Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Украина во 2-й половине 19 в..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
114.69 Кб
Скачать

2. Громадовское движение.

Журнал «Основа»

Одним из крупнейших центров сознательного украинства стал Петербург. Здесь находилась значительная колония украинцев – студентов, писателей, художников, журналистов.

Благодаря материальной помощи помещиков-меценатов отца и сына Тарнавских и Григория Галагана была основана типография для издания произведений украинских литераторов. Из ее стен вышли «Записки о Южной Руси», исторический роман «Чорна рада» и другие труды Пантелеймона Кулиша, отдельные произведения Ивана Котляровского, Тараса Шевченко, Марко Вовчок и т.д.

Заметно оживилась духовная жизнь украинского населения Петербурга после приезда в него бывших членов Кирилло-Мефодиевского общества Василия Белозерского, Тараса Шевченко и Николая Костомарова. Крупным успехом явилось издание общественно-политического и литературно-художественного ежемесячного журнала «Основа» (1861-1862). Его издателями были Белозерский (редактор), Кулиш и Костомаров. В журнале публиковались художественные произведения, труды по истории, этнографии, исторические источники. На его страницах впервые увидели свет многие произведения Тараса Шевченко, Марко Вовчок, Леонида Глебова Степана Руданского и Анатолия Свидницкого, научные изыскания Николая Костомарова, Александра Лазаревского, Михаила Максимовича, Фадея Рыльского и других украинских ученых. Благодаря им читатели приобщались к украинской культуре, лучше понимали прошлое украинского народа и его запросы.

Журнал «Основа» отказался от социально-политического радикализма, свойственного отдельным изданиям того времени, и сосредоточил свое внимание на защите украинского языка, литературы, права народа на получение образования на родном языке, издании учебной и научно-популярной литературы для простого народа. Даже такая сугубо культурническая направленность журнала не устраивала как официальные круги, так и многих шовинистов из числа российской и польской интеллигенции. Они чинили журналу всяческие препятствия, обвиняли в пропаганде сепаратизма, скептически и высокомерно относились к стремлению редколлегии отстоять украинский язык. Раздраженная критика в адрес журнала «Основа» исходила от отдельных российских революционных демократов за лояльное отношение редакции к действиям правительства, крестьянской реформе 1861 г. и уклонению от политизации своей деятельности. Под влиянием различных обвинений и искусственных препон журнал «Основа» вынужден был самоликвидироваться. Но за время своего существования он успел сделать выдающийся вклад в подъем национального сознания разбросанных по всей империи украинцев и дал толчок к разворачиванию массового национального движения в Украине.

Украинофильство

С подготовкой к отмене крепостни­чества в Украине нарастала волна национального подъема. Патриотически-настроенная интеллигенция первой выступила в защиту национального достоинства украинского народа, его права на собственную историю, язык, культуру. Ей пришлось противостоять как официальной политике царизма, так и позиции шовинистически настроенной части польской и российской общественности, которая не признавала существования отдельной украинской нации, претендовала на этнические украинские земли и вообще позволяла себе пренебрежительное отношение к украинцам. Такая политика польской и российской национальной общественности усиливала активность украинской интеллигенции.

Горячее участие в пробуждении национального самосознания приняли студенты Киевского университета. Они вели в 1859 г. оживленные дискуссии о месте украинского народа в славянском мире, отношении к освободительному движению поляков (в университете обучалось много молодежи из правобережной шляхты), выдвигались задачи практической работы среди населения. В ходе дискуссий крайне обострились отношения среди членов польской студенческой корпорации «Украинская гмина». Часть студентов-поляков проявила недовольство «хлопоманством» и украинским «сепаратизмом» членов кружка, которые являлись украинскими патриотами. Последних не устраивали имперские устремления польских студентов, отказ Украине в праве на собственное государство, пренебрежительное отношение к украинской культуре. Поэтому по инициативе Костя Михальчука весной 1860 г. 15 человек вышли из гимны, создали правобережную «Украинскую громаду» и решили посвятить себя родному украинскому краю и народу. Возглавил громадовцев Владимир Антонович, а одним из наиболее авторитетных, среди них стал Фадей Рыльский.

Основные программные положения громадовцев таковы: малорусский (украинский) народ является отдельной нацией, каждый сознательный украинец должен отдавать все свои силы для развития самосознания народа, ко всем братьям-славянам украинец должен относиться дружески и помогать им в борьбе с угнетателями. Провозглашалась солидарность с политическими и социальными идеалами прогрессивной российской интеллигенции.

