Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Паника (panic)

См. тревога.

Параметр (parameter)

Отправной пункт гипотетической иде­альной базисной линии — классической психоаналитической техники, инструментом которой является исключительно интерпре­тация. Термин введен Куртом Эйслером (1953). Типичным примером является пред­ложение аналитика фобическому больно­му оказаться в ситуации, которая вызывает у него страх. Согласно Эйслеру, параметр может вводиться только при следующих обстоятельствах: 1) если в противном слу­чае психоаналитический процесс грозит застопориться; 2) если есть возможность вернуться к стандартной технике; 3) если в случае положительного результата можно обойтись без дальнейшего использования параметра; 4) если пациент способен по­стичь его функцию. Анализ параметра и его интерпретация важны для пациента.

После введения Эйслером этого понятия было установлено, что идеальная аналити­ческая техника включает в себя подготов­ку к интерпретации и интерпретацию как таковую. Далее, параметры (определяемые Лёвенштейном как 'вариации' или 'вмеша­тельства') обычно имеют место в ходе успеш­ного и хорошо контролируемого анализа; при этом Я пациента не всегда подверга­ется серьезным изменениям. Термин не включает в себя ошибки, которые может допускать аналитик, а также целый спектр технических вмешательств, показанных при различных типах психопатологии.

[178,355,570]

ПАРАМНЕЗИЯ (PARAMNESIA)

См. амнезия.

ПАРАНОЙЯ (PARANOIA)

Паранойяльный (параноидный) характер (Paranoid Character)

Паранойяльная (параноидная) шизофрения (Paranoid Schizophrenia)

Термины, относящиеся к спектру взаимо­связанных и перекрывающих друг друга психопатологических расстройств. Понятие паранойяльный не совсем корректно приме­няется также к группе таких феноменов, как страстное, безудержное стремление к соци­альной цели у внешне нормальных в осталь­ном индивидов. Хотя подобная страсть мо­жет быть продуктивной и исчезать с дости­жением результата, иногда ее сложно отли­чить от патологического фанатизма. На другом конце спектра находится параной­яльная шизофрения.

Паранойяльный характер или параной­яльную личность отличают ригидность, на­стойчивость, неадаптивные паттерны вос­приятия, коммуникации и мышления. Рас­пространены такие черты, как чрезмерная чувствительность к пренебрежению и ос­корблению, подозрительность, недоверчи­вость, патологическая ревность и мститель­ность. Кроме того, лица с таким диагнозом кажутся отчужденными, холодными, без чув­ство юмора. Они могут очень хорошо ра­ботать в одиночку, но обычно испытывают проблемы с авторитетами и ревностно от­стаивают свою независимость. Они хоро­шо чувствуют мотивы других и структуру группы. От паранойи и паранойяльной ши­зофрении паранойяльный характер отлича­ется паттернами мышления и поведения, от­носительной сохранностью функции про­верки реальности, а также отсутствием гал­люцинаций и систематизированного бреда.

Паранойя — это психотический синдром, обычно возникающий в зрелом возрасте. Часто наблюдаются чувство ревности, сутяж­ничество, идеи преследования, изобретатель­ства, отравления и т.д. Такие люди полага­ют, что случайные события имеют к ним какое-либо отношение (концепция централь­ности). Человек может страдать генерали­зированными бредовыми или ограниченны­ми представлениями, — например о том, что кто-то хочет навредить ему или кто-то име­ет связь с его женой. Такие идеи не подда­ются коррекции посредством проверки реальности. Нарушения поведения могут затрагивать только одну область, например работу или семью. Паранойя нередко раз­вивается но основе паранойяльного ха­рактера.

У больных паранойяльной шизофрени­ей проявляются значительные расстройства в отношении к внешнему миру, основанные на нарушениях константности Самости и объектов, недостаточной организации пси­хических репрезентантов (идентичности) и повреждении таких функций Я и Сверх-Я, кок мышление, суждение и проверка реально­сти. Все формы шизофрении включают в себя психотическую симптоматику. Продромальная фаза шизофрении характеризует­ся уходом в себя больного, после чего воз­никает острая фаза, сопровождающаяся бредом, галлюцинациями, нарушением мыш­ления (разрыхлением ассоциативных связей) и дезорганизацией поведения. Вслед за острой фазой может наступить резидуальноя фаза, в которой симптомы ослабевают, однако сохраняются аффективная уплощенность и социальная дезадаптация. Как и при паранойе, лица с преморбидными шизоид­ными или паранойяльными расстройствами личности под влиянием интенсивного стрес­са и в результате декомпенсации регрес­сируют в острый психоз. Такое течение шизофрении соответствует представлениям Фрейда о фазах ухода и реституции при психозе.

Параноидная форма шизофрении ха­рактеризуется галлюцинациями и бредом преследования,величия, ревности, ипохонд­рическим бредом. Депрессия, диффузная раздражительность и иногда агрессивность могут сопровождаться бредом воздействия (уверенностью больного в том, что его мыс­ли контролируются извне или что он сам способен управлять другими). Ригидность параноидного характера может маскиро­вать его значительную дезорганизацию. Общее функционирование индивида при параноидной шизофрении нарушается меньше, чем в других формах; аффективная уплощенность является .не столь вырожен­ной, и пациент иногда способен работать.

