Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аитова диплом.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
122.67 Кб
Скачать

1.3. Феномен политической коммуникации. Особенности осуществления речевого манипулирования в политическом дискурсе

Феномен политической коммуникации и политический дискурса как сферы реализации манипулятивного воздействия в настоящее время является объектом пристального внимания ученых. В последнее десятилетие проводилось множество исследований, посвященных описанию механизмов речевого воздействия на сознание массового реципиента именно в политической коммуникации. Большинство политических действия связаны с речевой деятельностью, следовательно, особенностью политики является ее дискурсивный характер. Язык нужен политикам, для того, чтобы информировать народ, убеждать, агитировать, проводить законодательные акты, то есть, язык – это главный инструмент власти.

Многие ученые задались вопросом, чем же политический язык отличается от других функциональных стилей, и существует ли таковой вовсе. Елена Иосифовна Шейгал в своей диссертации «Семиотика политического дискурса» приводит точки зрения на феномен политического языка разных ученых, ниже представлены основные из них:

  1. Такой язык существует, он является особой знаковой системой и предназначен для политической коммуникации, то есть для общения в процессе политической деятельности. Это мнение выразили А.Н. Баранов и Е.Г. Казакевич.

  2. Особенностью политического языка является не наличие специальных грамматических или стилистических форм, а специфика обстоятельств, в которых он задействуется. Например, когда политики, преследуя политические цели, общаются на политические темы, то они, следовательно, говорят на политическом языке. Эту точку зрения высказали П. Б. Паршин, Д. Грейбер.

  3. Особенностью политического дискурса является не форма, а содержание. В частности, Ю. С. Степанов указывает на наличие особой идеологии в языке политиков, что влечет за собой определенные грамматические и лексикологические изменения.

По мнению самой Е.И. Шейгал, отличительной чертой политического языка как специального подъязыка является «его доступность для понимания практически всеми членами языкового сообщества как следствие деспециализации политических терминов» [Шейгал, 2000]. Возможно, именно эта особенность стала причиной выражения многими исследователями скептицизма насчет существования политического языка.

Причем Е.И. Шейгал обращает наше внимание на то, то «политический язык» и «язык политики» являются различными по сути понятиями, и нам их не следует путать. Язык политики, или политический дискурс, подобно дискурсам других профессиональных сфер, это терминология и риторика политической деятельности, а политический язык предназначен для общения с массовым адресатом и доступен для понимания практических всех членов языкового сообщества. Именно через этот язык осуществляется убеждение и контроль населения, то есть манипулятивная деятельность политиков.

Мы, вслед за К.В. Никитиной, выделяем такие черты политического дискурса, как:

– «ораторство»: доминирует декламаторский стиль воззвания;

– пропагандистский триумфализм;

–идеологизация всего, о чем говорится, расширительное употребление понятий, в ущерб логике;

– преувеличенная абстракция и наукообразие;

– повышенная критичность и «пламенность»;

– лозунговость, пристрастие к заклинаниям;

– агитаторский задор;

– превалирование «Сверх-Я»;

– формализм партийности;

– претензия на абсолютную истину;

Эти свойства проявляют полемичность, вообще присущую политическому дискурсу и отличающую его от других видов речи. Эта полемичность сказывается, например, на выборе слов и представляет собой перенесение военных действий с поля боя на театральные подмостки. Такая сублимация агрессивности заложена (по мнению некоторых социальных психологов) в человеческой природе [Никитина, 2006].

Общественное предназначение политического дискурса состоит в том, чтобы внушить адресатам – гражданам сообщества – необходимость «политически правильных» действий и/или оценок. Иначе говоря, цель политического дискурса – не описать, а убедить, пробудив в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию. Поэтому эффективность политического дискурса можно определить относительно этой цели [Никитина, 2006].

Что же касается определения речевой манипуляции именно в предвыборном агитационном дискурсе, то здесь уточняющим фактором становится объект манипуляции – массовый реципиент – набор мишеней манипуляции которого отличается  от мишеней, используемых при манипуляции в межличностном общении. Отличием массового сознания от индивидуального или группового является то, что оно основано на знаниях, нормах, ценностях, выработанных всей массой общества в процессе общения членов общества между собой, а также их совместного восприятия социальной информации. Одним словом – массовое сознание имеет свою особую идеологию, контроль и управление которой является задачей государственных деятелей, в частности, накануне выборов.

Сотни лет политики оттачивали своё мастерство управления массовым сознанием. Результатом этого процесса сегодня является наличие множества различных манипуляционных стратегий и тактик, множества стилей коммуникации властей с народом. Одним самых распространенных стилей общения с массовым реципиентом стал популизм.

Политический словарь определяет популизм как стиль политической деятельности государства или других политических структур и институтов, опирающийся на примитивные лозунги, апеллирующий к настроениям масс и спекулирующий на внушаемости больших групп людей. Политики-популисты пользуются значительным успехом в периоды кризиса в стране, когда общество наиболее уязвимо и пустые, но звучание уверенно обещания популистов воспринимаются народом на ура, особенно на фоне его разочарования в привычных ценностях. Так, например, популизм периода развала СССР был основан на критике советской идеологии и особенно был актуален для Б.Н.Ельцина. В наши дни, когда страна вместе со всем миром переживает не только экономический, но и культурный кризис, популистская демагогия в политике набирает все большие обороты.

ВЫВОДЫ

  1. Манипуляция – это способ программирования реакции и поведения реципиента путем внедрения в его сознание установок, целей и мнений в нужном для манипулятора направлении.

  2. Имплицитность манипулятивного влияния, осуществляемая через воздействие на эмоциональную сферу человека, обеспечивает некритичное восприятие информации реципиентом.

  3. Основой исследования речевого манипулирования является рассмотрения средств языка, используемых для его осуществления.

  4. Речевое манипулирование осуществляется на трёх уровнях подаваемой реципиенту информации: фактическом, логическом, языковом.

  5. Необходимость коммуникации деятелей политики с народом привела к выходу политического языка из группы специальных языков и сделала его общедоступным для всех слоёв населения.

  6. В политической сфере языковое манипулирование нацелено на вырабатывание у широкой публики конкретных предпочтений, стереотипов, потребностей, предрассудков, вкусов, мнений, выгодных манипулятору.

  7. Реализация манипулятивного намерения политика-продуцента в предвыборном дискурсе имеет свои особенности, связанные с актуализацией определенных мишеней манипуляции средствами различных уровней языка.