Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
т.9. РАП4525.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.47 Mб
Скачать

Часть 2-я. Военные действия в 1805 г. Аустерлиц

1. Два превращения пехотного полка, в котором разжалованный Долохов. Полковник узнает, что приезжает командующий, и полк из «растянутой беспорядочной толпы» превращается в красивые четырехугольники, стройную массу двух тысяч человек, в которой каждый знал, что ему делать.

Именно этот порядок господствует в доме Болконских и в голове князя Андрея. Он и исключает философствование. Солдатчина спасает Россию, но не оплодотворяет своим порядком жизнь.

Полковник – человек, все духовные силы которого посвящены полку. Он узнает, что Кутузову нужно показать полк уставшим, дабы не соединяться с австрийцами. В полчаса происходит переодевание и второе превращение полка. Из черного он становится серым, но порядок остается.

Второе превращение. Тут модель партизанской организации. Она спрятана, но при этом все продолжают знать, что должны делать.

Среди третьей роты выделяется синяя шинель Долохова, которому сам полковник позволил это. Он подходит и кричит. Долохов говорит, что может выполнить приказ, но оскорблений не стерпит. Полковник просит. Характерное отличие положения солдата и разжалованного в солдаты.

Что говорит Толстой этой главой? Во-первых, это алгоритм превращения России из колосса на глиняных ногах в непобедимый монолит. Во-вторых, подчеркнут ум и уровень отдельного солдата. Среди солдат не толпа, а люди, в том числе разжалованные. Уважение к разжалованному подчеркивает русское снисхождение к нарушителю. В бою именно такие люди наиболее полезны. В мире света они срываются на вылазки, а в бою совершают подвиги. Армия такой неупорядоченностью вбирает в себя материал, который в решающий момент непобедим.

Превращение полка – модель будущего превращения России в 1812 г. Под воздействием нападения врага русский мир становится упорядоченным и сильным. Правильность действия Кутузова вытекает из этого алгоритма. Русский становится иным и после захвата Москвы безжалостен. Важно, что Кутузов не генерал, которому важно, чтобы полк выглядел красиво, он стратег. В этом отношении Кутузов ‑ стратег противопоставлен Наполеону ‑ тактику. Кутузов проигрывает в 1805 г., потому, что не он выбирает стратегию.

Вообще Толстому свойственно образное сравнение, когда на карте боевых действий появляется змея, нарастающий шар, которые представляют собой одушевленное коллективное целое народа и мысли командующего.

2. Голос полковника, одновременно потрясающий душу, радостный для себя, строгий для полка, приветливый к командующему. Полковнику подчинение Кутузову нравится еще больше, чем командование. Это интересная черта, позволяющая полковнику не брать избытка ответственности за жизнь солдат.

Кутузов подходит к Тимохину и Долохову, вспоминает первого по Измаилу и обещает не забыть второго. Один из адъютантов Кутузова пародирует полковника, чем смешит второго; Болконский, третий адъютант Кутузова, этим не занимается.

Долохов также дерзко смотрит на Кутузова и просит только дать возможность загладить вину и показать преданность императору. Это похоже на поведение Пьера, который, не желая, нарушает учтивость, но в душе верен императору. Невольная ассоциация с Пьером, который незаконный наследник разжалованного Долохова. А проступок совершали вместе.

Далее хорошее настроение офицеров после смотра передается солдатам, они говорят, шутят. Кутузов радуется солдатской песне. Встреча радует обе стороны. Опять триада. Пьер – Долохов и Долохов – солдаты, а тут Кутузов – полковник и полковник – солдаты.

Важна встреча Долохова и Жеркова. Первый раз Жерков не заметил разжалованного, а после разговора того с Кутузовым предлагает помощь. Долохов его презирает. Он говорит то, что ему нужно, сам возьмет. Итак, Толстой показывает двух человек из буйного общества Петербурга: Долохов гордый, а Жерков как адъютант превращается в шута, которого невзлюбливает князь Андрей.

Итак, на войне есть разные состояния, но их не видно, ибо тут люди сцепляются в военные подразделения, которые могут быстро организовываться, обладать, подобно живому существу энергией, настроением, но не являются мирами. Тут есть состояния ожидания, которому противопоставлено состояние подвига, состояние готовности и рабочего состояния и противоположное ему – блеска и парада.

Армия дает представление о войне как мире порядка, выраженного в песне, шаге в ногу. Эти порядки армий сталкиваются и уничтожают друг друга.

