Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на вопросы по МЧП.docx
Скачиваний:
87
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
285.16 Кб
Скачать

48. Обязательства из причинения вреда и неосновательного обогащения: виды деликтных обязательств, правовое регулировании.

Во многих странах коллизии законов в области обязательств вследствие причинении вреда решаются исходя из закона места совершения правонарушения. Выбор права места деликта в качестве ведущей коллизионной нормы закреплен в законодательстве Австрии, Германии, Греции, Италии и др.

Проявлением современных подходов стало комбинированное применение закона места совершения правонарушения и иных коллизионных правил, отсылающих к законам гражданства, места жительства сторон, места регистрации т/с. Эти тенденции прослеживаются в развитии зарубежного законодательства, в международной договорной практике.

Виды:

- ДТП. Пример: немецкий гражданин устроил ДТП, ранил своих пассажиров – на основании коллизионных норм, действующих в Германии, прежде всего должно применяться право места, где произошло ДТП. Кроме того, может быть применено право места жительства лица, обязанного возместить вред, и лица, которому был причинен вред.

Для ряда еврогосударств действует Гаагская конвенция о праве, применимом к ДТП 1971 года. Конвенция носит характер «единообразного закона», поскольку она подлежит применению в каждой стране-участнице даже в том случае, если применимым является право государства, в конвенции не участвующего. Поэтому положения этой конвенции могут быть применены в Европе и в отношении российских граждан в случаях ДТП.

Гаагская конвенция говорит о том, что если причинитель вреда и потерпевший имеют одно место жительства в одном государстве, то применяется правопорядок этого государства. Но если у них нет общего места жительства – применяется закон места совершения правонарушения. Если последствия наступили в другом государстве – претензии подчиняются праву этого государства. Конвенция устарела;

- Катастрофы в воздушном сообщении. Основное значение в этих случаях имеют материально-правовые нормы, содержащиеся в международных соглашениях. В соответствии с Варшавской конвенцией о международных воздушных перевозках 1929 года и Гаагским протоколом 1955 года применяются нормы внутреннего законодательства.

Три особенности здесь:

- если катастрофа над открытым морем – право страны, на территории которой имело место действия, повлекшее причинение вреда, страны места постройки или места регистрации воздушного судна;

- при воздушных катастрофах часто идут коллективные иски к нескольким ответчикам;

- при коллективных исках может быть проблема применимого права (истцы в разных государствах) и проблема определения подсудности.

Для России действует Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 года. Эта конвенция определяет потолок ответственности, но ограничение ответственности не допускается, если ущерб был причинен в результате преднамеренных действий эксплуатанта воздушного судна, либо его служащих и агентов, совершенных в целях причинения ущерба, при условии, что служащий действовал при исполнении служебных обязанностей и в пределах своих полномочий. Ответственность эксплуатанта воздушного судна наступает и при наличии непреодолимой силы в виде стихийного бедствия, исключительного по своему характеру.

Согласно Варшаве и Гааге ответственность перевозчика за вред пассажиру, багажу, ручной клади и грузу ограничена определенной суммой.

- Морские катастрофы. При морских перевозках в случаях причинения вреда пассажирам и грузам применяются положения международных конвенций и внутреннего законодательства. Для нашей страны действует Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года. Россия присоединилась к Протоколу 1992 года об изменении этой конвенции. Для нее характерны преобладание унифицированных материальных норм, ограничение компенсации по объему и по времени, объективная (абсолютная) ответственность причинителя вреда, система мер обеспечительного характера, включающая наряду с обычными предписаниями деликтного права институты обязательного страхования ответственности. Пределы ответственности собственника судна за загрязнение довольно высоки. Ответственность носит более строгий характер, чем основанная на принципах вины. Она наступает в любом случае, пока собственник не докажет, что был форс-мажор.

- Атомная энергетика. Многосторонние соглашения (Парижская конвенция об ответственности перед третьими лицами в области ядерной энергии 1960 года, Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 года, Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года, Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 года) исходят из принципа компетентности судов страны, в которой произошло соответствующее действие. При этом должно применяться право страны суда. Подлежит применению право страны суда, включая правила этого права, относящиеся к коллизионному праву. Однако многие страны не присоединились к этим конвенциям.

К особенностям гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб относят сосредоточение («канализирование») ответственности на операторе ядерной установки (ядерного судна), ответственность при отсутствии вины причинителя вреда, ограничение ответственности по размеру и во времени. Составной частью режима гражданской ответственности за ядерный ущерб является система финансового обеспечения, которая включает в себя институт страхования и институт государственного возмещения и определяет пределы и условия ответственности страховщика и государства.

(Богуславский)