Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП1.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
276.25 Кб
Скачать

§ 6. Страницы истории. Становление и развитие российской доктрины международного частного права

В России термин «международное частное право» был введен в научный оборот Н.П. Ивановым, автором написанной в 1865 г. в Каза­ни" работы на тему «Основания частной международной юрисдик­ции», положившей начало развитию в нашей стране науки междуна­родного частного права1. В «Ученых записках Казанского университе­та» (1858—1859) о «действии закона относительно места» писал один из родоначальников российской цивилистики Д.И. Мейер. В.Э. Гра­барь, касаясь замечания Ф.Ф. Мартенса о том, что во 2-м томе принад­лежащего его перу «Современного международного права цивилизо­ванных народов» в первый раз излагается на русском языке междуна­родное частное право, пишет: «Но уже более, чем за тридцать лет до Мартенса, международное частное, а также уголовное право были предметом исследования в русской литературе». При этом В.Э. Гра­барь приводит имена двух молодых ученых — Бобровского и Благове­щенского, защитивших в 1850 г. в Петербургском университете магис­терские диссертации, в которых затрагивались вопросы международ­ного частного права. К сожалению, диссертации остались в рукописи, «и о них и об их авторах в литературе почти ничего не известно»2. Вместе с тем именно Мартенсу принадлежит наиболее полное и сис­темное для своего времени исследование предмета международного частного права3. Не меньшим достижением Мартенса явилось созда­ние школы его учеников — А.А. Пиленко, Б.Э. Нольде, Л.А. Шаллан-да, А.Н. Мандельштама, чьи исследования были посвящены в основ­ном коллизионному праву. Коллизионные проблемы составляли глав­ное направление работ М.И. Бруна, В.А. Краснокутского, изданных в первые десятилетия XX в.

' См.: Грабарь Н.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647—1917). С. 468; Кудряшов СМ. Страницы истории: Николай Павлович Иванов (зарождение пауки международного частного права в России) // Журнал меж­дународного частного права. 1994. № 4. 1 1ра6арьВ.Э. Указ. соч. С. 468.

Относя международное частное право к сфере «международного управления в

"-'йети правовых интересов подданных и пародов», Ф.Ф. Мартене вместе с тем рас-

Ма1'Ривал международное частное право как «действующее право каждого пивилизо-

^''iiioro государства». «В этом смысле международное частное право, - пишет Мар-

'"-■ "" есть органическая часть территориального гражданского права страны и приме-

"к' судом, в конкретном случае, иностранных законов не будет с его стороны

С|">пиением власти, но только строгим исполнением своих обязанностей» (Map-

"е'«Ф.Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 179-180).

II

62 Глава 1. Международное частное право: предмет и метод правового регулирования

к 6 Становление и развитие российской доктрины международного частного права 63

Наряду с термином «международное частное право» в дореволю­ционной российской литературе встречается термин «международное гражданское право», который иногда толкуется как равнозначный первому.

Интересные сведения о первом в России специальном журнале по вопросам международного права, в котором помещались статьи из об­ласти международного частного права, приводит В.Н. Дежкин1. Журнал издавался приват-доцентом Петербургского университета Э.К. Симпсоном в течение всего лишь одного 1897 г. (вышли два тома по три номера в каждом). В т. 2 наряду с другими были включены статьи Дж. Бернета «Частное международное право в Великобрита­нии», У. Барацетти «Принципиальные точки зрения для разрешения столкновений законов местных и иностранных».

Обозревая прошлое российского международного частного права, нельзя не заметить то общее, что объединяет отдельные этапы его раз­вития, образует связующие их начала, выражающие преемственность. Одно из таких начал составляет ныне широко утвердившийся взгляд на гражданско-правовую природу международного частного права. «Торговые отношения наряду с гражданскими, — писал Г.Ф. Шерше-невич, — дают главное содержание частному международному праву, хотя и не исчерпывают его вполне»2. Это определение звучит вполне современно.