3. Андрей служит у Кутузова. Кутузов оказывается прав, что не пошел на соединение с Маком, который появляется в его ставке без армии. Он капитулировал. Армия могла попасть в ловушку. Жерков раскланивается перед австрийцами. Андрей его ругает. Он говорит, что он офицер, которому важно общее дело, а не лакей, которому дела нет до господского дела. Это ключевое отношение к делу самого Андрея и ключ к служению его и его крепостных. Суть порядка Андрея. После этого Жеркова отсылают. Позиции Андрея и Долохова оказываются по отношению к Жеркову неожиданно близкими.

Австрийцы показаны как живущие и воюющие одинаково, по правилам. Свет со своими правилами и армия со своими, а по сути обе противостоят мирам с индивидуальной свободой. Они не говорят плохих известий и обманывают Кутузова. Тот просит Андрея обобщить сообщения, которые ими получались от австрийцев. Реальное положение дел австрийцы скрывают и требуют действовать исходя из плана и предполагаемого, а не реального положения дел. Положение армии Кутузова оказывается похожим на положение армии Суворова.

4. Ростов живет с Денисовым. Тот долго не является, значит, проигрался и придет злым. Игра – элемент военной праздности офицера. Позже Ростов повторяет путь Денисова и также проигрывается. Толстой показывает Денисова как предстоящее Ростова.

Приезжает Телянин. Денисов просит пересчитать деньги в его кошельке. Телянин крадет кошелек. Денисов его везде ищет и не хочет поверить в воровство офицера. Исходно Телянин не нравится обоим. Ростов находит Телянина в трактире и заявляет ему о воровстве. Тот пугается, просит не выдавать. Ростов испытывает облегчение, так как до конца не был уверен. Деньги он вору швыряет.

5. Офицеры осуждают Ростова за то, что он публично сказал полковнику о воровстве. Полковник обвинил Ростова во лжи, Телятина исключили из полка по болезни, чтобы не позорить полк. Ростов соглашается, что не дипломат и не прав, но извиняться перед полковником, признаваясь этим во лжи, не может. Это пример его честности.

6. Армия отступает, взгляд из штаба Кутузова и офицеров на местах. Мосты заминированы, выстрел в сторону неприятеля и ясное небо – ощущение войны.

7. Поток войск через мост как реки, с обрывками слов и реплик. Проплывает кибитка, телега, женщина. Реакция солдат. Навстречу пехотинцам идут гусары, которые прикрывают отход. Пехотинцы не принимают гусар.

8. Черта между рядами неприятеля и армией, невидимая граница смерти. Рано или поздно ее придется перейти. Под обстрелом все невольно смотрят на реакцию товарища. Жерков тут же, смотрит издали. Эскадроны отходят, надо зажечь мост. Ростов участвует в вылазке по поджогу заряда для уничтожения моста, они попадают под обстрел картечью. Это его первое боевое крещение.

9. Кутузов отступает за Дунай, идет на соединение с войсками из России. Разбивает дивизию Мортье. Солдаты оживляются. С этим победным духом Андрей скачет к австрийскому двору. Там его медлят, к военному министру, на завтра обещают представить императору. Он теряет свое радостное настроение. Дела переданы равнодушным адъютантам, характер ситуации мгновенно изменился. Тут австрийцы ведут себя опять как в свете. В отличие от русской армии и человека, способного принять военный порядок, австрийцы не способны жить вне порядка. В Петербурге в 1812 г. собрались такие же русские, не способные ни делать, ни воевать, зато вокруг Москвы собрались другие русские.

10. Князь Андрей в Вене останавливается у Билибина, оба делают быструю карьеру на разном поприще. Оба люди одного общества и работают с интересом к делу. Толстой вообще считает, что дело – главное для человека, тут кантовская мораль ‑ будь достоин и воздастся. Принцип жизни таких людей ‑ не «зачем», а «как» делать.

Важный разговор Андрея и Билибина. Тот говорит, что победа не блестящая, так как маршала в плен не взяли.

Билибин, по сути, воспроизводит отношение к войне, как и полковник Николая Ростова ‑ погибло на мосту всего два гусара. Это противостоит поражению австрийцев на мосту в дальнейшем. Жерков смеется над проигравшим Маком, в то время как Несвицкий потом говорит, что «им не лучше получилось». Это отношение войны к человеку имеет две черты, которые Андрей не принимает. Во-первых, ценность отдельной жизни в сражении не важна. Во-вторых, по мере изменения ситуации дипломат вынужден просчитывать предательство прежнего союзника, закулисные переговоры и капитуляции. Это Андрей воспринимает как предательство. Когда позже Кутузов посылает Багратиона на гибель, Андрей понимает, что он имеет на это право.

