Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Эротизм (erotism) Эротогенность (Erotogenicity) Эротогенные (эрогенные) зоны (Erotogenic Zones)

Основу всех терминов составляет гре­ческое слово 'эрос', означающее сексуаль­ную любовь и греческого бога любви од­новременно (Фрейд использовал слово 'эрос' для обозначения влечения к жизни, а термин 'либидо' — для обозначения его энергии). Эротизм является, по сути, эквива­лентом сексуальности в самом широком смысле слова, то есть сексуальности, не ог­раниченной только генитальными функция­ми. Эротизм включает в себя способность [эротогенность] к особого рода удоволь­ствию, ощущаемому при ожидании или при возбуждении частей тела (в частности, кожи и слизистых оболочек) во время действий, соответствующих специфическим воспоми­наниям и фантазиям, связанным с паттер­нами возбуждения и реагирования этих частей. Фрейд постулировал эротогенность в качестве количественного фактора, спо­собного усиливаться или ослабевать, а так­же перемещаться от одной части тела к другой.

Ощущения, чувства, мысли или действия благодаря такой эротогенности, то есть благодаря их способности быть источником сексуального возбуждения, активируют сек­суальную систему. Сексуальное возбужде­ние распространяется на другие биологи­ческие и психические системы и ведет к особому душевному состоянию, при кото­ром восприятие себя и объекта, а также намерения физического контакта с другим индивидом приобретают чувственную ок­раску.

Хотя самые разные восприятия, символы или фантазии могут быть эротогенными, био­логически детерминированными компонен­тами сексуальной системы являются опреде­ленные анатомические области тела — эротогенные зоны. Стремление к сексуальному удовлетворению связано с этими частями тела; именно их стимуляция и вызывает сек­суальное возбуждение. Они могут исполь­зоваться как для аутоэротического удовлет­ворения, так и для сексуального контакта с другими людьми. Психобиологические пат­терны и функции этих зон могут оказывать влияние на развитие характера и на обра­зование симптомов. Кокая именно зона будет эротогенной и как она будет функци­онировать, обусловливается факторами развития и культуры. Любая часть тела (не только оральная, анальная и генитальная зоны) может катектироваться вторично и ста­новиться эротогенной зоной. Обычно стано­вятся эротогенными те части или области тела, которые обеспечивают удовлетвори­тельный контакт с матерью благодаря вни­манию, заботе и стимуляции с ее стороны. Этот контакт является также источником компонентных элементов (парциальных вле­чений), которые в дальнейшем определяют сексуальные цели и организуются — в боль­шей или меньшей степени — под приматом генитальной зоны в пубертате.

См. компонентные влечения, психосексуальное развитие.

[251,280,300,541,822]

Эротогенный мазохизм (erotogenic masochism)

См. мазохизм.

Я, ЭГО (EGO)

Один из важнейших терминов в истории развития психоаналитической теории. При­нято различать раннее и более позднее значения Я, применяемые до настоящего времени. В ранних работах Фрейд иног­да использовал термин Я для обозначения всей (психической) личности; иногда оно подразумевало организованную группу идей. Те из этих идей, которые могут быть допущены в сознание, и образуют Я. Дру­гие же являются неприемлемыми и принад­лежат бессознательному. Таким образом, в своей ранней концепции Я Фрейд делал акцент на защите, одной из основных его функций.

