– С. 233 – 237. – Ч.1.

2.Президент России. URL://http://kremlin.ru/

3.Российская газета. URL://http://www.rg.ru/

4.Однако (газета). URL: //http://www.odnako.org/

5.Словарь синонимов. URL: //http://www.synonymizer.ru/

Цуциева М.Г.

ПЕРСУАЗИВНОСТЬ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИКА

АННОТАЦИЯ: Политический дискурс — это многомерный феномен, проявляющийся в двух постоянно взаимодействующих измерениях: объективном и субъективном. Языковая личность политика как центральное системообразующее звено коммуникативного процесса является субъектом политического дискурса. Персуазивность является доминантной функциональной характеристикой как политического дискурса в целом, так и языковой личности политического деятеля, в частности.

SUMMARY: Political discourse is a multidimensional phenomenon that is manifested in two constantly interacting dimensions: objective and subjective. Linguistic personality of a politician as the central strategic link in the communication process is subject to the political discourse. Persuasiveness is dominant functional characteristics as the political discourse in general and linguistic identity of a political figure, in particular.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: персуазивность, политический дискурс, языковая личность политика.

KEY WORDS: persuasiveness, political discourse, Linguistic personality of a politician.

Дискурсивная парадигма, рассматривающая коммуникацию в ее неразрывной связи с широким экстралингвистическим контекстом, является теоретико-методологической базой описания механизмов персуазивности. Персуазивность определяется как речевое воздействие автора письменного или устного текста на сознание адресата с целью побуждения последнего к (не)совершению определенных посткоммуникативных действий в интересах отправителя сообщения и представляет собой категориальное понятие,

74

интегративное в своем содержании по отношению к аргументации, суггестии и манипуляции. При этом персуазивность, в отличие от более широкого, родового по отношению к нему, понятия «речевое воздействие», обозначает «убеждающее воздействие» в разнообразии и комплексе форм его проявления (Молодыченко Е.Н., Лавринова Н.И., 2010, Голоднов А.В., 2008). Вслед за В.Е. Чернявской и Комиссаровой Т.С., под «речевым воздействием» с учетом специфики политической коммуникации мы понимаем особое речевое формулирование, нацеленное на внедрение в сознание другой личности определенных оценок, мнений, отношений [Чернявская, 2012: 35]. Речевое воздействие представляет собой форму целенаправленного управления, в результате которого осуществляется политика и устраняется конкурентное влияние через соответствующие каналы, механизмы, формы и способы. Механизмы речевого влияния, которые использует политический лидер, взаимодействуя с другими субъектами и объектами политики, определяются конкретными задачами, ресурсами, которыми обладает лидер, его общими мировоззренческими и политическими позициями и теми моделями и технологиями влияния, которые он выбирает, исходя из условий коммуникации [Комиссарова, 2008:7].

Персуазивность принадлежит к доминантным функциональным характеристикам политического дискурса [Голоднов А.В., Лавринова Н.И., Молодыченко Е.Н.]. Политический дискурс традиционно рассматривается как институциональный: коммуниканты представляют определенные социальные институты и структуры, а, следовательно, являются носителями определенной идеологии. Идеологизированность политического дискурса определяет ориентацию последнего на «навязывание» этой идеологии массовому реципиенту, на формирование общественного сознания.

Исследование сущности политической деятельности позволяет сделать вывод о том, что политика многомерный феномен, проявляющийся

75

в двух постоянно взаимодействующих измерениях: объективном и субъективном. Политическую деятельность можно рассматривать как процесс, в котором осуществляются субъект-объектные взаимопереходы. Языковая личность политика как центральное системообразующее звено коммуникативного процесса является субъектом политического дискурса. Речевое поведение языковой личности политика как субъекта политического дискурса представляет собой, с одной стороны, уникальный, сложившийся в течение жизни опыт личности, индивидуальный набор речевых предпочтений, с другой стороны, языковая личность политика как синкретический феномен оказывается осложненной институциональным компонентом как институциональная языковая личность, совершающая свою дискурсивную деятельность в политическом (институциональном) дискурсе. Языковая личность политика представляет собой дискурсивнотекстовый феномен, в котором через разные тексты с разной степенью интенсивности проявляются надындивидуальные и индивидуальные черты.

Компоненты системы языковой личности взаимодействуют между собой и средой и являются взаимозависимыми. Языковая личность политика, осуществляя дискурсивную деятельность актуализируется в пространстве политического дискурса., т.е. в среде. Среда не просто пассивный «фон» для языка и мышления, но и активный участник процессов их развития, оказывающий влияние на реализацию когнитивных актов через ряд средовых параметров биофизической, социальной и культурной природы. Как сложное явление политический дискурс одновременно обладает свойствами процессуальности (как процесс речевой деятельности - дискурсия) и результативности (как воплощенный результат - текст). Сложная синкретическая интегративная система политического дискурса (понимаемого и как институциональный политический дискурс и как личностный дискурс языковой личности политика) адаптируется к условиям внешней среды (системы языка, ситуации общения, а также индивидуально и

76

социально обусловленных параметров участников) и приобретает новые свойства, не присущие элементам в отдельности, вне системы, и не выводимые из простого «сложения» их семантики. Актуализация языковой личности политика – это реализация системных свойств, которая происходит в процессе осуществления языковой личностью дискурсивной деятельности.

