Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
+Русская журналистика.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
206.85 Кб
Скачать

09.02.12

1868-1898(99) гг. изучаются на этом курсе.

Цензурное положение печати во второй половине 19 века.

Отмена крепостного права привела к странному положению в России. "У нас все переворотилось и только укладывается". Реформа буржуазная, с развитием товарных отношений в стране, но была проводима дворянами и потому не была до конца буржуазной. Привязанность крестьянина к земле - условная свобода человека. Это порыло положение сельского хозяйства и промышленность.

Политические реформы (земская, образовательная, судебная) Александра 2. Не были созданы условия для политической модернизации страны => не было и основы для должного проведения отмены крепостного права.

"Либерализм в полицейском футляре". Все реформы проводил министр внутренних дел Валуев (1815 года рождения; был знаком с Пушкиным, по любви женился на дочке Вяземского; в 1838 году входил в кружок 16ти, где был и Лермонтов - оттуда его либерализм; был и журналистом!). Считал, что печать - очень важное орудие в проведение реформ. Считал, что печать нельзя душить, ею надо управлять. Нужна некоторая свобода слова для борьбы с оппозицией, потому что бороться с результатом без свободы слова невозможно (нужно же цитировать своего собеседника, ссылаться на него, а сослаться на то, что запрещено, невозможно).

1862-правительственная газета "Северная почта", печатает только документы. Но понимает, что это не то, что нужно.

1863-вкладывает деньги мвд в "Русский собеседник".

Столичная печать освобождалась от предварительной цензуры, а провинциальная была вся подцензурна. Для того, чтобы издаваться, надо было внести залог (2500-5000 рублей). Ведение цензуры переход до из министерства просвещения в министерство внутренних дел, то есть полиции. Еще Булгарин предлагал эту идею Николаю 1.

Главное управление по печати создается при министерстве внутренних дел, но это не отменило цензурных комитетов- они сохранились. Это означало, что редактор и автор могли напечатать и издать что угодно, но потом могли все это отчитать цензоры, после чего решалась судьба: при нескольких предупреждениях закрываются либо на год, либо вообще.

Это было кошмаром для издателей, так как газеты таким образом душились. Им не давали работать. Потому редакторы вводили домашнюю цензуру, прикармливали цензоров.

Эти условия иногда нарушались (пример - цензура столичного журнала "Дело").

Были и циркуляры, уточняющие этот закон: второй запрещал печать отчеты о деятельности городских и земских собраний (так как это были всесословные собрания, изыскивающие деньги из своих внутренних возможостей - налогов, из-за чего страдали крестьяне, потому это не следовало освещать). Запрещалась розничная продажа газет в качестве наказания по другим циркулярам, а также метод управления- запрет реклама.

В 1866 году Валуева ушли.

4 апреля было совершено первое покушение на Александра 2. В политике власти все изменилось. Валуева посчитали слишком либеральным; советником А2 стал Михаил Муравьев (Муравьев-Вешатель, участвующий в действиях против Польши, а до этого присутствовавший еще мальчиком на собраниях декабристов). Лишь позднее Валуева снова приглашают во властную структуру.

Валуев очень много писал: пьесы, романы и так далее.

В 1882 году появляется новый закон о печати: усовершенствование. После 3 предупреждений теперь можно закрывать издание; демократическая печать в чистом виде именно после закона перестает существовать. Появляется требование раскрытия анонимных и псевдонимных авторов. Вводилась предварительная цензура для изданий, уже имевших предупреждения - то есть практически для всех. Возможность освободиться от предварительной цензуры приводила к экономической несостоятельности.

Все это не мешало русским журналистам писать правду, и потому можно доверять всему тому, что тогда было написано. Это очень важный исторический источник. Эти материалы давали цифры и данные. Если сравнить то, что написано даже эзоповским языком и то, что написано в авторских письмах, то эти авторы статей сказали все, что хотели - даже эзоповским языком.

16.02.12

Журнал "Отечественные записки". Пережил трех императоров. При Александре 3 в 1884 году был закрыт. Причем большая часть истории журнала связана с Краевским. Издателем он был как раз до 1884 года. Краевский уйдет из жизни в 1889 году - как и Щедрин. Лучшие годы - с 1839 по 1836 год, когда там появился Белинский, будущие западники-либералы и западники-демократы.

