Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Васильев Л.С. Феномен власти - собственности.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
256.51 Кб
Скачать

Административно-экономические функции надобщинной политической власти

Уже на уровне общины (если не говорить о локальной группе охотников и собирателей с основанным на престиже и авторитете лидерством) возникает ощутимая политическая власть старейшины. Власть эта опирается на его функции администратора и вырастает на этой основе; она не имеет прямого отношения к собственности, но ведет к кумуляции в руках лидера прав, привилегий, имущества. Еще более очевиден этот процесс на следующем уровне социально - политичеакой интеграции — надобщинном, особенно в связи с институционализацией власти лидера.

Специальными исследованиями установлено, что само по себе разрастание сегментарной этнической общности, оцепленной узами механической солидарности, не меняет принципиально ее характера и не ведет к появлению стабильного надобщинного политического лидерства30. Правда, при наличии угрозы из вне лидерство возникает и принимает порой даже харизматический характер. Однако оно нестабильно и исчезает, как только устраняется вызвавшая его угроза31. Если угроза оказывается постоянной (а это может быть лишь в условиях, когда рядом с данной этнической общностью возникает уже сложившаяся надобщинная политическая структура), может возникнуть эффект трайбализации, смысл которого в том, что под угрозой извне аморфная общность конституируется в племя с уже заметными чертами и признаками устойчивой надобщииной власти вождя32, а это, в свою очередь, ведет к возникновению протогосударствa — чифдом33. Но здесь, однако, речь идет о вторичных ранних политических структурах, возникающих под воздействием импульсов со стороны иных, существовавших прежде (С. 71). Для нас же существенны условия генезиса первичных образований такого рода.

Этих условий и обстоятельств немало, причем только их совокупность способна обеспечить качественный скачок и привести к цели. Если вести речь именно о первичном процессе, идущем спонтанно в том или ином районе мира, будь то древний Ближний Восток, Мезоамерика или Полинезия, то здесь в (первую очередь следует иметь в виду необходимый экологический оптимум (возможность ведения эффективного земледельческого хозяйства, условия для взаимообмена продукцией с окрестными скотоводами или дли разведения собственных домашних животных, наличие иных необходимых для жизни развитого общества ресурсов и т. п.), демографический оптимум (достаточное население, успешно разрабатывающее рерурсы данного района) и уже достигнутый определенный уровень производства, способный предоставить избыточный продукт и соответствующий примерно тому технико-технологическому комплексу, который появился в ходе неолитической революции34.

Эти объективные обстоятельства в своем оптимальном сочетании создают некое силовое поле, способствующее росту, эффективности и трансформации сущности политической администрации коллективов, развивающихся в его сфере и под его влиянием. Рост населения и усиление его давления на ресурсы порождает, с одной стороны, тенденцию к приватизации их {группы цепко держатся за свои участки в условиях все более заметной их ограниченности), а с другой—тенденцию к усилению централизованного контроля и административного распределения становящихся столь дефицитными ресурсов. Отсюда — увеличение конфликтов, повышение значения политического лидера в их урегулировании я, наконец, заметный рост соперничества между лидерами нее теснее сближающихся друг с другом уплотненных поселений, обычно близкородственных между собой. Словом, вызванный давлением населения на ресурсы, особенно в центре ареала, где плотность оказывается наибольшей, интегрирующий импульс оказывается исходным моментом процесса административно-территориальной интеграции под главенством наиболее удачливого из соперничающих лидеров, подчиняющего себе остальных и оказывающегося тем самым во главе первичной надобщинной политической структуры типа простого чифдом (от англ. «чиф» — вождь). Одной из функций вождя чифдом с момента возникновения новой структуры становится административно-экономическая, смысл которой в том, чтобы наладить и организовать эффективное производство, более полное использование рабочих рук с целью мaксимилизации экономического эффекта, т. е. повышения выхода избыточного продукта. С этой целью—особенно это заметно в обществах с ирригационным хозяйством—предпринимаются крупные общественные работы, реализуются масштабные проекты, налаживается впечатляющая инфраструктура, включая каналы и сложную ирригационную сеть, дороги и хранилища, храмы и дворцы, амбары и оклады (С. 72-73). Hо это, своего рода идеальный случай, наиболее явственно фиксируемый на древнешумерском материале35.

