Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Объект (object)

Изначально определялся Фрейдом как предмет, с помощью которого влечение может достичь своей цели. Однако Фрейд не всегда однозначно использовал этот термин, имея в виду 1) реальное осязаемое физическое лицо или предмет; 2) психичес­кий оброз другого лица или предмета, то есть понятие относилось к области пережи­ваний; 3) теоретический конструкт, отличный от обозначения кок реального лица, ток и переживания, и предполагающий некую длительно существующую организационную структуру. Здесь нужно ввести некоторые разграничения. Объект необходимо отли­чать от субъекта, самого человека, для ко­торого он может быть психологически зна­чимым; он может быть одушевленным или неодушевленным, но он всегда находится вне субъекта; его двойник в психике субъек­та — внутренний объект, иногда называемый репрезентантом объекта. Однако в психи­ке представлены все внешние феномены, внутренняя объектная репрезентация — это слияние различных атрибутов внешнего объекта: физических, интеллектуальных, эмо­циональных, реальных или воображаемых. Поэтому некоторые авторы предпочитают использовать термин объектная репрезен­тация для обозначения репрезентаций ин­дивидуальных черт объекта.

Термины объектное отношение и объек­тная связь нередко используются как взаи­мозаменяемые и подразумевают установ­ку или поведение индивида по отношению к своему объекту. Термины могут относиться к психическим образам или реальным ли­цам, Чтобы сохранить различение внешнего и интрапсихического, представляется целе­сообразным использовать понятие объек­тная связь для обозначения взаимодействия между субъектом и реальным лицом (то, что называется межличностными отношениями), а термин объектное отношение — для обо­значения психического феномена, соотнося­щегося с объектной репрезентацией в пси­хике.

Но об объектных отношениях можно судить на основе сообщений о внутреннем опыте или на основе поведения, наблюда­емого в объектных связях. На то и другое влияет бессознательная фантазия — про­дукт индивидуальной истории развития.

Понятие объекта возникло в связи с фрейдовской теорией влечений. Целью вле­чений он считал разрядку энергии или об­ретение удовольствия при помощи объекта. Первым объектом является парциальный объект— материнская грудь, на которую направляется либидо оральной фазы, по­скольку она посредством кормления удов­летворяет влечение к самосохранению. Дальнейшее развитие предполагает катек­сис всего объекта. Аутоэротизм, или исполь­зование частей собственного тела в каче­стве объектов инстинктивного удовлетворе­ния, характерен для догенитальной фазы развития. Катексис объекта означает вкла­дывание в психическую репрезентацию дру­гого лица либидинозного или агрессивного влечения или энергии. Понятие либидиноз-ный объект относится к любому парциаль­ному или целостному объекту, катектируемо-му либидинозной энергией, но иногда имеет­ся в виду и энергия агрессии. Объектное либидо — это либидинозная энергия, направ­ляемая (катектируемая) на объект; термином же объектная любовь обозначается комп­лекс чувств и установок в отношении цело­стных интегрированных объектов, являющих­ся источником наслаждения.

Выбор объекта представляет собой про­цесс, посредством которого индивид наделя­ет другого психологической значимостью. Он возникает на фаллически-эдиповой фазе, как только инстинктивные влечения направляют­ся на отдельный объект; предполагается некоторое удовлетворение требований вле­чений. Выбор сознателен, хотя и обусловлен бессознательными детерминантами. Так, например, объект любви в зрелом возрасте нередко обладает общими свойствами с объектом любви, приносившим удовлетворе­ние в детстве. Аналитический выбор объек-то базируется на пассивных зависимых по­требностях и желании быть символически на­кормленным и защищенным, как это осуще­ствлялось матерью. Нарциссический выбор объекта ориентирован на самого субъек­та — каким он был, является или хотел бы быть, — либо на кого-то, кто переживается как субъектом кок часть самого себя. При выбо­ре того и другого типа объект в каком-то от­ношении оценивается неадекватно завы-шенно, как родители в прошлом, и обо катек-тируются больше либидинозно, чем агрессив­но, то есть являются идеализированными объектами. Это означает, что следы памяти от таких объектов могут служить моделью для будущих объектных инвестиций. Но внутрен­ний объект может также служить моделью для идентификации, психического процесса, посредством которого репрезентации Само­сти модифицируются по мере присвоения свойств объекта. Есть донные в пользу того, что идентификация часто связана с опреде­ленным видом утраты объекта, например смертью реального внешнего объекта или отделением от него, утратой любви в субъек­тивном внутреннем мире (без реальной или грозящей утраты), потерей частей тела или возможности психического функционирова­ния. Согласно Фрейду, утрата объекта или его любви — опасная для Я ситуация, ведущая к тревоге. Печаль — нормальная реакция но утрату объекта, но когда с утраченным объек­том связан значимый конфликт, возникают патологические реакции. К этим патологи­ческим реакциям относятся депрессия, гипо-мониакальное бегство и идентификация с утраченным объектом через развитие психи­ческих симптомов или физического забо­левания.