К «Украинской громаде» начали присоединяться сознательные патриотические элементы украинства как из Правобережья, так Левобережья, где вначале к ее участникам относились с недоверием и считали «недоляшками». Так на рубеже 50-60-х гг. началось массовое громадовское движение, названное властями «украинофильством».

Хлопоманы

Одно из течений в нем представляли так называемые хлопоманы. Это были молоды» люди польского и украинского происхождения, безгранично преданные идее служения украинскому народу. Идеологом и вдохновителем хлопоманов стал студент выпускного курса Киевского университета Владимир Антонович, представлявший ту часть полонизированной украинской шляхты, которая сохранила историческую память о своем происхождении, славном прошлом Украины и откликнулась на призыв национального менталитета. Взгляды Антоновича разделяли и активно поддерживали Фадей Рыльский, Борис Познанский, Кость Михальчук, Павел Житецкий и др. Чтобы продемонстрировать свое единство с народом, они разговаривали исключительно на украинском языке, носили национальную одежду, придерживались народных обычаев и обрядов. Во время студенческих каникул они путешествовали по селам, собирали народные песни, сказки, пословицы, обычаи и обряды. Одновременно студенты рассказывали крестьянам о славном прошлом Украины, о ее бедственном положении и возможном выходе из него. Такая деятельность длилась на протяжении всего 1860 г.

Появление в селе посторонних людей и необычные разговоры настораживали сельскую власть. Сельские старосты задерживали хлопоманов, передавали полиции для дознания. Под таким административно-политическим давлением хлопоманы вынуждены были прекратить свои хождения по селам и присоединиться к тем громаловцам, которые действовали в городах.

В общем деятельность громадовцев имела культурно-просветительский характер. Они открывали воскресные и ежедневные школы, работали в них учителями, выступали с лекциями, организовывали публичные библиотеки, становились инициаторами создания гимназий, школ для подготовки народных учителей и т.д. Члены громад распространяли среди населения произведения Тараса Шевченко, Марко Вовчок и др., организовывали составление и издание популярных недорогих книжечек.

Деятельность украинских громад вызывала серьезную тревогу среди местных реакционеров и правительственных кругов. Их отождествляли с членами революционных народнических организаций. Заверения громадовских лидеров в своем аполитизме и лояльности мало помогали. В 1862 г. были арестованы и наказаны активные члены нескольких громад, закрыты воскресные школы, прекращена деятельность журнала «Основа». На громадовцев посыпались доносы во время польского восстания 1863 г. Они обвинялись в подрыве основ империи, а их движение истолковывалось как «польская интрига», направленная на развал «матушки России».

Именно в это время произошел всплеск великороссийского шовинизма. В июле 1863 г. министр внутренних дел Петр Валуев обнародовал пресловутый циркуляр, которым запретил издавать на украинском языке педагогическую, церковную, научную литературу и учебники. В нем, в частности, заявлялось, что «никакого украинского языка не было, нет и не может быть», что есть только малорусское «наречие» русского языка. Разрешалось писать на «украинском наречии» только художественные изведения.

Репрессии усилились, прокатилась новая волна арестов и высылки громадовцев. Громадовское движение во второй половине 60-х гг. приостановилось.

Второй этап громадовского движения

В конце 60-х гг., пользуясь ослаблением административного давления, украинская интеллигенция возобновила громады и их деятельность, в частности в Киеве, Полтаве, Чернигове и некоторых других городах. Вступление в громады не афишировалось, заседания проходили тайно, а деятельность носила полулегальный характер.

В начале 70-х гг. громадовцы работают над подготовкой и изданием нескольких томов «Народных южнорусских сказок», собранных Иваном Рудченко, басен Леонида Глебова, сборников народных песен с мелодиями, обработанными Николаем Лысенко, исторических песен и дум. Павел Житецкий большое внимание уделил изучению правописной системы украинского языка, которая связывалась с развитием литературного языка, а следовательно, и с политикой. В январе 1873 г. громадовцы основали Историческое общество Нестора-летописца. В следующем месяце начало работать Юго-Западное отделение Российского географического общества, которое выдвигало задачу всестороннего изучения родного края, собрало и издало разнообразный материал по истории, географии, природоведению, статистике и экономике края. Проводилась работа по подготовке истории украинской литературы и украинско-русского словаря. Организованный и проведенный отделом Географического общества летом 1874 г. III Археологический съезд продемонстрировал высокий научный потенциал украинских ученых, большая часть которых входила в громады. Фактически печатным органом киевской громады в 1874—1875 гг. стала газета «Киевский телеграф.

