Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бахрах - Административное право, 1999.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.29 Mб
Скачать

§ 2 Демония административной власти в ссср 71

парат, административная власть недавно ставшая исполнительной постоянно стремится к расширению.

Демония власти свое логическое завершение получает в образовании тоталитарных обществ, административно-командных систем, где государственная власть подчиняет гражданское общество, в структуре государства доминирует централизованный управленческий аппарат. К сожалению, такой глубокий деформации подверглась система управления обществом в СССР (РСФСР). Ее называют по-разному: «административно-командная», «командно-бюрократическая», «партийно-полицейская система», «бюрократический абсолютизм». Такие названия даны советской политической системе, т. е. совокупности государственных и общественных организаций, возглавляемых КПСС, более 70 лет руководившей страной. Именно ее характеризуют как командную, бюрократическую, полицейскую, тоталитарную.

Фактически то, что до 60-х годов называли диктатурой пролетариата, а позднее политической системой советского общества, уже в первые годы советской власти превратилось в диктатуру партийно-государственного аппарата.

Прежде всего это — власть, не ограниченная правом, система, в которой закон служит силе, рассматривается как один из ее инструментов. Власть не признавала прав личности и даже таких важнейших, как права на жизнь, собственность, творчество.

Вгорая особенность диктатуры — ее опора на насилие, террор. Диктатура —власть тираническая, деспотическая, осуществляемая меньшинством общества в отношении его большинства: Она использовалась в интересах партийной, государственной и обслуживающей ее профсоюзной, комсомольской и иной бюрократии, главной целью которой было захватить, расширить, удержать любой ценой власть.

Экономической основой бюрократического абсолютизма является господство государственной собственности. Создавая, укрепляя монополию государственной собственности, вытесняя, уничтожая или ставя в зависимость от нее иные виды собственности, тем самым обеспечивали экономическое могущество аппарата чиновников. Они распоряжались продукцией государственных предприятий, жилым фондом, землей, лесами. Почти все, что строили, производили, выращивали, поступало в их ведение, и этими неисчислимыми богатствами они управляли, как считали нужным.

Чем больше значение государственной собственности, тем выше роль чиновничества. Монополизм государственной собственности отчуждает производителя от результатов труда, лишает его воз-

72 Глава 4 Административная власть

можности распоряжаться своей рабочей силой, итогами своей деятельности, отнимает экономическую свободу.

Политическая основа командно-бюрократической системы — однопартийность, превращение правящей партии в государственную, слияние партийных верхов с государственными. На этой основе исполнительная власть в СССР подчинила законодательную и судебную, и объединенный партийно-государственный аппарат поставил себе на службу депутатский корпус и судей. Отсутствие оппозиции, независимой печати, демократических традиций стали условиями бесконтрольной абсолютной власти администрации, ее отрыва от народа, превращения его в бюрократизированное сообщество. В бесконтрольном подчинении аппарата оказались все инструменты принуждения: армия, милиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения. Экономическое принуждение и внеэкономическое дополняли друг друга. Однопартийная система, решительно искореняющая любую оппозицию, укрепляющая любыми средствами руководящую роль одной партии, не может быть демократической.

Идеологической основой командно-бюрократической системы стало провозглашение марксизма-ленинизма единственно верным учением, вся жизнь общества была чрезмерно идеологизирована. Это вело к господству воинствующего догматизма, отрыву теории от практики, необоснованному вмешательству в творческую деятельность, насильственному навязыванию определенного образа мыслей, контролю за «чистотой» суждений и высказываний.

Суровый опыт 20—70-х годов XX века показал, что административная власть, предоставленная сама себе, не контролируемая и не отвечающая за свои действия, становится деструктивной и деморализующей силой. Перед наукой административного права встал старый и одновременно новый вопрос о создании системы сдержек и противовесов административной власти, которые могли бы усмирить ее демонические свойства, о способах ее демократизации, о путях превращения ее в эффективный инструмент обеспечения потребностей граждан и общества.

Одно из самых важных направлений преобразований в настоящее время в Российской Федерации — реформа административной власти. Из всемогущей, всеохватывающей сердцевины командно-бюрократической системы она должна превратиться в исполнительную власть правового государства.

Главным гарантом глубины и необратимости проводимых преобразований является развитое гражданское общество. Только в условиях, когда граждане пользуются широким кругом надежно защищенных прав, когда существует рынок и другие самостоя-