11. Билибин знакомит Болконского с тремя русскими, которых называет «наши». Среди них Ипполит Курагин, которого Андрей ревновал в Петербурге к своей жене, тут он играет роль шута. Билибин хочет познакомить Андрея с австрийским двором, но тот отказывается, хотя понимает, что ему оказана честь. Билибин угощает Болконского Ипполитом, Толстой показывает тут угощение человеком как непонятое самим человеком его раскрытие, в данном случае негативного существа (насмешка), у Анны Павловны Шерер, позитивного (виконта, сочувствие).

12. Толстой сравнивает Наполеона и его гасконцев, сначала с австрийцами, потом с Кутузовым, но главное ‑ Багратионом и князем Андреем. В этом ряду дано истинное отношение к войне Андрея, и место этого отношения в реальной ситуации.

13. Первое сравнение: поведение трех маршалов на мосту, который охраняют прочные укрепления и 15 000 австрийцев. Маршалы приезжают, махая белыми платками, и сообщают о перемирии. Ведут беседы, а в это время эскадрон солдат крадется к мосту, разминирует его. Когда сержант австрийцев хочет стрелять по французам, его руку отводит один из трех французов. Сержант пытается доложить генералу, и тогда Мюрат говорит, что не верит глазам, где же та хваленая австрийская дисциплина, как младший обращается к старшему по званию. Рассказы про это Несвицкого сопровождаются комментариями, что у австрийцев сержант умнее генерала. Так французы захватывают мост без потерь, отряд генерала капитулирует, а русская армия оказывается в положении сходном с положением Мака. Это же говорит и Несвицкий. Опять важные события Толстой дает в слухах, пересказах. Эти слухи можно сопоставить с австрийскими. Болконский, проведя день на приемах (вначале у императора, после чего с ним все захотели познакомиться, пригласить), так ничего о поражении не узнает. Он возвращается к Билибину, который собирает вещи, идет поспешная эвакуация. Болконский ничего этого не заметил во дворе. То есть слухи русские распространяются так же, но более точны. Австрийская система слухов негативное не передает, русская же в основном передает негативное. Австрийская передает своим, но не чужим, т. е. австрийцы не хотят позора, даже в случае необходимости. Русские же позорятся, сами того не замечая.

Важным моментом является возвращение князя Андрея. Билибин говорит, что его задача остаться и сохранить жизнь. Пусть неумные, не способные думать, погибают героями. Андрей едет спасать армию, мечтая о славе Наполеона. Приехав, встречает Кутузова, который посылает отряд Багратиона опередить Мюрата, дабы сохранить коммуникации отступления. Андрей просится в этот отряд. Вот там приобретается слава. Но Кутузов его не пускает. Андрей для подвига Наполеона выбирает не то место, хотя в русской армии полковник должен исполнять приказ. Так что в ней нет места подобного наполеоновскому. Ближе всего к Наполеону Багратион и Кутузов. Багратион более похож на Мюрата, его отряд Мюрат принимает за основные части русской армии и отступает. Наполеон, приехав, возобновляет движение, но русская армия спасена. Кутузов дан как русская альтернатива Наполеона, он не может использовать свои возможности, имея дело с австрийцами. Те воюют правильно, эти правила Наполеону известны, поэтому он заранее знает их ходы. Убедить их совершать нетрадиционные ходы Кутузов не может.

Возвращаясь, Андрей сталкивается опять с толпой. Отступающая русская армия, с ссорами, толкучкой, неразберихой. В итоге возвращения Андрей не становится героем и упускает возможность карьеры, которая открывалась ему при австрийском дворе.

14. Мюрат принимает отряд Багратиона за основную армию и просит трехдневного перемирия. Кутузов откликается, посылая парламентера. Эта ситуация похожа на попытку переговоров Наполеона после пожара Москвы. Наполеон пишет письмо о решительном действии: вы обманули австрийцев и обмануты русскими.

15. Князь Андрей упросил все-таки отправить его к Багратиону. Он просится посмотреть дислокацию и ведет себя скорее как военный летописец, что близко самому Толстому. Он записывает в блокнот расположение войск, делает на плане заметки, пишет обо всем отцу. С батареи Тушина действительно все видно. Тушин напоминает Пьера, он вызывает симпатию Андрея. Тот слышит голоса из шалаша. В фигуре Тушина Андрей видит что-то комичное, совершенно не военное, но привлекательное. Ближе к фронту вид войск более строгий и готовый. Еще картинка, когда Андрей возвращается, он видит те же войска, после начала они оживлены и готовятся.

В центре перепалка Долохова с французом, а потом Сидорова. Противопоставление двух споров, дворянского (Долохову не удается испугать французского гренадера) и крестьянского. Сидоров так говорит, что раздается здоровый русский хохот.

16. Андрей у Тушина. Рассуждения о поле боя.

