Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Дереализация (derealization)

Термин, обозначающий переживание чувства нереальности и странности внеш­него мира, не похожего более на то, что он являл обычно. Окружающее может казать­ся уплощенным, двумерным, бесцветным, тусклым, лишенным эмоциональной значи­мости для индивида. Это не означает не­возможность восприятия или снижения мыс­лительных способностей. Изменение внеш­него мира может казаться угрожающим. Оно может затрагивать лишь сиюминутную ситуацию или быть глобальным, мимолетным или затяжным, эпизодическим или повторя­ющимся.

Обычно дереализация возникает в соче­тании с деперсонализацией: оба феномена препятствуют развитию тревоги благодаря фантазии отрицания, то есть фантазии о том, что ситуация нереальна ('на самом деле этого не происходит не только со мной, но и вообще в мире, о потому не о чем волновать­ся'; Brodlow, 1973, с. 488). По утверждению Салина (1962), деперсонализация предпола­гает отвлечение катексиса от репрезентан­тов себя, тогда как при дереализации катек­сис отвлечен от репрезентантов объекта, что приводит к появлению чувства отчужденно­сти от внешнего мира.

См. деперсонализация, катексис, репре­зентация, состояния Я.

Десексуализация (desexualization)

См. психическая энергия.

Десоматизация (desomatization)

См. соматизация.

Детский анализ (child analysis)

Лечение, направленное на внутренний пересмотр психической структуры и функ­ции. Метод основан на тех же понятиях и принципах, что и анализ взрослых пациен­тов: внимание к внутренней психической жизни, интерпретация сопротивления, защи­ты и переноса, реконструкция и проработ­ка. Точно так же детский анализ стремится избегать, насколько возможно, поощрения удовлетворения, а также советов, включая вмешательство в окружение пациента.

Техники детского анализа, хотя и сопос­тавимы с аналитическим методом, адапти­рованы к уровню развития Я, достигнутого ребенком. Они базируются на оценке спо­собности ребенка свободно ассоциировать, уровня когнитивного развития, способов общения, сложностей, сопряженных с отно­сительной незрелостью Я. При работе с защитами и определении толерантности ребенка к фрустрации необходима осто­рожность; аналитик должен подчеркивать значение Я, обращаясь к пространством конфликта, чтобы проявить себя союзником в борьбе с силами Оно и усилить реинтернализацию экстернализировонных конфликтов. Аналитик должен обращать внимание и вербализовывать чувства ребенка неза­висимо от того, выражаются они непосред­ственно или через персонажей игры или рассказы. Такую адаптацию техники не следует смешивать с модификациями, кото­рые могут помешать аналитическому про­цессу или прервать его.

С вопросом о различии техник детского и взрослого анализа тесно связан вопрос об условиях, в которых осуществляется дет­ский анализ. Ребенок зависит от родителей, принимающих решение относительно про­ведения анализа. Ребенок доподросткового возраста может протестовать, подвергаясь анализу. Следует добавить, что большинство детских аналитиков находятся в постоянном контакте с родителями ребенка долатентного и латентного возраста, получая от них информацию. Требуется осторожность, что­бы эта внеаналитическая информация не помешала непредубежденности понимания самого аналитического материала. Хотя даже юные пациенты в латентном возрас­те часто сами могут обеспечить необходи­мый для анализа материал, отлучение ро­дителей от терапевтической ситуации было бы равносильно отрицанию потребностей детского развития: чем младше ребенок, тем более выражена его потребность в ощуще­нии соответствия аналитика и родителей. Не менее важным является сохранение родительского альянса, который позволяет осуществлять анализ ребенка при его со­противлении. Более того, опыт детских ана­литиков подсказывает, что по мере развития Я и сопутствующей стабилизации терапев­тического альянса, детский аналитик при проведении анализа может все более рас­считывать на старших детей из семьи.

Существенную роль в детском анализе играет перенос, хотя он не эквивалентен переносу при взрослом анализе. Родите­ли — первый объект, с которым формируют­ся отношения ребенка и вокруг которого строились детские фантазии, — являются важнейшей частью детской жизни- С этим тесно связан тот факт, что детской структу­ре Я недостает связности взрослой, а по­тому процессы интернализации не столь стабильны.

Интенсивность и длительность перено­са неодинаковы не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных фазах анализа. Изменчива и частота чере­дующихся сдвигов катексиса между анали­тиком и родителями. Хотя в целом считает­ся, что ребенок способен к формированию невроза переноса, обычно он носит более спорадический характер и менее продол­жителен, чем у взрослых.

Поскольку техники детского анализа определяются уровнем развития ребенка, очевидно, что вместе с ним меняется и тех­ника. Детский аналитик последовательно переходит от преимущественного использо­вания игры к вербализации и, наконец, к собственно свободным ассоциациям. Ин­терпретации продвигаются от простых и конкретных к более высоким уровням кон­цептуализации. Их продолжительность и содержание зависят от изменяющегося ха­рактера специфических участков конфлик­та и специфической сензитивности при пе­реходе из одной фазы развития в другую. Прослеживая постепенную смену стадий развития, детский аналитик получает воз­можность наблюдать переходные этапы и соответствующим образом адаптировать технические средства. В подростковом возрасте анализ проводится с использова­нием как 'взрослых', так и 'предпубертатных' техник. В старшем подростковом воз­расте применяются, как правило, техники 'взрослого' анализа.

[399,401,750]