Персуазивность является доминантной функциональной характеристикой как политического дискурса в целом, так и языковой личности политического деятеля, в частности. Например, в публичной речи политика как самостоятельном типе текста политического дискурса персуазивность реализуется в иерархии коммуникативных установок публичной речи через совокупность актуализаций, т.е. посредством структурного и семантического выдвижения определенных компонентов текста, приобретает статус доминирующего текстообразующего фактора. Когнитивный аспект связан с планированием и прогнозированием определенного речевого действия, в соответствии с имеющимися у коммуниканта знаниями, пресуппозициями и установками. Речевой аспект охватывает процессы выбора и комбинирования языковых средств при создании персуазивного текста для выражения в нем определенного концептуально-тематического, функционально-прагматического и формально-стилистического содержания под контролем глобальной стратегической цели [Молодыченко, 2010: 3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Голоднов А.В. Риторический метадискурс: основания прагмалингвистического моделирования и социокультурной реализации (на материале современного немецкого языка): Монография/ Голоднов.- СПб,: Астерион, 2011. – 344 с.

2.Комиссарова Т. С. Механизмы речевого воздействия и их реализация в политическом дискурсе : (на материале речей Г.Шредера) автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. - Воронеж, 2008

77

3.Лавринова Н.И. Текстовая актуализация речевого поведения коммуникантов в политическом интервью (на материале современного английского языка). автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. -

Спб.– 2010.

4.Молодыченко Е.Н. Создание образа врага как персуазивная стратегия американского политического дискурса. автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. - СПб – 2010.

5.Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса : проблемы речевого воздействия учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540300 - Филологическое образование. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Флинта Наука, 2012. – 128 с.

Шапочкин Д.В., Андреева А.А.

КОГНИТИВНО-РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В ПУБЛИЧНЫХ РЕЧАХ

БУНДЕСКАНЦЛЕРА ФРГ А. МЕРКЕЛЬ

АННОТАЦИЯ: В данной статье анализируются когнитивно – речевые стратегии и тактики в публичных речах бундесканцлера ФРГ Ангелы Меркель с целью её описания как политической языковой личности.

SUMMARY: This article examines the cognitive - speech strategies and tactics in public speeches of Angela Merkel, German Federal Chancellor, with the purpose of its description as a political language personality.

КЛЮЧЕВЫ, СЛОВА: политический дискурс, когнитивно – речевые стратегии, тактики, публичные речи, политическая языковая личность.

KEY WORDS: political discourse, cognitive - speech strategies, tactics, public speeches, political language personality.

Речь является средством воздействия на целевую аудиторию и это ее свойство в полной мере проявляется в политическом дискурсе.

Политический дискурс как разновидность персуазивного (убеждающего) дискурса обладает манипулятивной спецификой, которая выражается в

78

оказании речевого воздействия на адресата с целью внести когнитивные изменения в его картину мира. Речевое воздействие осуществляется посредством коммуникативных стратегий и тактик, суть которых заключается в операции над знаниями адресата, над его эмоциями, волей, ценностными категориями [Шапочкин 2005, 12].

В лингвистике отсутствует общепринятая интерпретация термина «стратегия». В нашей статье мы будем опираться на определение данное О.С. Иссерс. Она понимает под коммуникативной стратегией «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативных целей, включающий планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана» [Иссерс 2003, 54].

Реализация той или иной стратегии происходит за счет тактик, которые представляют собой конкретный этап реализации коммуникативной стратегии, для которого характерен определенный набор приемов, определяющих использование тех или иных языковых средств.

Существуют разные подходы к классификации стратегий и тактик, однако в нашем исследовании мы придерживаемся классификации, предложенной О.Л. Михалёвой. Данная классификация позволяет наиболее полно и всесторонне рассмотреть основные стратегии, используемые политиками для построения речей и, как следствие, для максимального достижения своих целей.

Различают три основные стратегии политического дискурса:

1)стратегия на понижение;

2)стратегия на повышение;

3)стратегия театральности [Михалёва 2009, 131-147].

Рассмотрим каждую из вышеупомянутых стратегий О.Л.Михалёвой более подробно.

79

Общей чертой тактик представляющих стратегию на понижение является как эксплицитное, так и имплицитное выражение отрицательного отношения говорящего не только к предмету речи, но и к адресату. Выбор стратегии на понижение отражает наличие у говорящего установки негативного характера, поскольку адресат чаще всего является политическим противником, оппонентом. Помимо этого, стоит отметить, что противостояние участников детерминирует активность, направленную на овладение коммуникативной инициативой. Таким образом, стратегия на понижение реализует установку, состоящую в развенчании притязаний на роль, в блокировании «игры на повышение». В результате действия данной установки отчётливо прослеживается стремление говорящего дискредитировать оппонента.

Данная стратегия реализуется за счет следующих тактик:

1.Тактика анализ – «минус» представляет собой описание ситуации, основанное на негативном к ней отношении, однако автор напрямую не заявляет о своем недовольстве. Важную роль играет использование лексических средств, имплицитно выражающих отношение говорящего.

2.Тактика обвинения заключается в приписывании кому-либо вины, представлении ситуации и оппонента в негативном свете. Говорящий старается обличить противника, раскрыть его негативные качества и намерения. Для реализации тактики обвинения используются лексические средства с негативным оценочным значением. Зачастую обвинение бывает бездоказательным и голословным, однако такая стратегия используется многими политиками в коммуникации.

3.Тактика безличного обвинения представляет собой ситуацию, при которой обвиняемый открыто не называется. Говорящий может выставлять ситуацию в негативном свете, однако не называет виновного в этом, используя грамматические конструкции и лексические единицы с очень широким значением, т. е. потенциально включающие в себя широкий круг

80