Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры УП.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
397.15 Кб
Скачать

Часть 2 ст. 150 ук предусматривает то же деяние, совершен¬ное родителем,

педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по

воспитанию несовершеннолетнего, что делает преступление более опасным.

Квалифицирующий при¬знак в данном случае относится к субъекту преступления (он

специальный): виновный по отношению к вовлекаемому в со¬вершение преступления

несовершеннолетнего является не посто¬ронним, а лицом, на котором лежит

юридическая, установленная законодательством о семье или другими нормативными

актами

обязанность по воспитанию подростка (родитель, педагог, усыно¬витель, опекун,

воспитатель и т.д.).

Другим квалифицирующим признаком вовлечения несовер¬шеннолетних в совершение

преступления закон (ч. 3 ст. 150 УК) считает деяния, предусмотренные ч. 1 и 2

ст. 150 УК, совершен¬ные с применением насилия или с угрозой его применения

(фи¬зическое воздействие). Из этой формулировки следует, что субъ¬ектом данного

вида преступления может быть как лицо, посто¬роннее по отношению к вовлекаемому

в преступление подростку, так и его родители и воспитатели. Квалифицирующий же

признак относится к объективной стороне и налицо тогда, когда вовлече¬ние в

преступление несовершеннолетнего сопряжено с реальным насилием или угрозой его

применения (побои, причинение телес¬ных повреждений и т.д.). При этом реальное

причинение тяжкого вреда здоровью следует квалифицировать по совокупности

пре¬ступлений по ч. 3 ст. 150 и ч. 1 ст. 111 УК.

Особо квалифицированный состав рассматриваемого преступ¬ления предусмотрен ч. 4

ст. 150 УК, которой установлена ответ¬ственность за вовлечение

несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо

тяжкого преступ¬ления. В данном случае подросток вовлекается в преступление,

которое совершается группой без предварительного сговора (ч. 1 ст. 35 УК), по

предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК), органи¬зованную группу (ч. 3 ст. 35

УК) или преступное сообщество (ч. 4 ст. 35 УК) или же в совершение

преступления, которое относится к разряду тяжких или особо тяжких (ч. 4 и ч. 5

ст. 15 УК).

25. Понятие хищения.txt

Легальное понятие хищения содержится в п.1 Примечания к ст.158 УК РФ - под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Данное понятие распространяется на любое хищение (воровство), предусмотренное в статьях УК РФ.

Вопрос о необходимости наличия в законодательстве легального определения хищения, когда имеются определения отдельных его видов – уже не является актуальным. Однозначно то, что законодательное определение всегда имеет вес по сравнению с судебным или доктринальным определением, обеспечивает единообразие в применении соответствующей правовой нормы в ситуациях, которые обрисованы в гипотезе нормы.

Внешняя схожесть различных хищений между собой и с другими преступлениями против собственности способствовала введению в текст уголовного закона единое общее понятие хищения как средство определения их особенностей и отграничения от смежных составов преступлений.

Уголовный Кодекс РСФСР 1960 г.[1] изначально не содержал общего определения понятия хищения. Важнейшие общие признаки хищения были даны в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г. «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества»[2]. Однако по-прежнему играла большую роль доктринальная разработка общего понятия хищения, причем в ракурсе применительно к преступлениям против социалистической собственности, поскольку закон не употреблял его по отношению к преступлениям против личной собственности. Именно поэтому «хищение» у большинства людей связывается исключительно к социалистическим формам собственности. В научной и учебной литературе при классификации преступлений против личной собственности хищения не выделялись. Постепенно в теории, судебной практике и, наконец, в законе термин «хищение» стал употребляться и вне связи с социалистической собственностью. Укреплялось представление, что не форма собственности, а совокупность определенных объективных и субъективных признаков составляет основное содержание этого понятия. Обнаружилось отсутствие препятствий ни с языковой, ни с юридической стороны для распространения понятия «хищение» на все формы собственности[3].

Статья 144 УК РСФСР («Кража») была переизложена с примечанием лишь в 1994 году Федеральным законом от 1 июля 1994 г. №10-ФЗ[4]. Примечание, что характерно, определяло хищение совершенно аналогично современному.

Согласившись с исследователем С.М. Брынза, можно сказать, что легальное определение хищения играет роль ориентира, который позволяет успешно разрешать вопросы частного характера, часто возникающие в процессе квалификации уголовных деяний. Это делает возможным опознание индивидуально-определяющих признаков совершенного посягательства и проверку их соответствия положениям закона.

Независимо от конкретной формы, под которой проявляются хищения, они представляют собой довольно однородную группу преступлений, для каждой из которых характерны в равной мере определенные общие элементы - единообразные объективные и субъективные признаки, рассматриваемые в общих чертах.

Умение распознавать эти общие для хищений признаки обеспечивает максимально правильную квалификацию содеянного и позволяет точно разграничить хищения и похожие составы преступлений.

Именно по этим причинам легальное понятие хищения расценивается как полезный и необходимый инструмент, используемый правоохранительными органами в процессе распознания истинной противообщественной и юридической природы преступлений против собственности, совершенных с корыстной целью. Применение данного понятия лицами, производящими дознание, следователями, прокурорами и судьями, которые осуществляют деятельность, связанную с юридической оценкой совершенного деяния, соответствует научной методологии разрешения проблем юридического плана[5].