Урбанизация, как справедливо замечают специалисты, стоит очень недешево36. В полной мере это доступно далеко не всем. Ранние номы древнего Египта обходились, видимо, без нее, как и простые чифдом Полинезии или Мезоамерики. Но зато для всех ранних чифдом всегда было очень характерным острое соперничество.

Наряду с административно-экономической, важной функцией надобщинного политического лидера, вождя чифдом, была военная. Специальные исследования показывают, что война и военное делю как организованная сфера активности соответствующих специалистов, воинов (профессионалов. или полупрофессионалов), развиваются пропорционально степени централизации политической структуры37. Появившись на свет, первичные чифдом, во-первых, сразу же вступают в острые конфликты и в постоянное соперничество между собой и, во-вторых — как об этом уже упоминалось,—дают толчок развитию первобытной соседней периферии, оказываясь для них источником постоянной угрозы и тем порождая там упомянутый уже эффект трайбализации. Словом, военная функция заметно выходит на передний план, в отдельных случаях оказываясь на определенное время даже доминирующей38. Однако длится это недолго. Рано или поздно ситуация приводит к тому, что наиболее удачливый из вождей завоевывает соседей либо принуждает их вступить с ним в вассально-клиентные связи и, кроме того, распространяет свой суверенитет в той или иной форме на ближнюю (а то и более дальнюю) племенную периферию. В результате возникает более крупная политическая структура — сложное составное чифдом, имеющее иерархическую внутреннюю организацию и характеризующуюся наличием различных слоев-страт, в том числе оторванных от сельскохозяйственного производства групп администраторов, жрецов, воинов, мелких служителей (включая слуг и рабов.) и обслуживающих прежде всего именно потребности этих слоев ремесленников и даже торговцев (точнее; служащих, занятых торговым обменом).

Как конкретно функционирует стратифицированная структура типа чифдом? Рассмотрим несколько примеров.

Пожалуй, наиболее примитивный эталон этой структуры — полинезийское чифдом. Ирригация здесь не играла большой роли, во всяком случае, не обеспечивала быстрого роста избытка и богатства и не вела к заметной урбанизации. Полинезийские чифдом, включая и наиболее продвинутые из них, гавайские,—это сложные иерархически организованные стратифицированные общества с резким противостоянием высших страт нижней (С. 73-74). Вожди здесь являют собой обычно практически замкнутую эндогамную касту, в пределах которой марьяжные комбинации (степень знатности индивида зависит от знатности обоих его родителей) играют важную роль для определения статуса человека, его места на иерархической административно - аристократической лестнице. Правда, есть возможность и для продвижения выходцев из низов: удачливые воины могут рассчитывать на повышение статуса и включение в состав высшего слоя. Всем имуществом чифдом, включая земли, формально распоряжается глава чифдом, высший вождь, который и раздает земли, в том числе и отличившимся воинам. В пределах региональный мелких чифдом, из которых состоит крупное и каждое из которых имеет определенную автономию, местные вожди также выступают в качестве хозяев и распорядителей. Они организуют труд, наделяют землями, мобилизуют на общественные работы и т. п., причем делают это как через свой штат администраторов, так и через посредство общинных старост; Аппарат центра организует и возглавляет наиболее масштабные проекты (по той же методе) и держит в своих руках ключевые рычаги редистрибуции, осуществляя от имени верховного вождя награды и пожалования, взимая от его имени казну необходимые для этого поборы39.

