Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП1.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
276.25 Кб
Скачать

§ 2. Предмет международного частного права

ным частным правом, как «поодиночке», порознь, так и в разных со­четаниях.

Условный характер термина «иностранный элемент» наиболее заметен в случаях, когда речь идет об отношениях международного гражданского обмена, регулируемых унифицированными материаяь-но-правовыми нормами международных договоров. Таким отноше­ниям свойствен, как правило, не отдельный иностранный элемент (и даже не сочетания их), а так называемый международный фак­тический состав, образующий основу формирования институтов международного гражданского оборота, — международной купли-продажи товаров, международной перевозки пассажиров, багажа и грузов, международного финансового лизинга и т.д. О том, насколь­ко необычны и как тесно переплетены между собой объективные и субъективные факторы, выводящие эти отношения за рамки внут­ренних, свидетельствуют положения Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Важнейший при­знак международной купли-продажи — нахождение коммерческих предприятий1 сторон в разных государствах — не является единст­венным для ее обособления. Законченность международному факти­ческому составу, отличающему этот институт, придают некоторые другие признаки, позволяющие определить исключения из сферы действия Конвенции: связь договора или применимого права с го­сударствами — участниками Конвенции, цели и характер сделки, предмет купли-продажи, критерии, позволяющие отграничить эти договоры от смежных видов обязательств. Учитывается и субъек­тивный фактор: то обстоятельство, что коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, не принимается во внима­ние, если это не вытекает ни из договора, ни из имевших место до или в момент его заключения деловых отношений или обмена ин­формацией между сторонами.

Очевидно, термин «иностранный элемент», связанный своим про­исхождением прежде всего с развитием права об иностранцах, с кол­лизионным правом (см. об этом далее), далеко не адекватно отражает специфику названных и подобных им отношений. И все же нельзя не считаться с тем, что этот термин достаточно прочно утвердился в оте­чественной доктрине и практике как передающий в самом общем виде своеобразие отношений, регламентируемых международным частным

Понятие «коммерческое предприятие» рассматривается авторами Комментария к Конвенции как постоянное место осуществления деловых операций (см.: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. М., 1994. С. 9-10).

33

32 Глава 1. Международное частное право: предмет и метол правового регулирования

правом. Памятуя об этом, мы будем исходить в последующем из тако­го понимания термина1.

5. Непризнание за международным частным правом качеств само­стоятельной отрасли права связывается обычно с отнесением его к гражданскому или международному праву. Обе позиции представля­ются ущербными — каждая по-своему. Взгляд на международное частное право как на область гражданского (соответственно семейно­го, трудового) права грешит недооценкой международного фактора, обусловливающего особенности регулируемых этим правом отноше­ний, их своеобразие. Объединение же международного публичного права и международного частного права в рамках международного права не сообразуется с природой обеих отраслей права.

В пользу отнесения международного частного права к междуна­родному праву выдвигались разные доводы. Так, обосновывалась воз­можность перерастания гражданско-правового спора в межгосударст­венный конфликт и соответственно преобразования гражданско-пра­вового отношения в международно-правовое. «За каждой отдельной фирмой, за каждым индивидом стоит... в международном обороте его отечественное государство, — писал СБ. Крылов, — и всякий спор, конфликт и в этой гражданско-правовой области, даже спор семейно­го порядка о разводе может в конечном счете перерасти в конфликт между государствами»2. Л.А. Лунц, оспаривая этот довод, возразил: «...надо признать, что наличие судебных (арбитражных) споров по гражданским правоотношениям между гражданами и организациями различных стран само по себе вовсе не означает конфликта между соответствующими государствами и... «перерастание» такого граждан-

1 В отечественной литературе было высказано и иное понимание природы ино­ странного элемента. Отмечалось, что «...нет оснований для включения иностранных ха­ рактеристик в ткань гражданских правоотношений, выделения их таким способом из всей остальной массы правоотношений и для того, чтобы ставить «цивилистический участок» в особое положение с точки зрения возможности применения норм иностран­ ного права» {Рубанов АЛ. Теоретические основы международного взаимодействия на^ циональных правовых систем. М., 1984. С. 93—94). При таком подходе принадлежность физического или юридического лица к иностранному государству, местонахождение вещи за границей рассматриваются как характеристики социального отношения, не входящие в состав, «ткань» гражданского правоотношения.

К термину «иностранный элемент» обращаются и зарубежная доктрина и прак­тика (законы о международном частном праве Венгрии, Румынии, Турции, ГК канад­ской провинции Квебек). В курсе Дайси-Морриса (Великобритания), содержащем не­официальную кодификацию коллизионного права на основе обобщения судебных пре­цедентов, под иностранным элементом понимается связь с какой-либо системой права, иной, чем английское право. Этому термину следуют Модель ГК для стран СНГ и осно­ванные на ней гражданские кодексы ряда этих стран, а также ГК РФ и КТМ РФ.

2 Международное право. М., 1947. С. 30.