Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аитова диплом.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
122.67 Кб
Скачать

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1 Определение термина «манипуляция»

В нашем сознании слово «манипуляция» обычно носит негативный характер и ассоциируется с неким нечестным и хитростным действием, осуществляемым над людьми с целью достижения корыстных намерений самого манипулятора. Однако изначально это понятие имело относительно положительное значение. Произошедший от латинского слова manipulus (manipulus > manus+pleo – горсть, пучок  > manus – рука, pleo – наполнять), термин «манипуляция» означал выполнение определенного действия руками, управление каким-либо сложным механизмом со знанием дела, с особой сноровкой, а также оказание помощи и т.д.

Тем не менее в современной литературе под манипуляцией понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание [Кара-Мурза, 2003].

Неоценимый вклад в исследование феномена манипуляции и изучение его механизмов с психологической точки зрения внес доктор психологических наук, профессор Е.Л. Доценко.

В своем научном труде «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» он проводит анализ многочисленных определений данного термина, приведенных российскими и зарубежными авторами, выводит общие критерии и, наконец, на основе полученных данных, предлагает читателю несколько определений, самое популярное из которых звучит так: «Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [Доценко, 1997]. Автор обращает наше внимание на то, что мастерство и искусность исполнения манипулятивного действия является одним из условий успешного программирования реакции у реципиента.

Кроме того, согласно предоставленному в книге профессора Доценко анализу общих критериев определений, немаловажным важным признаком осуществления манипуляции является имплицитность манипулятивных действий. Его точку зрения разделяет и Г. Шиллер, который уверен, что для достижения максимальной эффективности «манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно» [Шиллер, 1980].

Помимо вышеупомянутого принципа имплицитности, были также выделены другие принципы манипуляции, ниже представлены основные из них:

  1. Манипулятор должен обладать достаточным мастерством и сноровкой.

  2. Манипулятор относится к объектам манипулирования как средству достижения собственных целей.

  3. Манипуляция направлена на программирование мыслей, реакции, намерений и т.п.

  4. Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях - мишенях воздействия (духовные ценности и идеалы, которые будут подвержены манипуляции с их дальнейшей трансформацией).

  5. У так называемой жертвы манипуляции возникает ощущение самостоятельности приятого решения.

Г.В. Грачёв и И.К. Мельник считают, что выделенные Е.И. Доценко формулировки манипуляции относятся, в основном, к одной ее разновидности – межличностной. Они определяют манипуляцию несколько иначе, как процесс использования различных специфических способов и средств модификации поведения человека или целей, желания, намерений, отношений, установок, психических состояний и других его психологических характеристик в интересах субъекта воздействия, которые могли бы не произойти, если бы адресат знал в достаточном объеме данные, относящиеся к ситуации, в частности – какие способы применялись по отношению к нему или в каких целях они использовались [Грачёв, Мельник, 2002].

Э. Шостром, определяя манипуляцию, подчеркивает, что манипулятор также является жертвой своей жизненной установки. Он считает, что «манипуляция – это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других» [Шостром, 1992]. Помимо того, он делит всех манипуляторов на восемь основных манипулятивных типов в зависимости от избранной ими тактики: диктатор, тряпка, калькулятор, прилипала, хулиган, славный парень, судья, защитник. При этом Э. Шостром упоминает, что в каждом из нас «сидит несколько манипуляторов. В разные моменты жизни то один, то другой из них берется руководить нами» [Шостром, 1992].

Таким образом, обобщая вышеприведенные определения и критерии, можно сделать вывод о том, что манипуляция - это способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения, воздействие осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном для манипулятора направлении.

Кроме того, на основании суждения о том, что неотъемлемым принципом манипуляции является сокрытие оного воздействия от реципиента, мы можем сделать вывод о том, что манипулятивные действия рассчитаны не на логическое мышление реципиента, а направлены на эмоциональную сферу адресата, на его подсознание, что лишает его возможности воспринимать получаемую критически.

В частности, О. С. Иссерс утверждает, что «если убеждение осуществляется преимущественно с опорой на сознание, разум реципиента, то внушение  с опорой на эмоции. Внушая определенную мысль, субъект манипуляции апеллирует, прежде всего, к эмоциям объекта речевого воздействия, стремясь тем самым привести его в нужное для целей говорящего психологическое состояние» [Иссерс, 1999].

Доктор филологических наук М.Я. Гловинская также разграничивает в воздействии на сознание народа процессы убеждения и доказывания. При этом она утверждает, аргументы убеждения, в отличие от аргументов доказывания, могут быть обращены к разным сторонам человеческой личности: сознанию, эмоциям и воле реципиента воздействующего сообщения [Гловинская, 1993].