Понятием хищения охватывается группа преступных посягательств на чужое имущество. По мнению В.П. Верина[6], УК РФ выделяет следующие формы хищения, различаемые в зависимости от способа совершения преступления:

кража (ст.158);

мошенничество (ст.159);

присвоение или растрата (ст.160);

грабеж (ст.161);

разбой (ст.162). Особое место в УК занимает вымогательство (ст.163), не относящееся к хищениям, но обладающее рядом одинаковых с ними признаков.

А.В. Наумов[7] относит к хищению несколько иной перечень преступлений, а именно - ст.158-161, 164 (хищение предметов, имеющих особую ценность). Отнесение ст. 164 в ряд хищений определяется, прежде всего, ее предметом, что и вынесено в название статьи.

Традиционным является отнесение к хищениям следующих преступлений: ст.ст.158-162, 164, как это обычно указывается в учебниках по уголовному праву[8].

Примечательно, что конструкция понятия хищения может быть отнесена к своеобразному исключению в законодательной технике. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации не знает других примеров, когда определяется группа «родственных» по содержанию составов преступлений, составляющих лишь часть главы УК РФ[9]. Ведь хищением объединяются лишь некоторые преступления, вынесенные в главу 22 УК РФ «Преступления против собственности» раздела VIII «Преступления в сфере экономики».

Кроме этого, знатоки приемов юридической техники представляют интересную трактовку применения союзов в формулировке определения хищения. Так, обращает на себя внимания одновременное использование союзов «и» и «или» - они могут читаться как взаимозаменяемые там, где необходимо, чтобы закон приобрел смысл или заработал[10]. Поэтому использование союза «и» при конструировании словосочетания «изъятие и (или) обращение» является излишним. Вполне достаточным будет использование только союза «или».

Совершенно противоположной точки зрения придерживается С.А. Елисеева, считая, что употребление при характеристике деяния в примечании 1 к ст. 158 УК разделительного союза «или» (в скобках) нельзя признать удачным[11]. В этом случае возникает возможность изъятия без обращения в пользу или обращения в пользу без изъятия. Если допустить, что хищение может заключаться только в изъятии чужого имущества без обращения его в свою пользу, то это снизило бы опасность такого преступления и не позволило отграничить его от уничтожения имущества и других действий, не преследующих корыстной цели. И напротив, считать хищением всякое «обращение в свою пользу», не сопряженное с изъятием (извлечением) вещи из обладания («из фондов», «из имущественной сферы») собственника, значит чрезмерно расширить понятие «хищение», включив туда и присвоение находки, и некоторые нарушения гражданско-правовых обязательств[12].

На наш взгляд, присутствие обоих союзов в определении, в сущности, не имеет принципиального значения, поскольку направлены они на обозначение не конкретно совместности или раздельности однородных членов предложения (с точки зрения синтаксиса), а на отнесение и безвозмездного изъятия, иобращения чужого имущества в пользу виновного или других лиц к деяниям, относящимся к хищению.

Таким образом, понятие хищения являет собой унифицированное, универсальное определение группы деяний, обладающих едиными признаками. В определении предусмотрены признаки, подробному рассмотрению которых посвящены следующие параграфы нашего пособия: чужое имущество; изъятие и (или) обращение в пользу виновного или других лиц; противоправность; безвозмездность; причинение ущерба собственнику или иному владельцу; корыстная цель[13].

26. Кража.txt

Крамжа (ст. 158 УК РФ) — тайное хищение чужого имущества.

Этим определением охватывается посягательство на любую форму собственности и

подчёркивается, что имущество является для похитителя чужим.

Хищение считается тайным в следующих случаях:

Если о совершении хищения не было известно собственнику имущества или третьим

лицам. Даже если собственник сам не знал о наличии у него похищенного имущества

(например, товарные излишки, ещё не выявленные инвентаризацией).

Если хищение совершалось в присутствии лишь тех лиц, от которых преступник не

ожидал противодействия (его родственники или знакомые).

Если присутствовавшие при совершении хищения лица не осознавали

противоправности совершаемых действий (например, хищение картины из музея в

присутствии посетителей под видом её снятия для реставрации).

В соответствии с принципом субъективного вменения, хищение квалифицируется как

кража в тех случаях, когда лицо, его совершающее, полагало, что действует

тайно, даже если на деле его действия не являлись тайными.

Объект —отношения к конкретной форме собственности, определённой принадлежности

похищаемого имущества (предмет кражи)

Объективная сторона —характеризуется тайным хищением (тайное ненасильственное изъятие чужого

имущества)

Субъективная сторона —вина в виде прямого умысла, при этом он имеет: корыстный мотив; преследует цель

незаконного извлечения имущества.

Кража считается оконченным преступлением с того момента, когда виновный изъял

чужое имущество и получил реальную возможность распорядиться им по собственному

усмотрению, независимо от того, удалось ли ему реализовать эту возможность или

нет.

Квалифицированные виды кражи: