Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курочкина Л.Я. Социальная философия.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
734.21 Кб
Скачать

§ 5. «Русская идея»

«Русская идея» – тема давняя и острая в отечественной социально-философской мысли. С давних пор она обнаруживала себя в пространстве вопроса о судьбе России. Как отмечал Н. Бердяев, «русским людям давно уже было свойственно чувство, скорее чувство, чем сознание, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ – народ особенный» /9, с. 42/.

Можно выделить основные ключевые этапы развития «русской идеи»:

  1. Теория «Москва – третий Рим». Автор – Филофей Псковский (начало XVI века). В этой теории утверждалось, что высшим призванием светской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения, а центром его должна стать Москва – третий и последний Рим, которому «стоять вечно». Гибель двух предыдущих Римов (Римская и Византийская империи) объяснялась изменой истинной вере – православию. Эта идея определила собой все последующие споры о судьбе и предназначении России, в ней совмещена идея религиозности и государственной власти, православия и самодержавия. Теория «Москва – третий Рим», по существу, была призвана идеологически обосновать необходимость объединения Руси вокруг Москвы.

  2. Спор славянофилов и западников. Возник он с конца 30-40 гг. XIX века. Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) полагали, что у России есть самобытный способ развития, основанный на православии и патриотизме. Главное в их философском учении – стремление к целостности и единству (соборности). Западники (А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев) делали акцент на творческом усвоении опыта западной цивилизации. Они скептически относились к исторической роли православия. В этом споре столкнулись два варианта «русской идеи»: с одной стороны, приверженность традиционализму, самобытному, патриархальному укладу жизни, с другой стороны, направленность на реформирование, всеобщий прогресс, открытость Западу.

  3. Евразийство. Возникло в русской эмиграции в 20-х годах XX века. Впервые оно заявило о себе выходом сборника «Исход к Востоку». Евразийское учение в целом можно считать наиболее теоретически разработанным вариантом русской идеи. Была выдвинута самобытная идея о том, что Россия – это особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада. Евразия понималась представителями этого направления не как материк, объединяющий Европу и Азию, а как их срединная часть, для которой было характерно единство исторического развития населяющих ее народов, близость культур, менталитета, религиозных чувств, языка, прочных политических связей. Возникнув как идеологическое оправдание существова­ния российской империи, оно с рас­падом СССР в значительной мере утратило свою силу. Хо­тя географически Россия остается Евразией, она вряд ли сегодня способна выполнять функцию наведения «мос­тов» между Западом и Востоком. Синтез традиционного Востока с современным Западом – еще одна утопия, свидетельствующая более о желаемом, чем достигнутом результате. По мнению С. Хантингтона, русское «евразийство» скорее говорит о состоя­нии «расколотости», несогласованности России по воп­росу о том, к какой именно цивилизации она принадлежит /10/.

Сегодня, по мнению отечественного философа В.М. Межуева, перед Россией стоит такая задача: преодолеть разрыв между цивилизацией и культурой, найти между ними соединительный мост. Взять у Запада все ценное, но не повторять его, а пойти дальше, в сторону более справедливой, гуманной, нравственно оправданной формы жизни – так можно определить смысл этого поиска. «Русская идея» современной России должна основываться на стремлении преодолеть свою цивилизационную отсталость от За­пада, но в то же время сменить приоритеты современной цивилизации, перенести их в область образования, науки, информационных технологий, творчества во всех его видах, природоохран­ной деятельности, – всего, что образует сферу культуры. Только цивилизация, делаю­щая своим главным приоритетом культуру, решит задачу человеческого единения в планетарном масштабе. Все остальное ведет в тупик, грозит столкновениями и кризиса­ми /11/.