В конце 1846 году один из самых молодых работников (Некрасов, ему было 25 лет) уходит и берет в руки "Современник". Тогда Краевский поклялся, "что больше никогда ТНК будет иметь дело с этим мальчишкой". В 1866 году журнал называли трупом, в котором червякам скоро будет нечего есть. Краевский оказался перед вопросом, что же делать дальше: либо закрывать журнал, либо искать хорошего редактора. Все хорошо складывается для Краевского - но не для Некрасова. "Современник" в то время закрывается, получив три предупреждения; закрывается и журнал "Русское слово" Благосветова. Все это случается после покушения на Александра 2, что было большим потрясением для России. Муравьев тогда сказал: "Власть потрясена; я лягу костьми, но доберусь до корня зла" (?). В печати начинается вакханалия. Катков к тому времени уже сильно поправел. В 1863 году еще и было Польское восстание. И это сгущение событий, когда Катков говорит, что стрелял, конечно, поляк - кому еще стрелять? - Благосветова находит издателя Шульгина, который регистрирует издание "Дело". Как только закрывается "Русское слово", все переходят в "Дело". Некрасов этого не сообразил: он был дворянином, поэтом, считал, что сможет спасти себя и свое издание. Написал два стиха: Осипову и Муравьеву. Это не спасло. У власти возникло ощущение, что Некрасова можно сломать.

В это время Некрасов пытается выкупить газету "Неделя", а Краевский предлагает сдать ему в аренду свой журнал. Некрасов сомневался, стоит ли принимать это предложение. Однако власть считала, что ни в коем случае нельзя давать Некрасову газету. Когда Некрасов понимает, что другого пути нет, он заключен договор с Краевским.

Этот договор был сложным для обоих. По договору Краевский оставался издателем, Некрасов должен был после второго предостережения разрешить Краевскому вмешаться в политику журнала (то есть имел меньше возможностей, чем другие, так как по закону терпели три предостережения, а потом уже лишали прав на издание журнала в течение полугода); не имел права критиковать газету "Голос", издателем которой был как раз Краевский - журнал Некрасов будет формировать как демократический, а Краевкий определенный период с этим должен был мириться, но Некрасов был ответственен перед читателями за то, что такие идеи сложно продвигать запросто, их нужно было выдвигать путем критики либерализма. Когда журнал ограничен с полемике с самым тиражным изданием, это мешало. Некрасов был вынужден был на это согласься. Потому этот договор - некий поединок с Краевским, который Некрасов до конца своей жизни умел выигрывать, хотя ему было очень трудно (об этом свидетельствует одно из стихотворение - "Прости, о Родина, прости").

Сложность была в формировании реакционного кружа. Он не мог, как яблагосветов, просто взять своих бывших сотрудников. Во-первых, они многие сосредоточились в "Неделе". Многие считали, что Некрасов продался. В "Искре" была карикатура: Краевский и Некрасов протягивает друг другу руки, а дух с головой Белинского удивленно развод руками. Михайловский писал, что его силком тянули в этот журнал, он отказывался, так как ему казалось, что редактор в чем-то изменил своим убеждениям. Некрасову это было особенно больно. В 1868 году первые номера делали три человека: Некрасов, Елисеев, Щедрин + Писарев, который уходит от Благосветова, и Мария Константиновна Цебрикова. Эти люди помогли начать журнал. И прошел почти год, прежде чем все убедились, что Некрасов все тот же.

Некрасову как редактору было важно идейное наполнение, а не возраст сотрудника (так было и в "Соврменнике" - призывал демократов, отделившихся от западничества) - во времена мрачного семилетний; после мрачного семилетия ему были важны и идеи, и юный возраст. В этом журнале Некрасов делал ставку не только на старых обветренных друзей, но и на молодых - потому ему был так важен Михайловский, которого ему нужно было при этом еще и отстоять перед Краевским. Он считал его самым даровитым, подставлявшим будущее. Михайловский был демократом, но его демократии отличался: он был народником - это та ветвь демократия, которая уходит от объективного понимания мира развития России, уходит от опыта Европы и так далее. Некрасов эти идеи не разделяет, но ценит его талант считает, что именно эти идеи востребованы читателем.

Было два сотрудника, которых Некрасов не взял из "Современника": было такое распоряжение цензуры, но Некрасов отказал им еще ДО этого указа. Первым был Антонович, который выглядел догматично, который вступил в полемику Писарева. И Некрасов берет на его место именно Писарева, наступает на свои личные предпочтения. Други был Юлий Жуковский, которого считали очень радикальным публицистом, хотя это была только внешняя оболочка. Вообще "Современник" закрывали за внутренние обозрения Елисеева, которого посадили в тюрьму. Нужно было внести залог, чтобы его освободили до суда. У Некрасова денег не было, он попросил Жуковского, который денег не дал - не из жадности, а от страха замараться. Для Некрасова это было знаком. После этого он с ним не общался.