17. Началось. Тушин начинает стрелять по деревне, чтобы ее зажечь и тем остановить наступление в центре. Багратион дает всем команду отступать за овраг, а про Тушина забывает.

Характерное поведение Багратиона. Он офицерам, подъезжающим говорить о поражении, кивает, как будто так и предусматривалось, и те, одушевленные, едут обратно. Войска же, видя его, оживляются.

18. Багратион в центре. Полковой командир словно советует ему отъехать, как плотник барину, взявшемуся за топор. Багратион ведет войска, французы отступают. Князь Андрей, вовлеченный в бой, испытывает счастье.

19. На левом фланге ссора командиров пехотного, где Долохов, и конного полка, где Николай Ростов. Багратион посылает Жеркова, но тот боится ехать к фронту. Атака конницы. Ростов падает с лошадью. Очнувшись, видит наступающих французов и бежит. Его переживание несправедливости того, что французы хотят убить его, кого все любят. Это переживание потом Толстой дает Пьеру и Болконскому в ожидании смерти. Ростов бежит в лес, где наши стрелки. Толстой сохраняет форму описания. Главные его герои как бы присутствуют во всех описываемых событиях, иначе события передаются с помощью слухов. Эти две формы передачи, и нет военных сводок, где человека не остается.

20. Подвиг Долохова в пехоте. Солдаты смешались. Командир пытается остановить их, но они не слушают ранее грозного голоса. Рота Тимохина во главе с Долоховым резко нападает из леса, французы бегут. Долохов ранен, но остается, первым берет в плен французского офицера. Батальоны собираются в порядок. Долохов все докладывает полковому. Именно сюда побоялся скакать Жерков.

Тут же батарея Тушина. Тушинцы бьют по пожару, потом, когда пехота наступает, картечью отбивают четыре атаки, затем против них десять орудий, стреляют по орудиям. Почти половина прислуги пушек выбывает, его помощник убит в начале боя, но Тушин бегает, помогает, считает снаряды, не чувствуя страха и воодушевляя солдат, которые на две головы выше своего офицера.

Тут характеристика мира войны дана как постоянный, оглушающий гул и суета между орудиями, оттаскивание мертвых и раненых. Заряжающий первого орудия, в миру пьяница, был у Тушина дядя, он любовался каждым его движением. Пушки французов – трубки, которые пыхали. Старинная пушка – Матвеевна, которую он уговаривал. Это свой, привычный мир Тушина. Сам себя Тушин в эти мгновения представлял огромным мужчиной, который двумя руками швырял ядра во французов.

Появился адъютант Багратиона и приказывает отступать, но ядра его пугают, он бежит. Потом появляется Андрей, помогает увезти две уцелевшие пушки. Когда он прощается с Тушиным, тот плачет.

Таким образом, Толстой дает сравнительные ситуации трех родов войск, переживания и значения каждого, а также поведение командиров. Линия соприкосновения – главное для Ростова, который олицетворяет конницу, путаница и яростное «ура» для пехоты, которая дана через Багратиона, Андрея и Долохова. Здесь мало можно разглядеть, только крики, настроения, выстрелы. Наконец, особый мир Тушина – мир артиллерии. Толстому ближе всего позиция артиллеристов.

Интересна аналогия Тушина и Наполеона, Наполеон прославился, удачно расположив артиллерию вокруг осажденного города, вынудив противника капитулировать. Аналогичный подвиг совершает Тушин, который является очередным напоминанием обилия Наполеонов в русской армии.

21. Отступление, которое после боя уже не похоже на бегство толпы. Тушин не отвечает командующим тут адъютантам Багратиона и присаживает контуженного Ростова на телегу.

Особенное поведение войска в отступлении после боя, наступает вечер, зарево пожара в деревне в центре фронта французов. Эта атмосфера передается и раненому Ростову, который не может успокоить боль в руке. Ростов про себя думал, что он никому не нужен. Это контрастирует началом его бегства, когда он думал, что все его любят. Ранение Ростова напоминает эпизод с автором, который во время работы над «Войной и миром» упал на охоте и сильно повредил правую руку. Боль долго не утихала, ему пришлось ехать в город, на операцию.

Болконский спасает Тушина, который не решался кого-то обидеть, объяснив, что у батареи не было прикрытия, и поэтому он не мог увезти пушку. Болконский высказывает мнение, что батарея Тушина спасла их. Багратион не решается ни поддержать резкое высказывание Болконского, ни противоречить ему. Тут Толстой дает описание событий со стороны полковников, и оно не совпадает с видениям участников событий и автора. Событие и слух о событии явно противоречат друг другу. Высказывание же Болконского – исключение. Багратион, видимо, не верит до конца всем говорящим. Болконский рассуждает о военных действиях по-книжному.