Близок к полинезийскому эталону — хотя, видимо, несколько более продвинут — мексиканский (куикатеки в Мезоамерике накануне вторжения европейцев, примерно XIII в.). Здесь такое же сложное составное чифдом, административный аппарат центра в котором обеспечивает верховный контроль над ирригационной сетью, играющей большую роль в хозяйстве. Должность, статус, функции и права в сфере регулирования ирригационного хозяйства строго коррелируются между собой. Центрам структуры являлся г. Куитатлан примерно с 5 тыс. жителей, к которому тяготела округа с меньшими поселениями, а также периферия из региональных чифдом, организованных по образу и подобию центра. Каждое из региональных чифдом, возглавлявшееся местным вождем-администратором, имело определенную автономию, свой аппарат управления, перед которым были ответственны старейшины общиииыос деревень. Эти старейшины, разумеется, от имени вождей, Ежегодно перерас­пределяли земли, руководили отработками. Администрация региона я центра следила за состоянием ирригационной сети, контролировала использование иных ресурсов, например, добычу соли, осуществляла взимание излишков и их перераспределение, предпринимала необходимые обряды и ритуалы, храмовое строительство и т. п. Контроль над годными ресурсами был особенно важен, и администрация каждого регионального чифдом осуществляла прежде всего именно эту функцию, организуя необходимые работы и взимая определенную плату за пользование ирригационными сооружениями. На долю высшей администрации центра во главе с верховным вождем-касиком приходилась всеобщая координация усилий, натравленных прежде всего на поддержание ирригационного хозяйства, без эффективного контроля за которым — как о том убедительно свидетельствуют многие факты — хозяйство, а за ним и вся социально-политическая структура быстро приходят в упадок (С. 74-75).

Наивысший образец ирригационного хозяйства и наиболее развитой структуры чифдом являет собой, безусловно, месопотамский эталон. Исключительно благоприятные экологические условия Двуречья способствовали здесь очень раннему освоению речных долин и налаживанию ирригационного хозяйства. Кооперация с соседними скотоводческими районами способствовала регулярному взаимообмену, и это тоже давало интегрирующий импульс. Соперничество общинных лидеров, державших в своих руках контроль над определенным участком ирригационной сети, довольно рано привело здесь к появлению первичных территориально-кустовых структур типа простого чифдом: центральное поселение с окружавшей его небольшой периферией из тяготевших к центру мелких поселений с богатыми плодородными землями. Невиданная доселе производительность. труда при регулировании водного хозяйства вела к увеличению избыточного продукта, усилению обмена, приобретению богатств и к быстрой, пышной урбанизации. Символом .новых структур. здесь стали прежде всего божества, мощь которых олицетворяли храмы, символизировавшие сакральное величие «связующего единства». Возможно, что здесь, в Месопотамии, в весьма благоприятных для этнической пестроты населения условиях (все дороги вели к рекам, где селились шумеры, семиты и представители иных этнических общностей), именно вследствие этой пестроты не великий вождь, но безликий бог с вождем первосвященнииом, его служителем и представителем, стал первым символом раннего гетерогенного политического объединения типа чифдом. Храм, как известно, был связующим центром, средоточием административной власти, хранилищем имущества коллектива, пунктом редистрибуции, местом организации работ и отработок («храмовое хозяйство») и т. п. Позже, как известно, войны между мелкими чифдом древнего Шумера (Уром, Урутом, Латааием, Уммой и др.) ведя и здесь к созданию более крупных структур, аналогичных сложным составным чифдом и стоявшим на пути перехода к государству41.

