Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Апресян Р.Г. Этика.doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
291.33 Кб
Скачать

Дополнительная литература

Брентано Ф. О происхождении нравственного сознания. С. 43-45.

Зубец О.П. Эстетическое и этическое в философии, морали и искусстве // Этика: новые старые проблемы. С. 108-125.

Лосев А.Ф. {О возможной моральности катарсиса} в: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. IV. М.: Искусство, 1975. С. 204.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 2. Об аффектах [I.7-8] // Указ. изд. С. 33-46.

Тема 27. Этический перфекционизм (Лекция)

1. Идея нравственного совершенства. Представление о цели и осуществленности замысла как источник идеи совершенства. З.Фрейд об опыте удовлетворения и неудовлетворения потребностей как возможной основе представлений о совершенстве. Совершенство как идеал и совершенствование как процесс достижения идеала. Критика Кантом попыток обоснования нравственности через принцип совершенства. Сотериологические учения о совершенстве платонизма, буддизма, христианства. Перфекционистский смысл требований религиозной нравственности: "Имей в себе Бога" и "Относись ко всему по-Божьи".

2. Этика и мистика. Ориентируя на идеал, мораль ставит человека в позитивное отношение к абсолюту и тем самым обнаруживает себя с мистической стороны. Несводимость мистики к ирраци­ональному, таинственному, непознаваемому. Мистика и духовность. Требования, предъявляемые к человеку мистикой и этикой.

3. Аскетическая нравственность. Аскетическая практика как средство духовного и нравственного очищения личности, преображения и одухотворения ее повседневной жизни. Индуистская и христианская традиции аскетизма. Жизнеутвердительные и жизнеотрицательные тенденции в аскетической практике. Критика Ф.Ни­цше аскетического идеала. В.С.Соловьев и Н.А. Бердяев о принципах аскетической нравственности. Положительная аскетическая практика как средство и основа реализации более общих нравственных ценностей.

4. Путь совершенствования. Парадокс совершенства. Совершенствование и творчество; совершенствование и милосердие.

Литература

К вопросу 1:

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 58–64, 181-189, 217-219, 378-390.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою [19-21] // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т.4 (2). М.: Мысль, 1965. С. 320-321, 326-328.

Ролз Дж. Теория справедливости. С. 285-291.

Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. С. 336-359.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Фрейд З. Основной инстинкт. М.: Олимп; АСТ-ЛТД, 1997. С. 431–512.

К вопросу 2:

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, С. 158-175.

К вопросу 3:

Ницше Ф. К генеалогии морали [III] // Указ. изд. С. 472-524.

Соловьев В.С. Оправдание добра // Указ. изд. С. 135-152, 246-266, 303-308.

Дополнительная литература

Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Указ. изд. С. 152-153.

Зиммель Г. О сущности культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. М.: Юристъ, 1996. С.475-482.

Текст для обсуждения и.А.Ильин о нравственном совершенствовании человека

Человек не праведник, и борьбу со злом он ведет не в качестве праведника и не среди праведников. Сам тая в себе начало зла, и поборая его в себе, и далеко еще не поборов до конца, он видит себя вынужденным помогать другим и в их борьбе и пресекать деятельность тех, которые уже предались злу и ищут всеобщей погибели. Пресекающий сам стоит в болоте, но нога его уперлась в твердое место, и вот он уже помогает другим, засасываемым трясиною, выйти на твердое место, стремясь оградить их и спасти, и понимая уже, что сам он уже не может выйти сухим из болота. Конечно, от слабости и от бездны никому не поможешь и никого не укрепишь, но из малейшего проблеска силы, видения и веры - может уже произойти начало спасения. Тот, кто сам уходит в трясину и захлебывается, тот, конечно, не борец и не помощник, но утвердившийся - уже помощник и уже борец, хотя и стоит сам в болоте. И не странно было бы видеть его полное безразличие к погибающим и слышать лицемерное оправдание, что «помогать вообще может только тот, кто стоит на берегу», и что он « тоже поможет кому-нибудь, когда сам выберется из болота и совсем обсохнет, но и тогда с тем, чтобы самому никак не забрызгивать свою одежду»…

Человек, искренно любящий и волею ведомый <...> начинает не сверху, от идеала, а снизу, от беды и от нужды. И он прав в этом, ибо разумно и реально – идти в борьбе со злом не от максимума нравственного совершенства, закрывая себе глаза на свою неправедность и на всем присущую грешность, а от наличной ситуации злых страстей и благородной воли, отыскивая возможный минимум греха и возможный максимум помощи и укрепления. Это совсем не значит, что человек должен погасить в себе волю к нравственному совершенству; напротив, эта воля необходима ему до последнего издыхания. Но это значит, что наивная фантазия о его легкой доступности извинительна только детям; быть святым в мечтании не то же самое, что быть святым на деле: и от восприятия этого различия, от его проникновенного постижения душа человека мудреет и закаляется. Человек постоянно должен растить и укреплять в себе волю к нравственной чистоте, чистую и искреннюю волю к полноте духовной любви и к ее цельному излиянию в жизненные дела, но он не должен воображать, что это ему легко и быстро дастся. Однако чем большего он в этом достигнет, тем менее неправедный или, что то же самое, тем более праведный исход ему всегда удастся найти. «Большего» достигает тот, кто ищет «всего»; но бывает и так, что неразумное, настойчивое требование «всего» отнимает у человека и «меньшее». Ибо есть определенные жизненные положения, при которых заведомо следует искать не праведности и не святости, а наименьшего зла и наименьшей неправедности, и в этих случаях практический максимализм всегда будет проявлением наивности и лицемерия".

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою [19] // Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: МФФ, 1993. С. 440-441.