Хотя Фрейд иногда использовал поня­тия паранойи и параноидной шизофрении как взаимозаменяемые, тем не менее он различал эти формы на основе: 1) специфи­ческого психодинамического конфликта, свя­занного с вытесненными гомосексуальными желаниями; 2) тенденции Я к регрессии и активизации паранойяльных защит. Идея о регрессии Я связывает его представления об этиологии шизофрении с его представ­лениями об этиологии психозов в целом, тогда как акцент но конфликте при пара­нойе относится к его 'единой' теории, в которой утверждается, что паранойя, как и неврозы, является защитной реакцией (ком­промиссным образованием). В частности, и тут и там используются отрицание, реактив­ное образование и проекция. Кок было сформулировано в случае Шребера, конф­ликтное бессознательное желание ('я люб­лю его') отрицается ("я не люблю его — я его ненавижу"), но возвращается в сознание в виде проекции ("он ненавидит меня и преследует"). Фрейд также считал, что в характерологическом отношении такие больные нарциссически озабочены про­блемами силы, власти и избегания чувство стыда, из-за чего они особенно склонны к конфликтам, связанным с соперничеством с авторитетами. Бредовые представления о собственном величии также связаны с эти­ми проблемами. Фрейд выдвинул положе­ние о массивной регрессии к ранним ста­диям развития (точкам фиксации), связанной с реактивацией детских конфликтов. При паранойе фиксация происходит но нарцис­сической стадии психосексуольного разви­тия и объектных отношений, то есть на бо­лее высоком уровне, чем у больных шизоф­ренией, которые регрессируют к безобъек­тной или аутоэротической стадии. Шизо­френическая регрессия, характеризующая­ся тенденцией к отказу от объектов, сменя­ется фазой реституции, включающей в себя формирование бредовых идей; последние выражают собой патологический возврат к миру объектов. С разработкой структур­ной теории Фрейд стал делать больший акцент на факторах Я и Сверх-Я. Он счи­тал, что отход Я от болезненно воспринима­емой внешней реальности, сопровождаю­щийся экстернализацией отдельных аспек­тов Сверх-Я и Я-идеала, приводит к появле­нию у больного ощущений, что другие на­блюдают за ним и критикуют. В патогене­зе паранойи он также придавал большее значение агрессии.

Постфрейдианцы сфокусировались но влиянии агрессии на развитие в раннем детском возрасте, на интернализированные объектные отношения и формирование Я. Исследовалось качество эмоционального катексиса образов Самости и объектов и их искажение вследствие конфликта. Это привело к выявлению патогенного воздей­ствия патологических интроектов. Новые данные о влиянии агрессии и чувства сты­да в ответ на нарциссическую травму по­лучены при изучении психопатологии нар­циссизма. Концепция сепарации-индивиду­ации позволила объяснить развитие и вли­яние конфликтов половой идентичности, предрасполагающих к появлению чувства уязвимости и первичной женственности у мужчин (например, страха Шреберо пре­вратиться в женщину), которые могут иметь доже большее значение, чем дериваты го­мосексуального конфликта. Исследования в целом подтверждают, что гомосексуальный конфликт преобладает при параноидной шизофрении и что его часто можно одно­временно обнаружить у нескольких членов семьи, страдающих параноидной шизофре­нией. Наконец, в результате историческо­го исследования было установлено, что отец Шребера проявлял садистские наклонно­сти при воспитании детей. Это указывает на то, что бредовые представления Шребе­ра содержали в себе зерно истины; в на­стоящее время считается, что подобное можно обнаружить в истории детства мно­гих паранойяльных больных.

См. психоз, психотический процесс, ши­зофрения.

[269,306,496, 600]

ПАРАНОЙЯЛЬНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ (PARANOID-SCHIZOID POSITION)

См. теория Кляйн.

ПАРАФИЛИЯ (PARAPHILIA)

См. перверсия.

ПАРАФРЕНИЯ (PARAPHRENIA)

В начале XIX века этот термин исполь­зовался для обозначения безумия. Фрейд применил этот термин для разграничения шизофрении (парафрении) и паранойи. В дальнейшем под этим термином он понимал как шизофрению, так и паранойю. В насто­ящее время понятие парофрении вышло из употребления.

См. паранойя, шизофрения [268, 275,280]

ПАТОНЕВРОЗ (PATHONEUROSIS)

Описанный Ференци тип невроза, воз­никающий вследствие болезни или повреж­дения высоко катектированных органов тела или специфических областей, например гениталий или лица. Патогенный фактор является энергетическим. Либидо вместо объектов направляется на поврежденный оргон, а потому этот процесс можно рас­сматривать как нарциссическую регрессию. Затем, когда вытеснение дает сбой и вытес­ненный материал возвращается, усиливше­еся локализованное либидо участвует в симптомообразовании.

См. психоневроз, психосоматические состояния, травматический невроз. [265,268]