Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хистори 38-47.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
663.67 Кб
Скачать

4)Отношение в обществе к реформам Столыпина.

Отношение в стране к политике Столыпина было сложным.

С одной стороны, несмотря на революционное затишье, были по-прежнему сильны антиправитель­ственные настроения.

-Крестьяне были разочарованы тем, что им не отдали помещичьи земли, а предлагали ехать невесть куда. В крестьянское сознание все глубже внедрялась идея перераспределения земли революционным пу­тем.

-Дворяне видели в Столыпине лишь разрушителя «вековых усто­ев». Им нужен был премьер-успокоитель, в премьере-реформаторе они не нуждались.

-Либеральные интеллигенты не могли простить Столыпи­ну военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления.

-Для членов рево­люционных партий премьер-реформатор навсегда остался «душителем революции», «вешателем», реакционером.

-Национальные меньшинства также не питали к нему любви.

С другой стороны, единственной силой, объявившей о своей поддержке всех столы­пинских начинаний, были октябристы, стоявшая за ними патриоти­чески настроенная русская буржуазия, часть интеллигенции и чи­новничества. Они одобряли как наведение порядка самыми крутыми мерами, так и осторожные, продуманные реформы. Однако вскоре Столыпин лишился поддержки октябристов.

-Они бы­ли недовольны нерешительностью премьер-министра в проведении политических реформ.

-Кроме того, октябристы обвиняли Столыпина в том, что он слишком часто пытается действовать в обход Государ­ственной думы. Весной 1911 г. А. И. Гучков решил открыто порвать с П. А. Столыпиным и сложить с себя полномочия председателя Го­сударственной думы.

Самым неприятным для Столыпина обстоятельством было то, что его курс перестал поддерживать и Николай II . И не потому, что царь боял­ся остаться в тени на фоне яркой фигуры премьер-министра, как счита­ли многие. Николай II интуитивно чувствовал, что, несмотря на искрен­нее убеждение Столыпина в необходимости укрепления самодержавия как главного инструмента преобразовательного процесса, в «столыпин­ской России» самодержавная власть уже будет не нужна. Оправившись от испуга революционных лет, император все больше прислушивался к мнению консервативных сил в своем окружении. Все ждали отставки Столыпина. В придворных кругах даже обсуждали его новое назначение — наместником на Кавказ.

В конце августа 1911г. Столыпин прибыл в Киев на торжества, связанные с открытием памятника Александру II. Между тем террористы готовили новое покушение на премьера. Об этом знала царская охранка, но не приняла по сути дела никаких предупредительных мер. 1 сентября 1911г. эсер Дмитрий Богров(одновременно был платным агентом охранки) смертельно ранил Столыпина. Большинство историков склоняется к мнению, что убийство Столыпина произошло при попустительстве охранки, что руками террористов царь и двор были избавлены от ставшего неугодным Столыпина.

Столыпин оказался в одиночестве: его деятельность подвергли критике все общественные силы. Реформы оказались не в состоянии предупредить новый революционный взрыв, тем более в условиях мировой войны.