Важную роль в развитии психических структур и функций играет интернализация (интроекция и идентификация) объекта или его свойств. Это происходит в объектных отношениях вдоль линии развития от удов­летворяющего биологические потребности объекта в период младенчества и удовлет­воряющего психологические потребности объекта третьего месяца жизни (о чем сви­детельствует "социальная улыбка") через спокойствие пятимесячного, страх посторонних в 8—12 месяцев, сепарационную тре­вогу, фазу сепарации-индивидуации, фаллически-эдипову фазу, латентный период, от­рочество и взрослость. Важный шаг на этом пути — обретение константности объекта. Она определяется по-разному, но сущность ее — либидинозный катексис объекта -— матери, даже если она отсутствует или гне­вается.

Наблюдениями Винникотта установлено, что некоторые дети перед тем, как научить­ся различать себя и объект, должны, чтобы избежать тревоги, иметь у себя неодушев­ленный объект, например одеяло или плю­шевую зверюшку. Такие объекты принято называть переходными объектами. Кроме них существует еще целый ряд переходных феноменов, способствующих формирова­нию независимости ребенка от реального мира или от отсутствия объекта. Некото­рые пограничные больные склонны делить все объекты на идеализированные/ люби­мые, хорошие объекты и полностью отвер­гаемые, ненавистные плохие объекты. При этом в своем восприятии одного и того же объекта они легко переходят от одной крайности к другой. Потребность в таком разделении на противоположные катего­рии связана, по-видимому, с доамбивалентной фазой развития, когда ребенок еще не способен соединить образы удовлетво­ряющей (хорошей) и фрустрирующей (пло­хой) матери в одно целое. При нормальном развитии эта доамбиволентная фаза оста­ется позади, и наступает фаза амбивален­тности, в которой ребенок становится спо­собным интегрировать целостный образ материнского объекта, который и удовлет­воряет, и фрустрирует, и является объектом как либидинозного, ток и агрессивного вле­чений. Кернберг постулировал, что сильное агрессивное влечение пограничного боль­ного ограничивает токую интеграцию, в ре­зультате чего происходит защитное рас­щепление. Без такого расщепления, по всей видимости, агрессия, обращенная на внут­ренний объект, оказалась бы настолько не­контролируемой, что привела бы к его раз­рушению.

Расщепление и другие патологические реакции не позволяют пограничным, нарцис­сическим и психотическим пациентам всту­пать в зрелые отношения с объектом. Они не способны поддерживать отношения любви, сталкиваясь с фрустрацией; они не способны принимать самостоятельность любимого объекта, имеющего свои потреб­ности. Зрелые объектные отношения и любовь, напротив, предполагают понимание того, что объект и сом человек самостоятель­ны и что его или ее потребности могут иног­да вступать в конфликт с потребностями самого индивида. Они предполагают так­же принятие, понимание и умение терпеть амбивалентность по отношению к объекту, способность принимать как некоторую за­висимость, так и самостоятельность, способ­ность воспринимать и соотносить свои ме­няющиеся потребности и требования с таковыми объекта. Развитие Я и созрева­ние объектных отношений в значительной мере зависят друг от друга. Их оценка яв­ляется одним из центральных пунктов при определении адоптивных способностей индивида и его восприимчивости к психо­анализу.

См. интернализация, катексис, констант­ность объекта, печаль, расщепление, реаль­ность, Самость, структурная теория, теория объектных отношений, термины теории Винникотта: переходный объект, феномен.

[74,152,174,285,294,451,492,495,705]