Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП1.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
276.25 Кб
Скачать

§ 2. Предмет международного частного права

29

тесно связано с гражданским правом (точнее было бы сказать: многие институты международного частного права являются как бы продолжением институтов гражданского (семейного, трудово­го) права, в определенной мере производны от этих институтов, но в силу своего международного «происхождения», «внутреннего» и «внешнето» своеобразия не сливаются с ними и не растворяются в них);

тесно связано с международным правом, но не является его частью (принципиально важно признание единства исходных начал междуна­родного публичного права и международного частного права, все воз­растающего значения международно-правового начала для становле­ния и совершенствования институтов международного частного права).

3. В обзоре взглядов на природу международного частного права (см. сноску на с. 26—27) сказано о различиях в оценке сторонниками «цивилистической» концепции происхождения международного част­ного права степени его самостоятельности, обособленности как отрас­ли права. Продолжая эту тему, заметим, что в учебнике Л.А. Лунца, Н.И. Марышевой, О.Н. Садикова делается вывод о том, что «...между­народное частное право следует отнести к тем правовым сферам, в которых в недалеком будущем возможно образование и признание на­личия новых отраслей права»1. Применительно к международному частному праву оценка этого процесса как в основном состоявшегося, на наш взгляд, не кажется сегодня преждевременной.

Иногда предмет международного частного права определяется как гражданские (трудовые, семейные) отношения, как бы «пересажен­ные» на международную «почву». Однако при таком механическом подходе не учитываются сложность и своеобразие рассматриваемых явлений. В то же время гражданско-правовые «корни» отношений, ре­гулируемых международным частным правом, очевидны, как очевид­на и принадлежность этих отношений к международной «среде». В об­ласти международного частного права много необычного, отличного от того, с чем мы встречаемся во внутренней правовой жизни любой страны: особые фактические обстоятельства, свои «сюжетные линии», проблемы и способы их решения.

Иностранный турист, здоровью которого в результате автомобиль­ной катастрофы в период пребывания его в России причинен вред, предъявляет в российском суде иск к владельцу автомобиля о возме­щении вреда, требуя взыскания, в частности, понесенных им в своей

стране расходов на лечение, исчисленных по правилам, действующим в этой стране.

Суд в России рассматривает иск о взыскании алиментов на содер­жание ребенка, родившегося в полигамном браке, который был заклю­чен в одной из восточных стран в соответствии с местным правом.

За границей умирает постоянно проживавший в зарубежной стра­не российский гражданин, оставляя после себя в этой стране и в Рос­сии имущество, на наследование которого претендуют близкие умер­шего — российские и иностранные граждане.

Своеобразны не только ситуации, но и правовые средства, к кото­рым обращаются суды и иные правоприменительные органы, рассмат­ривая вопросы в области международного частного права.

Арбитражный суд, рассмотрев спор между польским и российским акционерными обществами о взыскании задолженности за товар, от­груженный в соответствии с заключенным ими контрактом, разрешил его на основе положений Конвенции ООН о договорах международ­ной купли-продажи товаров 1980 г.

В другом случае арбитражный суд при разрешении спора, связан­ного с международной воздушной перевозкой, применил нормы Кон­венции для унификации некоторых правил, касающихся международ­ных воздушных перевозок, 1929 г. (с учетом последующих изм.).

Рассмотрев спор по контракту, заключенному между фирмой США и российской фирмой на поставку товаров из США, Междуна­родный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, исходя из российской коллизионной нормы, определил в качестве права, применимого к отношениям сторон (в отсутствие вы­бора права сторонами), материальное право страны продавца — Еди­нообразный торговый кодекс США1.

Обращаясь к упомянутым ситуациям, мы, казалось бы, встречаем­ся с уже знакомыми нам институтами гражданского (семейно­го) права. Нельзя не вспомнить при этом правила ст. 2 ГК РФ, в кото­рой определяются отношения, регулируемые гражданским законода­тельством. И тем не менее не составляет труда отличить все эти и подобные им ситуации от ситуаций, возникающих в рамках внутрен­него гражданского оборота. Каждый из приведенных примеров был бы невозможен в отсутствие международных контактов, международ­ного общения, всего того, что принято называть международной жизнью.

Лущ Л.А., Марышева Н.И., Садиков 0.11. Указ. соч. С.

См.: Волкова Н. Применимое право при разрешении споров из внешнеэкономи­ческих сделок // Хозяйство и право. 1995. № 11. С. 106.

J

30 Глава 1. Международное частное право: предмет и метод правового регулирования

4. Но что означает указание на международный характер рас­сматриваемых отношений? Как известно, в международном публич­ном праве содержание такого указания раскрывается посредством понятий «межгосударственные», «межвластные» отношения. Иное значение приобретает слово «международные» при характеристике отношений, составляющих область международного частного права. Происхождение этих отношений носит, как уже отмечалось, частно­правовой характер. Международными они называются постольку, поскольку возникают в условиях трансграничного (т.е. выходящего за рамки правовой системы какой-либо одной страны) общения субъ­ектов частного права, формируя в совокупности международный гражданский обмен. В результате каждое такое отношение обретает в своем фактическом составе иностранный (международный) эле­мент, а вместе с ним возникает и так называемый коллизионный вопрос: право какого государства подлежит применению к данному отношению.

За «сухим», невыразительным термином «иностранный эле­мент» — разнообразие ситуаций, характерных для международного частного права. Что значит он на практике?

Распространено заблуждение сводить проявления иностранного элемента лишь к случаям участия в отношениях иностранных субъ­ектов права. В действительности же проявления иностранного эле­мента могут быть свойственны широкому кругу обстоятельств, со­ставляющих основу многих правовых, экономических, социальных связей (как, например, в случаях определения постоянного или пре­имущественного проживания гражданина, установления государст­венной принадлежности юридического лица). Тем не менее доктри­ной и практикой выделяются обычно три «ипостаси» иностранного элемента:

субъект отношения — иностранный гражданин, иностранное юри­дическое лицо или (что не является характерным для частноправовых отношений) иностранное государство;

объект отношения, который находится за границей;

юридический факт, вследствие которого возникает, изменяется или прекращается отношение, имеет место за границей.

Соответствующие проявления иностранного элемента характери­зуют, например, отношения, связанные с заключением российским участником внешнеторговой деятельности внешнеторгового кон­тракта, открытием за границей наследства в пользу российского гражданина, постоянно проживающего в России, заключением рос­сиянином брака за рубежом. Заметим, что проявления иностранного элемента могут осложнять отношения, регулируемые международ-

31