Уместно в связи с этим подчеркнуть: отечественная доктрина в своих объяснениях места и роли международного частного права в системе отраслей права никогда не была представлена каким-ни­будь одним направлением, подавлявшим другие. Доминирующая се­годня цивилистическая концепция на начальном отрезке становле­ния в России международного частного права заметно уступала свои позиции международно-правовым подходам к его институтам. Следствием таких подходов являлось изложение международного частного права в учебниках и учебных руководствах по междуна­родному публичному праву: в конспекте лекций М.Н. Капустина «Международное право» (1873 г.), в курсе Ф.Ф. Мартенса «Совре­менное международное право цивилизованных народов» (первое из­дание — 1882—1883 гг., пятое издание — 1904—1905 гг.), «Очерках истории и догматики международного права» А.Н. Стоянова (1875 г.) и др. Заметим, что много позже Ф.Ф. Мартенса СБ. Кры­лов, М.С. Строгович, В.Э. Грабарь, М.А. Плоткин, А.М. Ладыжен-

1 См.: Дежкин В.IF. Из истории русской пауки международного права // Совет­ ский ежегодник международного права. 1979. М„ 1980. С. 261—263.

2 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994. С. 28.

■кий и другие относили международное частное право к междуна-оодному праву в широком смысле слова. Вместе с тем К.И. Малы­шев, явившийся одним из основоположников цивилистического подхода к природе международного частного права, в своем Курсе общего гражданского права России (1878 г.) писал о международ­ном частном праве как части гражданского права, о теории «граж­данских отношений в международном быту».

Еще одно выражение преемственности в отечественной доктрине связано с широким пониманием состава норм международного част­ного права как системы, включающей не только коллизионные, но и материальные предписания. Идею двоякого содержания термина «международное гражданское право»1 обосновывал П.Е. Казанский («Введение в курс международного права», 1901; «Учебник междуна­родного права», 1904). П.Е. Казанскому принадлежат слова о том, что задачу международного гражданского права «некоторые хотят ограни­чить решением столкновений гражданских законов разных госу­дарств... Куда же поместить в таком случае те постановления догово­ров и обычаи, которые устанавливают общеобязательные начала гражданско-правового значения?»2.

Десятилетия спустя тема расширения мирохозяйственных отно­шений и включения в международное частное право регулирующих их материальных норм стала одной из основных в работах В.М. Ко-рецкого, а еще позднее привлекла внимание Л.А. Лунца.

Российская доктрина признавала неоднозначными понятия «меж­областные коллизии» и коллизии разнонациональных законов. Во многом это объясняется действием в Российской Империи наряду с общим гражданским законодательством некоторых «местных» зако­нодательств: положений Французского гражданского кодекса (в при­соединенной к России части Царства Польского); гражданских узако­нений остзейских губерний, включавших правовой материал, осно­ванный на актах польских и шведских королей, городских статутах, Римском праве; шведского уложения (в Финляндии); византийских источников (в Бессарабии); литовского статута в Черниговской и Полтавской губерниях3.

В.Э. Грабарь писал: «Наравне с этим термином, Казанский пользуется, однако, и °Рмином «международное частное право», считая, по-видимому, оба термина равнозна-чатими» (Грабарь В.Э. Указ. соч. С. 464).

Кюанский П.Е. Учебник международного права. 1904. С. 505—506, примечание. Учебник русского гражданского права (по изданию

lun *"M': Шершеневич Г.Ф. У1 а07г')-М.;-1995. С 43-44.

64 Глава 1. Международное частное право: предмет и метод правового регулирования

Российская наука международного частного права традиционно увязывала исследование проблем в этой области с изучением проблем международного гражданского процесса. К числу выдающихся работ, положивших начало углубленной разработке процессуальной темати­ки в отечественной доктрине, относится Курс международного граж­данского процессуального права Т.М. Яблочкова (1909 г.). Впервые в российской литературе были столь обстоятельно рассмотрены общие положения о применении иностранных законов, процессуальные право- и дееспособность иностранцев, вопросы ведения процесса с участием иностранцев, оказания взаимной судебной помощи, испол­нения решений иностранных судов.