К 1869 году сформировывается облик журнала. Отдел беллетристики поручил Щедрину - фактически второму редактору журнала. Взял именно его, этому были причины. Основным соперником был журнал "Дело"- тоже демократический, где работал в отделе беллестристики Шеллер-Михайлов. Он считал, сто главное в литературе - идея, потому брал второстепенных писателей и не востребованных. Щедрин считал, сто идея - дело хорошее, но если произведение плохо написано, то и нечего его брать. Поэтому сам Щедрин свои очерки печатал в том же отделе, несмотря на то, что его очерки - не беллетристика, а публицистики. Делал так, потому что это первая часть журнала.

Отделом поэзии заведовал Некрасов. Самым интересным поэтом был Плещеев. С 1872 года он станет секретарем журнала, а с 1878 года, после смерти Некрасова, становится во главе отдела.

Вторая часть - это публицистики. Общее руководство осуществлял Елисеев. Он постепенно уходил к народничеству, в отличие от Щедрина, но они существовали. Там были внутренние обозрения, которые вел Демерз. Второй отдел - иностранная хроника. Некрасов пошел по пути Благосветлова и приглашает французского либерала Шассена. Он был типичным западным журналистом, которому было все интересно - будь то сенсация политического или скандального характера. Все это он и посылал.

Переводчика были также важны. Первым был Курочкин, по первой профессии - морской врач, попавший по работе в Лондон и по знакомившийся с Герценом, за что ему было запрещено вести свое издание. Был в отделе библиографии, где вел маленькие рецензии. Туда вставилось то, что могло не понравиться цензуре. Ог и переводил Шассена. Потом переводчиков стала Е.К. Бартеньева, имевшая за плечами очень интересное биографию. Она была участниц ей интернационала, французской коммуны, писала статьи в австрийский газеты после возвращения в Россию. В этой ситуации переводчик - тот, кто мог выбрать нужное слово для того, чтобы важная новость для России заиграла. Это было особенно важно после разгрома коммуны и после 1881 года. Соотнести то, что происходит во Франции и в России - очень важно.

Отдел литературной критики - Писарев. Его статьи "Старое барство", "Французский крестьянин в 1789 году". Детально исследователи вопрос, как крестьянин мог стать движущей силой буржуазной революции. Но в 1868 году Писарев утонул под Ревелем. Тогда Щедрин берет на себя роль литературного критика. Две программные статьи: "Напрасные опасения" и "Уличная философия" (посвящена "Обрыву" и Волохову в первую очередь; + стоит пойти литератору на поводу у улицы - и он погибнет). Приходит и Скобичевский (из "Недели").

Иходит наконец и Михайловский. Выступает в разных ипостасях- и как литературный критик, и как публицист. Мысли о цене и ценности прогресса. Всякий ли прогресс может иметь ценность, и какова цена того процесса. Трактат "Герой и толпа". Ценит труд Маркса "Капитал". Сделал для журнала очень многое после смерти Некрасова. Извлек многих журналистов, которые были народниками. К примеру, Кривенко. И он, и Михайловский печатались в подпольных изданиях. Это был поразительный риск, так как перо писателя очень легко узнать. Первым таким человеком был Герцен, вторым - Михайловский. Он подставлял и себя, и свой журнал, и Щедрин с этим мириться. Кривенко был менее блестящим журналистом и так сильно рисковал.

Жанры Михайловского: теоретические трактаты, публицистический циклы.

Почему власть пошла на то, чтобы Некрасов получил журнал? Это была его третья битва (первая и вторая - битва с Краевским и с читателем). Его считали не бесполезным для правительства. Умел ограничивать читателей в рамках. Рассчитывали на то, что после закрытия "Современника" и двух стихотворений он будет умеренным и сможет вокруг себя многих объединить, и если бороться с демократами, то их можно будет уничтожить одним махом, а не собирать их по разным изданиям.

Отношение Михайловского, Жуковского и Маркса. Жуковский уходит в "Вестник Европы" - журнал леволиберальный, получивший первое предостережение раньше, чем "ОЗ". Он становится директором банка и собирается становиться на защиту капитала. Потому понятно его недовольство Марксом. Как только появляется его книга, появляется две рецензии: в "оз" анонимная рецензия Михайловского, высоко оценивающего Маркса. Кауфман, экономист, в "ВЕ" в 1872 году высоко оценивает книгу за метод исследования, точно излагает диалектику материализма - так точно, что Маркс удивлялся и позже цитировал Кауфмана. Тогда на эту книгу никто внимания не обратил, посчитав, что это России не касается. Однако через пять лет начинаются объемы, и книга подвергается критике.