В современном употреблении термин Я принято соотносить с более поздним фрей­довским определением Я как одной из трех основных частей психического аппарата (Freud, 1923). Хотя Я располагает сознатель­ными компонентами, многие из его опера­ций производятся на основе автоматичес­ких и бессознательных механизмов. Раннее значение термина Я в настоящее время заменено понятием Самости. При чтении психоаналитической литературы смысл, вкладываемый в термин Я, проще опреде­лить по тому периоду, к которому относит­ся та или иная работа-Новорожденный ребенок существует в недифференцированном психическом со­стоянии, из которого постепенно развивает­ся Я. Реализация матрицы Я—Оно основы­вается на взаимодействии двух факто­ров — конституционального (генетически обусловленного развития паттернов цент­ральной нервной системы, органов чувств и тела в целом) и переживаний в окружа­ющем мире при взаимодействии с объек­тами. Я занимает позицию между первич­ными влечениями, основанными на физио­логических потребностях, и требованиями внешнего мира; в качестве интернализированных психических репрезентантов того и другого оно служит посредником между индивидом и внешней реальностью. Я вос­принимает физические и психические по­требности Самости, свойства и установки внешней среды, включая объекты, и оцени­вает, координирует и интегрирует эти вос­приятия, чтобы приспособить внутренние запросы к внешним требованиям; наконец, Я снижает напряжение, исходящее от вле­чений и желаний, разряжая их либо путем уменьшения интенсивности влечений, либо посредством преобразования внешней си­туации. Важной задачей Я является дости­жение оптимального удовлетворения ин­стинктивных стремлений за счет сохране­ния "добрых отношений' как с внешним миром, так и со Сверх-Я (внутренним реп­резентантом норм поведения и моральных требований). Для выполнения этой задачи необходимо защитное приспособление, ре­дуцирующее необычайно сильные внутрен­ние и внешние стимулы. В физиологичес­ком отношении оргоны чувств устроены так, чтобы воспринимать только определенные стимулы, игнорируя либо редуцируя другие. Это особенно важно для младенца, не об­ладающего достаточно развитой защитой. (Физиологические механизмы младенца, служащие этой цели, проявляются в виде общего стимульного барьера или предо­хранительного щита.) В психическом отно­шении развиваются и сохраняются опреде­ленные защитные функции, предохраняю­щие от осознания конфликтных требований, исходящих от Оно (примитивных побужде­ний, импульсов, биологических потребностей и т.п.) и Сверх-Я, если они продуцируют не­выносимую тревогу.

Для эффективной роботы отдельных функций Я (например, восприятия, способно­сти передвигаться, намерения, антиципации, целеполагания, планирования, интеллекта, мышления и речи) необходимо их созрева­ние в относительно свободной от конфлик­тов среде (концепция Гартманна о первич­ной автономии Я) или такое развитие, при котором они могут осуществляться без чрезмерных конфликтов (вторичная автоно­мия). Согласно теоретическим положениям Гартманна и других авторов, психическая энергия, уходящая на этот конфликт, нейтра­лизуется и, таким образом, становится дос­тупной для дальнейшего развития Я. В ка­честве составной части своей адаптации к реальности Я должно также развить способ­ность к относительно стабильным взаимо­отношениям с объектами, в частности, с про­тивоположным полом, от которого зависит удовлетворение инстинктивных потребнос­тей. Индивид должен научиться формиро­вать стойкие эмоциональные, дружеские взаимосвязи с другими с минимальными проявлениями враждебности (константность объекта).

Не следует рассматривать Я в качестве некоего антропоморфного исполнительно­го органа или как часть головного мозга. Скорее, этот термин отображает полезный способ осмысления базальных аспектов человеческого поведения. Традиционно Я определялось как группа функций, которые развиваются, подвержены самым разным нарушениям и могут стать более эффектив­ными благодаря психиатрическому и, в ча­стности, психоаналитическому лечению.

Функции Я многочисленны, и лишь не­многие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые индивиды очень плохо функционируют в одних обла­стях, но имеют явный успех в других (амби­циозные, энергичные, успешные исполните­ли, не переносящие родительских требова­ний; образованные и прекрасные ученые, до смешного неприспособленные в обыден­ной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются бла­годаря нарушениям в сфере Я (фанатич­ные параноики, способные зажечь милли­оны людей своими бредовыми убеждения­ми). Тем не менее адаптация к реальнос­ти, будучи одной из важнейших функций Я, может принимать самые необычные фор­мы. Поэтому оценка Я должна произво­диться не в целом, а с точки зрения его спе­цифических функций.

См. адоптация, защита, развитие Я, струк­турная теория, функции Я.