Эмский указ

Активизация громад вызвала новую волну беспокойства в великодержавных кругах и местных инсинуации реакционеров. Для проверки деятельности громад была создана специальная комиссия, результатом работы которой стало издание Эмского указа 1876 г. Им запрещалось украинское слово, закрывалось Юго-Западное отделение Российского географического общества. Запрещалось писать, петь и давать спектакли на украинском языке, печатать учебники, переводит на украинский язык произведения классиков русской и мировой литературы. Не разрешалось даже печатать тексты к музыкальным произведениям на «малорусском наречии».

Была закрыта газета «Киевский телеграф». Началось преследование активных деятелей украинофильского движения. Павел Чубинский выехал в Петербург, Федор Вовк, Сергей Подолинский и Михаил Драгоманов - за границу.

С усилением правительственных репрессий после убийства народниками Александра II громадовцы были вынуждены избегать действий, которые бы дали основание обвинять их в антиправительственных или сепаратистских настроениях. Некоторые упали духом, потеряли веру в возможность решить политические и национально-культурные проблемы Украины и отошли от активной общественной работы. Лидеры громадовцев сосредоточились на литературной, художественной, научной или преподавательской работе. Хотя и медленно, идея «неполитической культуры» реализовалась и давала свои результаты. Активизировались научные исследования, повышалось национальное самосознание, украинская культура завоевывала новые позиции. А общественно-политическая мысль, которая пропагандировалась в галицких изданиях, свободных от цензуры российского правительства, привлекала все большее внимание как украинской, так и прогрессивной российской интеллигенции.

Михаил Драгоманов.

По поручению и на средства громадовцев Драгоманов организовал издание на украинском языке пропагандистской и научно-популярной литературы, предназначенной для Украины. Специальные агенты переправляли ее через австрийско-российскую границу для нелегального распространения.

В 1878 г. Драгоманов организовал в Женеве издание вначале бесцензурного сборника, а затем - журнала под названием «Громада» (1878-1880, 1882). Здесь печатались материалы об эксплуататорской сущности царизма, тяжелом положении крестьянства, рабочих и крестьянских выступлениях, народническом движении. Много внимания уделялось культурно-просветительской деятельности и национальному движению в Украине.

В журнале «Громада» Драгоманов окончательно сформулировал идею федерализма как справедливого общественного устройства государства. Он не призывал к немедленному разрыву связей между народами России, но считал возможным их дальнейшее развитие только на началах федерализма. Политические свободы граждан и народов должны были гарантировать политически свободные и самостоятельные в решении местных дел громады свободных людей, объединенных для общего труда на общей земле или фабрике, заводе. Драгоманов не выступал за создание независимой Украины, а только за ее политическую автономию, в которой должна была воплотиться и автономия национальная, был поборником дружбы и равенства всех народов. Он разделял взгляды Оуэна, Сен-Симон, Фурье и Прудона на социализм и одновременно отвергал учение Маркса о научном социализме и классовой борьбе.

Острое недовольство народников вызвала критика Драгомановым их централизма, их террористической тактики. Не воспринимая крайностей народовольческого движения, Драгоманов в то же время выступил на защиту народников во время гонения, развернутого против них правительством. Он призывал правительства зарубежных стран не выдавать революционеров, выступал против травли их в российской печати и выпада Антоновича, назвавшего народников «держимордами под красными знаменами и столоначальниками от революции».

Одновременно Драгоманов критиковал и громадовцев, призывал их перейти от просветительства и этнографизма к политической борьбе за автономию Украины в рамках федеративного Российского государства. Старые громадовцы не согласились с призывами Драгоманова и прекратили ассигнование журнала «Громада», в результате чего он перестал выходить. Но Драгоманов на этом не остановился и перенес акцент своей деятельности на западноукраинское национально-освободительное движение, через него воздействуя на настроения интеллигенции всей Украины.

Молодые громады

Громадовцы и народники ставили перед собой разные стратегические задачи. Но в практической деятельности они часто общались, а то и сотрудничали. Особенно окрепли их связи в первой половине 70-х гг. когда в громадовское движение включилась патриотически настроенная молодежь. Молодогромадовские кружки появились в Харькове, Чернигове, Полтаве, Киеве, Елисаветграде, Одессе. В их состав входили преимущественно студенты, учителя гимназий и народных школ, гимназисты, семинаристы и т.д. Благодаря возрастным особенностям и обостренному чувству патриотизма молодогромадовцы стремились как можно быстрее решить жгучие политические проблемы и поэтому не хотели ограничиваться культурно-просветительской деятельностью. Постепенно многие из них переходили на позиции народников, отдавая свой молодой порыв, силы и даже жизнь делу свержения самодержавия, ликвидации остатков крепостничества и завоевания политических свобод.