Еще один пример — иньский Китай. Здесь ирригационное хозяйство вовсе не играло заметной роли. Однако принципы организации администрации сложились тем не менее примерно такими же, как и в описанных выше структурах. Иньокое общество в его развитом виде (аньянский этап) являло собой достаточно сложную иерархически организованную структуру во главе с правнтелем-ваном. Аппарат центра руководил как структурой в целом, так и центральной зоной, находившейся в сфере его непосредственной юрисдикции (С. 75-76). Главной функцией администрации была организационно-хозяйственная, о чем свидетельствуют данные иньских надписей, «рассказывающие о заботе вана и его чиновников об урожае, об организаций полевых работ и т. п. Разумеется, вана заботило также и положение дел на периферии, в тех региональных подразделениях типа простых чифдам, каждое из которых управлялось подчиненным ему вассалом-вождем из числа его родственников, приближенных, заслуженных аристократов. Простые региональные чифдом бывали подчас весьма крупными подразделениями: известно, что некоторые их вожди выставляли в случае нужды до 3 тыс. ополченцев. Нет полной ясности в вопросе, как был организован труд и как извлекался прибавочный продукт. Похоже на то, что для этого существовали специальные поля и что именно на таких нолях (подобно тому как это было в храмовых хозяйствах Шумера) специально выделенные для этого представители общин обрабатывали земли и обеспечивали урожай, который в отличие от урожая на общинных землях, о которых источники ни в Шумере, ни в иньском Китае обычно не упоминали, шел в сферу редистрибуции, т. е. на содержание аппарата власти и всех слоев, не принимающих непосредственного участия в производстве земледельческого продукта42

Приведенные примеры, число которых легко умножить, позволяют вывести определенные закономерности. Суть их в том, что в ранних политических структурах главной функцией возникавшей надобщинной политической власти обычно становилась организационно-экономическая, т. е. обеспечение структур в целом и поднявшегося над слоем производителей аппарата управления со всем обслуживающим его многочисленным персоналом, от воинов до ремесленников, слуг и рабов, необходимым для его существования избыточным продуктом. Контролировать рациональное использование общественных коллективных ресурсов с тем, чтобы за счет эффективной их реализации добиться максимизации экономической функции,— примерно так можно определить вставшую перед обществом задачу. Эта задача становится главной, на выполнение ее направлены асе усилия административного аппарата, в рамки которого так или иначе включены все слои, вставшие над крестьянином - производителем и в этом есть свой строгий внутренний функциональный резон: в соответствии с генеральным принципом реципрокности в укрупненной политической структуре происходит полезный и необходимый для нее взаимообмен деятельностью. Низы работают со все повышающейся производительностью труда, обеспечивающей возрастание избыточного продукта, тогда как верхи заботятся о технико-технологической и организационно-экономической сторонах производства таким образом, чтобы оно было эффективным и тем самым предоставляло возможность безбедной жизни для тех, кто сам не участвовал непосредственно в производстве пищи (С. 76-77). Разумеется, что при этом именно верхи сосредоточивали в своих руках право редистрибуции и осуществляли это право таким образом, чтобы за счет крестьянского труда были обеспечены устойчивость и благосостояние структуры в целом. Столь же естественно, что все возрастающий абсолютный объем избыточного продукта — что особенно характерно и типично, для стран с развитым ирригационным хозяйством — постепенно, но неуклонно идет не столько уже на необходимое потребление верхов (т. е. на удовлетворение их жизнеобеспечивающих потребностей), сколько на потребление престижное, включая пышное строительство (урбанизацию), изящные и изысканные дорогостоящие изделия ремесла, утонченные регалии власти и раритеты, огромные штаты домочадцев и обслуживающего персонала у власть имущих и т. д.

Разумеется, для выполнения этой главной функции нужны были и иные, включая военную (натравленную острием вовне данной структуры и служащую как для обеспечения безопасности, так и для распространения влияния и давления на соседнюю периферию или на соперников), медиативно - контролирующую (натравленную на решение внутренних конфликтов, погашение соперничества в рядах причастных к власти и т. п.) и, конечно, редистрибутивную (предназначенную для распределения избыточного продукта в соответствии с принятыми критериями родства, знатности, титула, должности, выполняемых функций, заслуг и т. п.). Но главное, что при этом чрезвычайно важно подчеркнуть,— основой всей ранней стратифицированной структуры, о которой идет речь, является именно объективная потребность увеличивающегося и усложняющегося общества в сильной и рационально организованной политической администраций, в эффективном и бесспорном авторитете высшего вождя, подчас уже обожествленного правителя. И этот важный вывод неизбежно сталкивает исследователя с проблемой взаимоотношения власти н собственности. Что первично в этой тесной взаимосвязи и что вторично? (С. 77).